Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.

3. 25 лет в Хевроне

По истечении трех месяцев, проведенных в Египте, Аврам и его спутники возвратились в Кнаан. Аврам разбил свой шатер в дубраве Мамре, возле города Хеврона, а его племянник Лот кочевал в долине реки Иордан, а затем поселился в городе Сдоме (Берешит 13:1—18; Седер олам раба 1). И как только Аврам отделился от Лота, не обладавшего необходимым духовным совершенством и чистотой, к нему вернулась сила пророчества. Всевышний вновь обещал Авраму, что дарует ему потомство, многочисленное, как песчинки земли, а затем навечно отдаст его потомкам всю страну Кнаан (Берешит 13:14—16; Зоар 1, 85а). После этого обещания Аврам возвратился к супружеской жизни с Сарай — ведь прежде, убедившись, что она бесплодна, он на много лет отдалился от нее (Берешит 13:18, Мусаф Раши; Оцар ишей аТанах, Сара).

В том же 2023 году к долине Иордана подступило войско четырех союзных царей, возглавляемое Кедарлаомером, царем Элама, и Нимродом-Амрафелем, царем Шинара (Вавилона). Кедарлаомер пришел в Кнаан, чтобы восстановить свою власть над жителями Сдома и четырех окрестных городов, отказавшихся платить ему дань. Общая численность его армии составляла около восьмисот тысяч воинов. Решающая битва произошла в долине Сидим, где теперь расположено Мертвое море, и Кедарлаомер одержал победу. Его войска ворвались в Сдом и окрестные города, разграбили их, а всех жителей угнали в рабство — в том числе и Лота, племянника Аврама (Берешит 14:1—12; Седер олам раба 1; Сефер аяшар).

Нимрод-Амрафель ввязался в эту войну в первую очередь ради того, чтобы расправиться с Аврамом, который стремился отвратить от идолопоклонства весь мир и распространял веру в единого Б-га. Захватив в плен Лота, он ошибочно заключил, что это и есть Аврам, так как дядя и племянник были внешне очень похожи, — но потом ошибка открылась (Зоар 1, 86б). И все же союзники рассчитывали, что, поскольку Лот и его семья находятся у них в плену, Аврам попытается спасти своего племянника и сам попадет к ним в руки (Эц Йосеф, Берешит раба 42:1).

И действительно, узнав о пленении Лота, Аврам сразу же собрал отряд, состоящий из 318 его учеников и его союзников-кнаанцев, и ночью неожиданно напал на лагерь четырех царей, уничтожив его почти полностью (Берешит 14:14—15; Сефер аяшар). В книге Зоар объяснено, что, когда Аврам пустился в погоню за могучим войском Кедарлаомера, ему и в голову не приходило вступать в сражение с многократно превосходящим по численности противником, потому что человеку не следует полагаться на чудо. Он взял с собой значительный запас серебра, чтобы выкупить Лота, а если не получится, то умереть в плену вместе с ним. Но когда Аврам настиг войско четырех царей, он почувствовал удивительную Б-жественную поддержку, и Всевышний поразил врагов перед ним (Зоар 1, 112б). Это было шестым жизненным испытанием, в котором выстоял Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 27; Раши, Авот 5:3).

Подобно тому как Аврам спасся от четырех царей и ему было даровано великое избавление, так и в будущем четыре царства попытаются уничтожить народ Израиля. Но благодаря Всевышнему к евреям придет в конце времен великое избавление. Ведь все, что произошло с праотцами, это знак для их потомков (Берешит раба 42:2, Матнот кеуна; Рамбан, Берешит 14:1).

Возвращаясь с поля сражения, Аврам посетил город Шалем (будущий Иерусалим), в котором правил его любимый наставник Шем, царствовавший под именем Малки-Цедек (Берешит 14:18, Раши; Пиркей дераби Элиэзер 27). Аврам вручил Шему, который был коэном — служителем Всевышнего, десятину (маасер) от всей своей военной добычи, а угнанных четырьмя царями пленников и их имущество отослал в Сдом (Берешит 14:18—23). В ходе продолжительных совместных занятий Шем открыл Авраму законы, связанные с будущим служением первосвященника в Храме (Берешит раба 43:6).

После этой победы над четырьмя царями жители Кнаана устроили Авраму пышное чествование. Они возвели огромный помост из кедровых досок, усадили на него Аврама и прославляли его: «Ты — правитель, избранный для нас Б-гом! Ты — наш царь и владыка!» Аврам ответил им, что в мире есть всего Один Царь и Владыка (Берешит раба 42:5, Раши). И с тех пор все правители Кнаана признали верховный авторитет Аврама и его власть над собой (Эц Йосеф на Берешит раба 42:5).

По возвращении в Хеврон Аврам удостоился нового пророчества, в котором Творец еще раз обещал ему многочисленное потомство (Берешит 15:4—5; Сефер аяшар). Аврам очень боялся, что среди тех, кого он убил на этой войне, был хотя бы один праведник или просто богобоязненный человек, которого четыре царя насильно призвали в свои войска, — и из-за этого он мог утратить все свои заслуги, связанные с тем, что приближал людей к Б-гу. И Всевышний успокоил его, сказав, что все прежние обещания остаются в силе (Берешит раба 44:4, Эц Йосеф; Зоар 1, 88б; Раши, Берешит 15:1). И тогда Аврам, который был великим знатоком астрологии, возразил Творцу: «Я видел по звездам, что у меня никогда не будет детей». В ответ Всевышний вывел его из-под власти созвездий и законов природы, которым подчинено подавляющее большинство человечества (Шабат 156а; Зоар 3, 216б). Всевышний пояснил Авраму: «Ты — пророк, а не астролог», — ведь астролог может лишь постичь будущее, предопределенное расположением звезд, но не в силах ничего изменить, а пророк настолько близок к Творцу, что своей молитвой может изменить мазаль — предопределенное течение событий. Творец открыл своему пророку, что в ознаменование его нового высочайшего духовного уровня, Он изменит его имя: «У Аврама (אברם) не может родиться сын, но у Авраама (אברהם) — родится!» (Танхума, Шофтим 11; Берешит раба 44:10 и 44:12, Эц Йосеф; Раши и Рамбан, Берешит 15:5). И в том же пророческом откровении Всевышний вывел Аврама «за пределы Вселенной» — т.е. вывел его сознание за пределы материального мира, ограничивающего духовное постижение и скрывающего от человека всевластие Б-га (Берешит раба 44:12, Эц Йосеф и Маарзо; Раши, Берешит 15:5). Это глубочайшее пророческое откровение стало седьмым испытанием, которое выдержал Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 28): он безоговорочно поверил в обещание Всевышнего, даже зная, что в рамках законов природы оно осуществиться не сможет (Михтав меЭлияу т.3, стр.70).

Но в течение десяти последующих лет детей у Аврама и Сарай по-прежнему не было. И тогда в 2033 году /1727 до н.э./ Сарай отдала Авраму в жены свою служанку Агарь, чтобы в их семье все же появился ребенок (Берешит 16:1—3; Седер олам раба 1). «Счастлива ты, что соединяешься с таким святым человеком», — сказала Сарай своей служанке (Берешит раба 45:3). 13 нисана 2034 /1726 до н.э./, когда Авраму было уже 86 лет, у него родился первый сын, названный именем Ишмаэль (Берешит 16:15—16; Ягель либейну), — и в первые годы Сарай любила его как своего сына (Оцар ишей аТанах, Сара).

Ровно через тринадцать лет после рождения Ишмаэля, 13 нисана 2047 года /1713 до н.э./, Аврам получил новое пророчество: теперь Всевышний, действительно, изменил его имя на Авраам, а имя Сарай — на Сара, запретив использовать прежние имена, и сообщил, что через год Сара родит сына, которого следует назвать именем Ицхак. И хотя от Ишмаэля также произойдет великий народ, Свой союз Творец будет хранить именно с потомством сына от Сары, а не с потомками Ишмаэля. В знак вечного союза, заключенного между Творцом и потомками Авраама от Сары, ему было заповедано совершить обрезание, а в последующих поколениях делать обрезание каждому ребенку мужского пола на восьмой день от рождения. И без промедления «были обрезаны Авраам, его сын Ишмаэль и все его домочадцы» (Берешит 17:1—26; Седер адорот). Обрезание Аврааму выполнил его наставник Шем, который был в то время его гостем (Ялкут Шимони, Лех 80, Зайт раанан). Обрезание, совершенное в возрасте девяноста девяти лет, стало восьмым испытанием, которое прошел Авраам (Пиркей дераби Элиэзер 29; Раши, Авот 5:3).

На третий день после обрезания, 15 нисана 2047 года, к Аврааму в дубраву Мамре зашли трое путников, которые в благодарность за гостеприимство предсказали, что через год у него и Сары родится сын (Берешит 18:1—10, Раши; Седер олам раба 5; Бава меция 86б; Берешит раба 48:12, Эц Йосеф и Маарзо). И Авраам понял, что это были ангелы, посланные Всевышним для того, чтобы оповестить Сару (Зоар 1, 104а). Однако сама Сара, посчитавшая гостей обыкновенными странниками, только недоверчиво рассмеялась (Берешит 18:12, Рамбан), — но в тот же день после многолетнего перерыва к ней возвратились месячные (Бава меция 87а).

А когда Авраам проводил своих гостей в сторону Сдома, ему открылся Всевышний и сообщил, что собирается уничтожить Сдом и еще четыре окрестных города, потому что их жители погрязли в грехах (Берешит 18:16—22). Сдом и другие города долины реки Иордан были основаны еще в 1996 году /1764 г. до н.э./, когда подданные царя Нимрода прекратили строительство вавилонской башни и рассеялись по земле (Тосафот, Шабат 10б; Ягель либейну). Эти города отличались особыми законами и обычаями. Так, у них существовал праздник, во время которого все жители долины собирались на большом, заросшем травами, поле и в течение четырех дней предавались разврату: человек видел свою жену или дочь в руках другого мужчины, но не возражал ни слова (Сефер аяшар). Однажды ученик Авраама, Элиэзер, пришел в Сдом, чтобы навестить Лота, и один из местных жителей ударил его камнем по голове, а когда обильно полилась кровь, потащил его к сдомскому судье Шереку. Судья повелел Элиэзеру заплатить за удар, так как, согласно закону Сдома, человек, которого избили до крови, должен был заплатить своему обидчику крупную сумму за то, что тот сделал ему кровопускание, очистив организм от «дурной» крови. Тогда Элиэзер схватил с земли камень, ударил Шерека по голове и сказал: «Если уж у вас такой закон, то пусть судья заплатит причитающуюся мне за этот удар сумму тому, кто меня ударил!» — и продолжил свой путь (Санхедрин 109б; Сефер аяшар; Седер адорот). Всякая благотворительность была строжайше запрещена. Дочь Лота, Плотит, тайно подкармливала хлебом и водой нищего странника. Ее выследили и сожгли на костре (Пиркей дераби Элиэзер 25; Сефер аяшар). А когда еще одна девушка из городка Адма, расположенного недалеко от Сдома, накормила путника, горожане, вымазав ее тело медом, привязали ее возле пчелиного улья — крик этой девушки дошел до Небес, и Всевышний направил своих ангелов, чтобы уничтожить Сдом и все города долины (Санхедрин 109б; Сефер аяшар; Зоар 1, 106б).

Узнав об участи Сдома, Авраам стал просить Всевышнего пощадить жителей долины в заслугу живущих там праведников. И Творец обещал ему, что если там найдется хотя бы десять праведников, ради них будут помилованы все остальные жители (Берешит 18:23—32). Но и десяти праведников не нашлось. Рано утром 16 нисана 2047 года /1713 до н.э./ Сдом, Амора и окрестные города были уничтожены землетрясением и погребены под огненной лавой. Чтобы не причинять боль Аврааму, ангелы вывели из Сдома лишь Лота и двух его незамужних дочерей (Берешит 19:24—25, 29—30; Седер адорот).

После того как Авраам получил от Всевышнего заповедь обрезания, он стал выполнять и все другие повеления и запреты Торы, хотя они ему и не были заповеданы (Зоар 3, 13б; Оцар ишей аТанах, Авраам). Он соблюдал также все постановления и ограничения, которые будут впоследствии введены мудрецами Торы, — например, запреты мудрецов, призванные оградить от нарушения Субботы (Кидушин 82а; Йома 28б; Берешит раба 64:4, 95:3; Раши, Берешит 26:5). По объяснению комментаторов, Авраам постиг пророческим видением (руах акодеш) не только сами заповеди, но и их сокровенный смысл и все тайны Торы (Рамбан, Берешит 26:5). А согласно определению основателя хасидизма Бешта, праотец Авраам «постиг духовные корни каждой из заповедей» — как именно каждая из них оживляет человеческую душу и воссоединяет ее с Творцом (Дегель махане Эфраим 96).

с разрешения издательства Швут Ами