Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Биография раввина

Раби Моше-Мордехай бар Цви-Хаим Эпштейн (Левуш Мордехай; 5626—5694 /1866—1933/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.

Родился двадцать первого адара 5626 /1866/ года в литовском крае.

Учился в Воложинской ешиве. Прославился как илуй (вундеркинд).

К пятнадцати годам освоил более половины Вавилонского Талмуда (Гдолей адорот).

Занимался также в доме учения г. Кельма под руководством одного из основателей этического движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма; см.).

Р. Эпштейн женился на дочери знаменитого богача и знатока Торы из Ковно (Каунаса) р. Шраги Франка, также принадлежащего к кругу основателей движения Мусар.

Поселившись в Ковно, р. Эпштейн изучал Тору в хавруте (паре) с другим выпускником дома учения в Кельме р. Исером-Залманом Мельцером (см.) — они были женаты на родных сестрах.

В эти годы р. Эпштейн стал одним из основателей и руководителей молодежной организации Нецах Исраэль (Вечность Израиля), занимающейся заселением и освоением Земли Израиля.

В 5650 /1890/ и 5651 /1891/ первом году он дважды посетил Святую Землю и от имени организации приобрел крупный земельный участок, на котором было построено новое сельскохозяйственное поселение Хадера. Внутри этого поселения он купил просторный надел для своей семьи (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3 с.72).

В 5654 /1894/ году р. Эпштейн был приглашен на должность ведущего преподавателя в ешиву Кнессет Исраэль, основанную в пригороде Ковно, Слободке, одним из руководителей движения Мусар р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.). Вторым преподавателем ешивы стал хаврута р. Эпштейна — р. Мельцер. С их приходом ешива в Слободке приобрела статус мирового центра изучения Торы.

В 5657 /1897/ году р. Эпштейн, которому едва исполнилось тридцать лет, был назначен главой ешивы в Слободке.

Его уроки отличались особым стилем: он ставил перед учениками сложнейшую алахическую проблему, а затем, в поисках ее решения, совершал увлекательный экскурс по многим разделам талмудической литературы. Перед учениками развертывалась широчайшая панорама идей и концепций — а в конце пути проблема решалась, как правило, самым неожиданным образом (Тнуат амусар 3 с.34).

Впоследствии на основе уроков, проведенных в ешиве, им была создана книга Левуш Мордехай (Одеяние Мордехая), в которой рассматривались трактаты Талмуда, наиболее часто изучаемые в ешивах, — Йевамот, Гитин, Бава кама, Бава меция, Бава батра, а также все четыре раздела кодекса Шульхан арух.

Разработанный им метод эвристического анализа талмудических проблем оказал значительное влияние на систему преподавания во многих ешивах мира.

Р. Эпштейн принял на себя и заботу о материальном обеспечении ешивы. Он направил посланцев для сбора средств во многие богатые общины мира — его представители добрались даже до Африки и Америки. Благодаря его усилиям, к концу 5660 /1900/ года удалось завершить строительство нового здания для ешивы, в которой к этому времени занималось уже более трехсот студентов.

В 5670 /1910/ году, в дополнение ко всем своим обязанностям в ешиве, р. Эпштейн был избран раввином Слободки.

С началом первой мировой войны, когда линия фронта подошла к Ковно, р. Эпштейн и его ученики были выселены в глубь Российской империи — сначала в Минск, а затем, в 5676 /1916/ году, — в Кременчуг. Здесь они пережили все ужасы Гражданской войны: быстрый переход города из рук в руки, нападения различных банд, погромы, эпидемии, голод. Только в 5681 /1921/ году ешиве удалось вернуться в Литву, ставшую к тому времени независимым государством.

Вновь обосновавшись в Слободке, ешива пережила пору расцвета — число студентов возросло до пятисот (Тнуат амусар 3 с.62).

В послевоенные годы р. Эпштейн стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения. В 5683 /1923/ году он принимал участие в работе Второго конгресса всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) и был избран в руководящий орган этой организации Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).

К этому времени ежемесячный бюджет ешивы составил около пяти тысяч долларов, и в начале 5684 /1924/ года р. Эпштейн был вынужден отправиться в США, чтобы, опираясь на свой высочайший авторитет, обеспечить ешиву необходимой материальной поддержкой. Тем временем его зять р. Йехезкель Сарне (см.), помогавший ему в руководстве ешивой, выехал в Землю Израиля. В городе Хевроне, далеком от партийных и идеологических разногласий, он подготовил базу для постепенного перевода туда ешивы. В течение 5685 /1925/ года из Слободки в Хеврон прибыла первая сотня учеников (там же с.71—73).

В первый день месяца адар 5685 /1925/ года р. Эпштейн, возвратившись из США, присоединился к своей ешиве в Хевроне. Пол года спустя, в месяце элуле, он вновь посетил Слободку, чтобы позаботиться об оставшейся там части учеников, а оттуда направился с целью сбора средств для ешивы во второе, продолжительное, турне по США — до конца 5687 /1927/ года.

В середине зимы, восьмого тевета 5688 /1928/ года, он окончательно, вместе со своей семьей, обосновался в Земле Израиля, осуществив мечту своей юности.

К этому времени количество учеников в Хевроне возросло уже до двухсот, причем, сорок из них прибыли из США, и еще несколько из Англии и других европейских стран. Многие арабы сдали свои дома в аренду для студентов, и центр Хеврона превратился в еврейский квартал, жизнь которого вращалась вокруг ешивы.

Восемнадцатого ава 5689 /1929/ года арабы Хеврона, с которыми у сотрудников ешивы были установлены, как им казалось, добрососедские и даже теплые отношения, напали на еврейский квартал и со звериной жестокостью убили около семидесяти человек: стариков, детей, женщин. В число погибших входило двадцать четыре студента ешивы — и многие были ранены; погромщики сожгли шестьдесят свитков Торы (там же с.77—79,86—87;Везэ шаар ашамаим с.479).

После пережитой трагедии р. Эпштейн перевел ешиву в Йерушалаим.

На иерусалимском вокзале его встречали все ведущие мудрецы святого города во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом-Хаимом Зонненфельдом (см.). Пожав руку р. Эпштейна, р. Зонненфельд во весь голос произнес: «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, наделивший Своей мудростью тех, кто трепещет перед Тобой» — это благословение, в соответствии с законом, произносится при виде великих знатоков Торы (Гдолей адорот).

Р. Моше-Мордехай Эпштейн умер второго кислева 5694 /1933/ года.

Во главе ешивы, которую стали называть Хеврон в память об учениках, погибших во время погрома, его сменил зять р. Йехезкель Сарне; а начиная с 5732 /1972/ года, во главе ешивы встал второй его зять и ближайший ученик — р. Моше Хеврони (см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.