Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер

Малый Котель

Отложить Отложено

В нашем представлении Котель — Стена плача — это огромная площадь перед высоченной стеной. Мало кто знает, что еще каких-нибудь пятьдесят лет назад площади не было, рядом с Котелем гнездились арабские дома, оставляя небольшую полоску для молящихся тут много столетий евреев.

На самом деле видимая сейчас часть Западной Стены, называемая с большой буквы Котелем — «Стеной», — это лишь малая часть полукилометровой подпорной стены Храмовой горы, практически на всем протяжении застроенной вплотную арабскими домами. Севернее, метрах в 150 от известного нам Котеля есть «Малый Котель» — небольшая площадка рядом с Шаар а-Барзель — Железными воротами, ведущими на Храмовую гору.

Ворота со стороны города охраняют еврейские полицейские, —

а мы ныряем налево в низкий коридор, называемый довольно громко «Улицей малой Стены»,

и через минуту

попадаем в маленький закрытый отовсюду дворик,

одна из стен которого — та же самая Западная стена Храмовой горы.

Камни, как видно, поздние, скорее всего — надстроенные Сулейманом пятьсот лет назад,

когда стены Храмовой горы, разрушенной еще римлянами, были восстановлены вместе со стеной старого Иерусалима.

Но вот кстати попался один камень с «рустом» — рамочкой, характерной для доиродианской и иродианской кладки… такие камни попадаются практически в каждой средневековой постройке здесь, на Святой земле, — последующие завоеватели разбирали развалины времен Хасмонеев на строительные материалы…

Вообще, этот двор типичен — как место борьбы между евреями и арабами здесь, в Старом городе.

Евреи приходят сюда молиться —

а арабы высыпают мусор и гадят (в прямом смысле) — очевидно, они знают Шулхан Арух: в месте, где есть экскременты и плохие запахи, молиться запрещено.

А вот окно на Храмовую гору. Обратите внимание — арабы строили из разноцветных камней

и даже резали по камню (что здесь написано?).

Но таких зданий — оригинальной арабской архитектуры — в Старом Иерусалиме мало —

многие дома здесь принадлежали евреям, и почти у каждого входа в дом сохранились выдолбленные справа у косяка места для мезузы — как здесь, например, вместо разбитой мезузы арабы вмонтировали какую-то решеточку:

А вот вход в современный еврейский дом в центре мусульманского квартала — добраться сюда на машине нельзя, такова реальность Старого города. Кстати, мало кто знает, что здесь, в мусульманском квартале, как минимум сто лет — вплоть до образования государства Израиль в 1948 году — евреев в было гораздо больше, чем мусульман и христиан.



До 1921 года в «мусульманском» квартале жило больше евреев, чем в том, который англичане впоследствии назвали «Еврейским». Многие годы евреи и арабы жили там вперемешку. В начале нынешнего столетия в этом квартале жило около тысячи еврейских семей. В 1921 году арабы устроили погром, и евреи вынуждены были оттуда бежать. В квартале осталось лишь около десяти еврейских семей. Вот тогда-то и закрепилось за ним название «Мусульманский».

Затем последовали еще два погрома — в 1929 и 1936 годах. В «мусульманском» квартале евреев не осталось… Весь Старый Иерусалим можно считать арабским городом по той же логике, что и «Мусульманский» квартал. С 1948 года, когда Иордания захватила Старый город с Западной стеной, там не было евреев вплоть до 1967 года: всех их убили или изгнали.

Это статистика, скопированная у р. Аарона Бенциона Шурина: Британника на основании турецкой переписи 1844 года сообщает, что в Иерусалиме жило 7120 евреев, 5 тысяч мусульман и 3390 христиан. Во французском справочнике за 1876 год мы находим, что в 1876 году в Иерусалиме жило 12 тысяч евреев, 7560 мусульман и 5470 христиан.

А вот палестинский календарь за 1895-1896 годы. Население Иерусалима: 28112 евреев, 8560 мусульман и 8748 христиан — евреев много больше, чем мусульман и христиан, вместе взятых! (Данные, скорее всего, не только по Старому городу). По переписям Британской мандатной власти за 1922 год — 33971 еврей и только 13413 мусульман и 14699 христиан. 1931 год — 51222 еврея, 19894 мусульманина и 19335 христиан. В 1948 году при образовании Государства Израиль во всем Иерусалиме жило 100 тысяч евреев, 40 тысяч мусульман и 20 тысяч христиан.

За сто лет статистических данных, с 1844 года, евреи в Иерусалиме всегда были в большинстве.

После Шестидневной войны 67-го года в Старый Иеруссалим стали медленно возвращаться евреи, хотя купить у арабов дома практически невозможно — палестинцы убивают каждого, кто продает землю или дом евреям.

Вот так и сторожат еврейские омоновцы вход на Храмовую гору, святое еврейское место, для нас и от нас… Есть известная мишна, которая определяет десять уровней «географической» святости — Земля Израиля имеет статус Святой по сравнению с другими странами, Иерусалим — более святой по сравнению с другими местами Израиля, ну и, естественно, Храмовая гора, и так далее…

Храм ждет нас… последнее время и к Малому Котелю приходят евреи — ведь это место ничем не дальше от Храма, и статус его «географической» святости ничем не меньше, хотя известная нам Стена — место намного более «намоленное»…

Но приходит время, и мы будем молиться не у стен, а в Храме, и, сБп, можно будет снимать уже «оттуда», и не надо будет постить ни пост четвертого месяца, ни десятого.

А пока Храма нет, только Стена

Теги: Иерусалим, Храм, "Моя слабость"