Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.

Возвратившись после жертвоприношения в Беэр-Шеву, Авраам узнал, что его жена Сара отправилась их разыскивать. Перед тем как повести Ицхака к горе Мория, Авраам, желая успокоить Сару, сказал ей, что отведет Ицхака в ешиву Шема и Эвера. Но затем к ней явился некий глубокий старец (тот же самый, что встретился Аврааму на пути) и сообщил, что на самом деле Авраам пошел принести сына в жертву. И тогда Сара вместе с несколькими слугами и служанками поспешила в погоню и достигла Хеврона. Там к ней вновь пришел тот же старец и оповестил ее, что Ицхак остался в живых — Сара не выдержала великой радости и упала замертво. Ее жизнь оборвалась десятого тишрея 2085 года /1676 г. до н.э./, когда ей было 127 лет (Берешит 23:1—2, Раши; Берешит раба 58:5; Сефер аяшар).

Авраам и Ицхак, поспешившие по ее следам, уже не застали ее в живых. Они похоронили Сару возле Хеврона, в пещере Махпела, которую Авраам приобрел в свою собственность (Берешит 23:17—19). В этой пещере он уже бывал прежде и знал, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава (Зоар1, 127а). Сару погребли рядом с Хавой — на расстоянии около двух локтей от нее (Зоар 3, 164а).В погребальной церемонии участвовали главы того поколения Шем и Эвер, а также палестинский царь Авимелех (Берешит раба 62:3,Эц Йосеф; Сефер аяшар). Над могилой был построен каменный склеп длиной в 28 локтей (около 14-и метров), из которого 15 ступеней вели вниз, в саму пещеру (Седер адорот).

После похорон Авраам, действительно, отправил Ицхака учиться в ешиву Шема и Эвера, а сам возвратился со своими учениками и слугами в Беэр-Шеву (Берешит 22:19; Сефер аяшар; Седер адорот).

В 2088 году /1672 г. до н.э./ Авраам послал своего ближайшего ученика Элиэзера в землю Харан, чтобы взять для Ицхака невесту из семьи брата Авраама, Нахора (Берешит 24:2—10; Сефер аяшар).Элиэзер возвратился с Ривкой, внучкой Нахора (там же 24:24, 24:58—61), и сорокалетний Ицхак женился на ней (Берешит 24:67; Сефер аяшар; Седерадорот).

Приблизительно в тот же период Авраам женился вновь на женщине по имени Кетура, и она родила ему еще шестерых сыновей (Берешит 25:1—2; Седер адорот). Когда они подросли,Авраам дал им богатые дары и отправил их на восток, а все свое наследство передал Ицхаку (Берешит 25:5—6).

Авраам передал детям Кетуры свои оккультные знания и магические искусства (Санхедрин91а, Раши). Они переняли от Авраама лишь пути «к самым низшим уровням святости», но путь к истинной святости, связанной с выполнением заповедей Торы,им открыт не был. И именно у сыновей Кетуры обучались магии «сыны востока», а прославленная «мудрость востока» — это магические искусства, унаследованные от Авраама (Зоар 1,133б). Раби Менаше бен Исраэль уточняет, что «страна востока», в которую были отосланы сыновья Кетуры, — это Индия, а «первые абрахаманим, называемые сегодня “кастой брахманов”, были сыновьями праотца Авраама, …и они распространили его учение (о переселении душ) по всей Индии» (Нишмат хаим 4:21). А по некоторым мнениям, часть из сыновей Кетуры обосновались даже на Дальнем Востоке (Мишнат ахоломот стр.25—26).

Авраам повелел своим сыновьям от Кетуры оставаться в «стране востока» лишь до тех пор,пока евреи будут находиться в зависимости от других народов — у себя на родине или в изгнании. Но как только потомкам Кетуры станет известно, что сыны Израиля обрели надежную независимость, они должны вернуться на Святую Землю и своей помощью и праведным служением еврейскому народу удостоиться вместе с ним прихода царя-Машиаха. В период правления царя Шломо (см.) потомки сыновей Кетуры, решившие, что царствование Машиаха уже началось, прислали в Иерусалим посольство, во главе которого стояла царица Шева, властительница государства,основанного внуком Авраама и Кетуры (см. Берешит 25:3), — однако выяснилось, что срок еще не настал (Мидраш агадоль; Бешем амро, Хаей Сара 25:6).

Но свое основное богатство —право на Землю Израиля, а также знание Торы и заповедей — Авраам передал только Ицхаку (Санхедрин 91а; Рамбам, Авода зара 1:3). В 2108 году /1652г. до н.э./ у Авраама родилось два внука: сыновья Ицхака — Яаков (см.) и Эсав (Берешит25:25—26; Седер адорот). Авраам обучал Яакова, который проявлял особую тягу к Б-жественной мудрости, путям служения Всевышнему (Седер олам раба 1; Сефер аяшар).

Авраам завершил свой земной путь в месяце тишрей 2123года /1637 г. до н.э./ — ему было 175 лет (Берешит 25:7—8; Рош ашана 10б;Седер адорот). В мидраше объяснено, что ему было отпущено 180 лет жизни,но Творец укоротил этот срок на пять лет, чтобы он не увидел, как его внук Эсав сошел на путь нечестия, — ведь именно в день смерти Авраама пятнадцатилетний Эсав совершил прелюбодеяние и убийство, а также склонился к идолопоклонству. И невозможно было отдалить день духовного падения Эсава, потому что «все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Берешит раба 63:12; Рашии Сифтей хахамим, Берешит 15:15). И в тот же день Эсав продал свое первородство младшему брату Яакову (Берешит 25:30-33, Раши; Бава батра 16б).

Праотец Авраам был одним из шести величайших праведников,умерших особой смертью, которую знатоки тайного учения называют «поцелуем Шехины»,— и тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны разложению (Бава батра 17а, Раши; Дерех эрец зута 1).

Сыновья Ицхак и Ишмаэль погребли Авраама в пещере Махпела рядом с Сарой (Берешит 25:9—10; Зоар 3, 164а). В его похоронах принимали участие его наставники Шем и Эвер, а также все правители и знатные люди Кнаана и Харана (Берешит раба 62:3; Сефер аяшар). И все главы того поколения говорили: «Горе миру, потерявшему своего вождя, и горе кораблю, оставшемуся без кормчего» (Бава батра 91а). А жители земли Кнаан оплакивали его и соблюдали траур по нему в течение целого года, ведь все его любили, потому что он был добр и прямодушен с каждым человеком (Сефер аяшар).

·

В Талмуде Авраам назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен — наряду с Адамом (см.),Шетом (см.), Метушелахом (см.) и тремя своими потомками: Яаковом (см.), Моше(см.) и пророком Шмуэлем (см.) (Сукка 52б).

С праотца Авраама началось исправление мира — он сумел изменить направление истории человечества. Ведь первоначально Шехина (Б-жественное Присутствие)пребывала на земле, но затем из-за греха Адама отдалилась на первый уровень Небес, из-за греха Каина — на второй, из-за греха поколения Эноша — на третий, в поколение потопа — на четвертый, из-за греха строителей вавилонской башни — на пятый, из-за преступлений жителей Сдома — на шестой и из-за нечестия египтян — на седьмой. И вот, в заслугу праведного Авраама, устоявшего в десяти испытаниях, Шехина опустилась с седьмого уровня на шестой, в заслугу его сына Ицхака — на пятый, в заслугу его внука Яакова — на четвертый,— и так до тех пор, пока в заслугу нашего наставника Моше (см.) Шехина вновь не обрела обиталище в нижнем мире (Берешит раба 19:7, Эц Йосеф).

Авраам стал не только прародителем народа Израиля, но и во многом определил уникальный духовный облик своих еврейских потомков: высочайшие нравственные качества, приобретенные им в десяти жизненных испытаниях, вошли в природу сынов Израиля. Так, непреклонную самоотверженность и готовность отдать жизнь за свою веру еврейский народ унаследовал от праотца Авраама, который предпочел пойти на костер, но не изменить Всевышнему в Ур Касдиме. Внезапно пробуждающееся в еврее стремление переселиться на Святую Землю восходит корнями к испытанию Лех-леха — когда Творец повелел праотцу Аврааму «Уходи из своей страны, со своей родины, из дома твоего отца, в землю, которую Я тебе укажу…» (Берешит 12:1). Исключительное еврейское умение встречать жизненные невзгоды, не теряя веры, — ведь все, что посылает Творец, это к добру, — происходит от испытания голодом, когда Авраам сошел в Египет, даже мысленно не упрекнув Творца, обещавшего ему процветание и благополучие в стране Кнаан (Р. Хаим Воложинер, Руах хаим 5:3; Михтав меЭлияу т.1. стр. 10-11). А в трактате Авот сказано: «Каждый, кто обладает тремя качествами: доброжелательностью, смирением и скромностью, — тот из учеников нашего праотца Авраама (т.е. из его потомков и духовных наследников)»(Авот 5:19, Раши).

И более того, заслуги праотца Авраама, приобретенные в тяжелейших жизненных испытаниях, защищали его потомков — сынов Израиля — во всех последующих поколениях. Когда народ Израиля согрешил в Синайской пустыне,наш наставник Моше не мог вымолить для евреев пощады до тех пор, пока не сказал Творцу: «Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, твоих слуг…» (Шмот 32:13, Дварим9:26) — и лишь после этого евреи были спасены от грозящего им полного истребления (Шабат 30а).

От праотца Авраама произошли также арабы (потомки его сына Ишмаэля) и европейские народы (потомки его внука Эсава). В мидраше Авраам назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» — Адам,Ноах и Авраам (Шохер тов 34).

Лишь к третьему поколению потомство Авраама сумело очиститься от духовной скверны, а до этого у Авраама родился Ишмаэль, а у Ицхака — Эсав (Шабат 146а). А по образным словам мидраша, в Грядущем мире лицо Авраама будет покрыто краской стыда из-за Ишмаэля и сыновей Кетуры, а лицо Ицхака — из-за Эсава (Бемидбар раба 2:13). Вместе с тем, Авраам и Ицхак заронили в своих нееврейских потомков «многочисленные искры святости», —и эти народы необходимы для существования сынов Израиля в качестве карающего жезла, посредством которого Творец в случае необходимости наставляет Свой избранный народ. С другой стороны, когда Творец карает эти народы за их грехи,это служит предостережением сынам Израиля — и в таком случае высвобождаются зароненные в них в древности «искры святости» (Михтав меЭлияу т.5, стр.461).

Праотцем Авраамом был написан целый ряд книг (Рамбам, Авода зара 1:3). В составленном им трактате Авода зара, посвященном запрету идолопоклонства, было четыреста глав — в отличие от одноименного трактата Талмуда, состоящего всего из пяти глав (Авода зара 14б).Но из всех его сочинений до нас дошла лишь основополагающая книга по кабале Сефер Йецира (Книга Творения), посвященная сокровенным тайнам Творения и Б-жественного управления Вселенной (Зоар хадаш 37). По ряду мнений, эту книгу впоследствии обработал и разделил на главы один из мудрецов эпохи Мишны —раби Акива (Акдама леРаза деЙецира). По свидетельству Талмуда, праотцу Аврааму принадлежит также основа одного из псалмов, в котором сказано: «Мир строится добротой» (Теилим 89:3), — позднее в обработанном и расширенном виде этот торжественный гимн Всевышнему был включен в книгу Псалмов царя Давида(Бава батра 14б-15а).

с разрешения издательства Швут Ами