Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто со злым лицом дает милостыню бедным, тот теряет свою награду, даже если дает много. И преступает заповедь «да не будет досадно сердцу твоему, когда даешь ему» (Дварим 15; 10).»Орхот цадиким. Щедрость
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ויעלו בנגב ויבא עד-חברון""ג, כ"ב(

“И взошли они, а он дошёл до Хеврона” (13:22)

Калев бен Йефунэ пошёл молиться на могилу праотцев, чтобы укрепиться духом и не поддаться влиянию других разведчиков (Раши).

Раби Йосеф Даян (5684/1924 – 5750/1990), кабалист, которого рав Кадури называл одним из тридцати шести скрытых праведников, часто приезжал в Хеврон, но старался не оставаться там на ночь из-за случая, о котором он сам рассказывал.

Однажды рав приехал на ночь в Хеврон, чтобы помолиться. Поскольку пещера Махпела – могила праотцев – закрыта по ночам, он взял свечу и, сев неподалеку от пещеры, стал учиться с истинным вдохновением. Неожиданно на рава обрушился сильный удар; подняв голову, рав увидел араба, которому он явно “не понравился”. Вдруг араб упал, поднялся – и ещё раз упал, и так повторилось несколько раз, и при этом испуганный араб страшно кричал: “Оставь меня, оставь!” Наконец, перестав падать, он бросился бежать со всех ног. Чудо сотворено мне с небес, но каждое чудо – уменьшает награду. Посему прекратил я оставаться в Хевроне на ночь...

* * *

В течение многих лет запрещали арабы евреям приходить на могилы праотцев в Хевроне.

Праведник Амрам бен Диван родился в Иерусалиме и переехал жить в Хеврон.

Он был послан в страны Северной Африки собрать деньги для ешивы святого города Хеврона. Наряду со сбором денег он учил евреев Марокко Торе, создавал ешивы и т.п. В 5533 году (1863) он вернулся в Эрец Исраэль и направил свои стопы в Хеврон, где преподавал в местной ешиве.

Однажды охватило его душу страстное желание помолиться в пещере Махпела рядом с могилами праотцев, но что же делать, если арабы не пускают евреев в пещеру? Одел рав мусульманскую одежду и зашёл внутрь без затруднений. Там, в пещере Махпела, рав Амрам с воодушевлением помолился. Когда же вышел на улицу, один из арабов узнал его и донес властям. Праотцы защитили рава: один из служащих канцелярии градоначальника сообщил раву, что его должны арестовать и отправить в тюрьму. Раби тотчас же покинул Хеврон и отправился в Марокко.

"אם חפץ בנו ה' והביא אתנו אל-הארץ הזאת ונתנה לנו ארץ אשר-הוא זבת חלב ודבש: אך בה' אל-תמרדו ואתם אל-תיראו את-עם  הארץ כי לחמנו הם סר צלם מעליהם וה' אתנו אל-תיראם""ד, ח-ט(

“Если благоволит к нам Г-сподь, то введёт нас в землю эту и передаст её нам, землю, которая течёт молоком и мёдом. Только против Г-спода не восставайте и не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них защита их; с нами же Г-сподь, не бойтесь их” (14:8-9)

У рава Ицхака Халеда (5628/1868 – 5701/1941), главного раввина города Саны (Йемен), была особая любовь к Земле Израиля. Рассказывают, что в 5689 году (1929) получил рав сообщение о погромах в Эрец Исраэль перед наступлением шабата. Тут же собрал всех руководителей общины в синагоге и срывающимся голосом, задыхаясь от слёз, сообщил страшные новости, показывая при этом газеты и полученные письма.

Когда рав увидел отчаяние, охватившее собравшихся, то возгласил со слезами на глазах: “Не бойся, червь Яаков, народ Израиля” (Йешаяу 41:14) и сказал: “Укрепитесь, Б-г с нами, не бойтесь, подымайтесь и езжайте в Эрец Исраэль, оживите её и защитите её честь, и тем самым принесём избавление нашему народу”. На той же неделе рав объявил, что вся община соберётся в определённый день на молитву, чтобы помянуть убитых во время погрома. В конце поминовения он сказал: “Неужели вы думали, что Земля Израиля будет искуплена без трудностей и кровопролития? Не отчаивайтесь, мы должны преодолеть всё и Г-сподь поможет нам получить Эрец Исраэль!”

В тот же день рав был вызван к имаму Йемена по обвинению в ведении пропаганды в пользу евреев Израиля. Община в страхе ждала ареста рава, но он не испугался и пошёл к имаму со спокойным сердцем. Имам спросил рава, правда ли то, что говорят. Рав ответил: “Я – рав общины и творил молитву во имя наших братьев, убитых в Иерусалиме, да будет отомщена их кровь!” Имам поверил раву и отпустил его. Когда спросили рава, не страшно ли было идти к имаму, ведь нельзя же рассчитывать на чудо, ответил рав: “Достойна Земля Израиля, чтобы быть арестованным из-за неё!”

"במספר הימים אשר תרתם את-הארץ ארבעים יום לשנה תשאו את-עונתיכם ""ד, ל"ד(

“По числу дней, в течение которых вы обозревали землю, сорок дней, по году за каждый день, понесёте вы наказания за грехи ваши” (14:34)

Необходимо верить Творцу и в особенности, когда Он пообещал что-либо, и примером тому случай с разведчиками (Ральбаг).

Однажды утром раби Эзра Атия пришёл в ешиву Порат Йосеф, которую он возглавлял, и увидел, что учащиеся что-то возбужденно обсуждают.

“В дом Б-га пойдём взволнованные” (Теилим 55:15), – сказал рав. – “Что случилось?”

Рассказал один из учеников ешивы, что правительство подняло цены на масло и другие продукты питания. Посему ученики, доходы которых и так невелики, должны будут теперь ещё больше ограничить себя. Понятное дело,  что все взволнованы и озабочены!

Выслушал их раби Эзра и сказал: “Говорит Гемара (Бейца 16), что пропитание человека определено ему от Рош ашана и до Рош ашана. Пропитание, сказано, а не деньги, не монеты... Это означает, определено изначально, сколько масла будет у вас, и не имеет значения, сколько оно будет стоить! Поэтому вы можете сидеть и учиться с трезвой головой и со спокойным сердцем...”

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше