Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

« (יורה משפטיך ליעקב ותורתך לישראל" (ל"ג, י »

«Учит законам Твоим Яакова и Торе Твоей Израиля» (33:10) 

Мула Хаим Элиэзер Мизрахи (Тегеран, середина XIX века) неизменно пытался влиять на общину, чтобы укрепить в евреях веру в Творца. Но настоящая война была у него с теми евреями, которые обратились к бахаистской вере и оставили Тору Израиля. Рав Хаим спас многих от из них, но, несмотря на его усилия, немалое число евреев оставило иудаизм и перешло во вновь созданную секту. Мула Хаим Элиэзер и его друзья предложили организовать диспут между евреями, верными Торе, и новыми бахаистами. 

В диспуте, состоявшемся в месяце элуле, участвовали руководители еврейской общины с одной стороны и бахаисты еврейского происхожения с другой. Собралось множество членов еврейской общины Тегерана, женщины также заполнили крыши домов вокруг. Тысячи людей пришло на диспут. 

Обсуждение начал рав города, сказавший, что многие евреи оставили иудаизм и перешли в новую секту. «Наши грехи замедлили избавление на тысячи лет, а бахаисты отодвигают его ещё дальше». Спор вёлся вокруг вопроса, кто считается пророком Творца, к которому относятся слова: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить» (Дварим 18:18). Бахаисты утверждают, что этот стих относится к основателю христианства и к Аббасу Эффенди и его теории. Каждая сторона высказывала свою точку зрения. Спор длился долго, люди стали скучать и дремать. Раввины были смущены: прошло уже много времени, а они так и не добились очевидной победы. Только около полуночи встал мула Хаим Элиэзер с места и попросил слова. Он был самым молодым среди мудрецов общины. Получив право выступить, р. Хаим потребовал, чтобы руководители обеих сторон подписали обязательство, что проигравшая сторона перейдёт на сторону победителя! 

Ропот прошёл среди людей. А что будет, если мула Хаим проиграет? Однако он стоял на своём и, в конце концов, получил требуемое обязательство. И тогда начал свою речь. Он отринул утверждения бахаистов, желающие достичь идеальной жизни в этом мире, и прояснил абсолютную мораль законы Торы. По мнению Торы не вправе человек отдавать свою жизнь в чью-либо пользу, и это совсем не идеал, как следует из теории бахаистов. И, анализируя законы иудаизма, показал р. Хаим, что именно Б-жественная Тора помогает реализовать высокие идеалы, и никакая другая вера не умалит её вечной ценности! 

После этого он начал говорить о личности Йеошуа бин Нуна, показал, что он поставлен вместо Моше Рабейну, и отметил характерные черты обоих. В конце выступления он обратился к евреям, вступившим в секту бахаистов, и выразил надежду, что они вернутся в лоно иудаизма. 

Слова р. Хаима произвели глубокое впечатление на присутствовавших. Растроганные люди подняли р. Хаима на руки и понесли его в синагогу читать Слихот

Когда мула Хаим приехал в Эрец Исраэль в 5655 (1895) г., он решил атаковать противника в его крепости, отправился в Акко в обиталище Аббаса Эффенди и попросил аудиенции. Через несколько дней в большом и красивом зале он был принят Аббасом — главой бахаистов. Спросил Аббас рава, просит ли рав о вступлении в секту. «Нет и нет, — ответил р. Хаим, — я стою на устойчивой скале, которую ни один ветер в мире не сдвинет с места. И доколе не узнаю скалы более сильной, не сдвинусь со своей скалы». 

«Если познаешь бахаизм, увидишь, что нет скалы устойчивей», — ответил Аббас Эффенди. Попросил р. Хаим от руководителя секты объяснить, что лежит в основе его веры. однако Аббас Эффенди не захотел ничего объяснять. Он сослался на занятость и попросил придти в другое время. 

Мула Хаим удовлетворился этой беседой. Если Аббас Эффенди не готов разъяснить основы своей веры и не готов дать ответы на месте, а отторгает их, значит, он сомневается! В глазах р. Хаима это была абсолютная победа! Он вернулся в Цфат, откуда продолжил свое победное путешествие по Эрец Исраэль. 

«(ויהושע בן-נון מלא רוח הכמה כי-סמך משה את-ידיו עליו (ל"ד, ט»

«Йеошуа бин Нун исполнился духа премудрости, так как Моше возложил на него руки свои» (34:9) 

Виленский Гаон писал: «Из этого стиха учим, что человек должен быть благодарен другому, даже если тот сделал ему добро вынужденно». 

Как-то пришла целая делегация к р. Яакову Муцафи, а он сидел в синагоге и учил детей, не достигших возраста бар-мицвы. Удивились этому члены делегации, и один из них не мог сдержаться и спросил: «Подходит ли такому мудрецу преподавать детям? Разве не предпочтительнее придти к нам и учить в ешиве юношей, жаждущих Торы?» 

Ответил рав со скромностью и достоинством одновременно: «Ибо избрал Г-сподт Цион, пожелал пребывать в нем» (Теилим 132:13). Из святого города Иерусалима не двинусь». 

Суд р. Яакова Муцафи находился в здании «Кирьят Сефер» в Иерусалиме. Оттуда он получал очень скромную зарплату, но, несмотря на её скудость, никогда не жаловался. Когда попросили рава руководители одной из ешив перенести суд в помещение ешивы, где условия значительно более удобные, ответил им рав: «Не бросай камень в колодец, из которого брал ранее воду. Когда приехал в Эрец Исраэль, то это учреждение поддерживало меня, и посему я не оставлю его сейчас, во время старости моей!» 

* * * 

Однажды гостил рав Цион Коэн из Цфата в доме, где находился также раби Йеошуа Бардуго из марокканского города Мекнеса. В это время пришли в дом две сестры, отца которых звали Йеуда, судиться, кому достанутся найденные ими деньги. Услышав о этом, истолковал рав Йеошуа стих из Теилим (48:12): «Веселиться будет гора Цион, ликовать будут дочери Йеуды из-за судов Твоих». Сказал: «Пусть пожертвовуют деньги раву Циону, который прибыл из Земли Израиля, для сбора средств». 

В другой раз: город был осаждён, никто не мог ни зайти, ни выйти. Вдруг осажденные слышат, как кто-то изо всех сил стучится в ворота. Свой или чужой? Не знали люди, как поступить. Спросили, кто стучит. Неизвестный голос ответил: «Садик» (в арабском языке нет звука «ц» и его заменяет звук «с»). Тогда сказал раби Йеошуа: «Отворите ворота, пусть войдёт народ праведный (цадик), хранящий верность» (Йешаяу 26:2). Открыли ворота и впустили заблудившегося еврея. 

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Средства для ешив

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Финансирование ешив — камень преткновения в израильском обществе. Чтобы окончательно рассеять домыслы о миллиардах шекелей, которые тратятся на «паразитов», публикуем эту короткую и ёмкую статью.

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»