Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

« (יורה משפטיך ליעקב ותורתך לישראל" (ל"ג, י »

«Учит законам Твоим Яакова и Торе Твоей Израиля» (33:10) 

Мула Хаим Элиэзер Мизрахи (Тегеран, середина XIX века) неизменно пытался влиять на общину, чтобы укрепить в евреях веру в Творца. Но настоящая война была у него с теми евреями, которые обратились к бахаистской вере и оставили Тору Израиля. Рав Хаим спас многих от из них, но, несмотря на его усилия, немалое число евреев оставило иудаизм и перешло во вновь созданную секту. Мула Хаим Элиэзер и его друзья предложили организовать диспут между евреями, верными Торе, и новыми бахаистами. 

В диспуте, состоявшемся в месяце элуле, участвовали руководители еврейской общины с одной стороны и бахаисты еврейского происхожения с другой. Собралось множество членов еврейской общины Тегерана, женщины также заполнили крыши домов вокруг. Тысячи людей пришло на диспут. 

Обсуждение начал рав города, сказавший, что многие евреи оставили иудаизм и перешли в новую секту. «Наши грехи замедлили избавление на тысячи лет, а бахаисты отодвигают его ещё дальше». Спор вёлся вокруг вопроса, кто считается пророком Творца, к которому относятся слова: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить» (Дварим 18:18). Бахаисты утверждают, что этот стих относится к основателю христианства и к Аббасу Эффенди и его теории. Каждая сторона высказывала свою точку зрения. Спор длился долго, люди стали скучать и дремать. Раввины были смущены: прошло уже много времени, а они так и не добились очевидной победы. Только около полуночи встал мула Хаим Элиэзер с места и попросил слова. Он был самым молодым среди мудрецов общины. Получив право выступить, р. Хаим потребовал, чтобы руководители обеих сторон подписали обязательство, что проигравшая сторона перейдёт на сторону победителя! 

Ропот прошёл среди людей. А что будет, если мула Хаим проиграет? Однако он стоял на своём и, в конце концов, получил требуемое обязательство. И тогда начал свою речь. Он отринул утверждения бахаистов, желающие достичь идеальной жизни в этом мире, и прояснил абсолютную мораль законы Торы. По мнению Торы не вправе человек отдавать свою жизнь в чью-либо пользу, и это совсем не идеал, как следует из теории бахаистов. И, анализируя законы иудаизма, показал р. Хаим, что именно Б-жественная Тора помогает реализовать высокие идеалы, и никакая другая вера не умалит её вечной ценности! 

После этого он начал говорить о личности Йеошуа бин Нуна, показал, что он поставлен вместо Моше Рабейну, и отметил характерные черты обоих. В конце выступления он обратился к евреям, вступившим в секту бахаистов, и выразил надежду, что они вернутся в лоно иудаизма. 

Слова р. Хаима произвели глубокое впечатление на присутствовавших. Растроганные люди подняли р. Хаима на руки и понесли его в синагогу читать Слихот

Когда мула Хаим приехал в Эрец Исраэль в 5655 (1895) г., он решил атаковать противника в его крепости, отправился в Акко в обиталище Аббаса Эффенди и попросил аудиенции. Через несколько дней в большом и красивом зале он был принят Аббасом — главой бахаистов. Спросил Аббас рава, просит ли рав о вступлении в секту. «Нет и нет, — ответил р. Хаим, — я стою на устойчивой скале, которую ни один ветер в мире не сдвинет с места. И доколе не узнаю скалы более сильной, не сдвинусь со своей скалы». 

«Если познаешь бахаизм, увидишь, что нет скалы устойчивей», — ответил Аббас Эффенди. Попросил р. Хаим от руководителя секты объяснить, что лежит в основе его веры. однако Аббас Эффенди не захотел ничего объяснять. Он сослался на занятость и попросил придти в другое время. 

Мула Хаим удовлетворился этой беседой. Если Аббас Эффенди не готов разъяснить основы своей веры и не готов дать ответы на месте, а отторгает их, значит, он сомневается! В глазах р. Хаима это была абсолютная победа! Он вернулся в Цфат, откуда продолжил свое победное путешествие по Эрец Исраэль. 

«(ויהושע בן-נון מלא רוח הכמה כי-סמך משה את-ידיו עליו (ל"ד, ט»

«Йеошуа бин Нун исполнился духа премудрости, так как Моше возложил на него руки свои» (34:9) 

Виленский Гаон писал: «Из этого стиха учим, что человек должен быть благодарен другому, даже если тот сделал ему добро вынужденно». 

Как-то пришла целая делегация к р. Яакову Муцафи, а он сидел в синагоге и учил детей, не достигших возраста бар-мицвы. Удивились этому члены делегации, и один из них не мог сдержаться и спросил: «Подходит ли такому мудрецу преподавать детям? Разве не предпочтительнее придти к нам и учить в ешиве юношей, жаждущих Торы?» 

Ответил рав со скромностью и достоинством одновременно: «Ибо избрал Г-сподт Цион, пожелал пребывать в нем» (Теилим 132:13). Из святого города Иерусалима не двинусь». 

Суд р. Яакова Муцафи находился в здании «Кирьят Сефер» в Иерусалиме. Оттуда он получал очень скромную зарплату, но, несмотря на её скудость, никогда не жаловался. Когда попросили рава руководители одной из ешив перенести суд в помещение ешивы, где условия значительно более удобные, ответил им рав: «Не бросай камень в колодец, из которого брал ранее воду. Когда приехал в Эрец Исраэль, то это учреждение поддерживало меня, и посему я не оставлю его сейчас, во время старости моей!» 

* * * 

Однажды гостил рав Цион Коэн из Цфата в доме, где находился также раби Йеошуа Бардуго из марокканского города Мекнеса. В это время пришли в дом две сестры, отца которых звали Йеуда, судиться, кому достанутся найденные ими деньги. Услышав о этом, истолковал рав Йеошуа стих из Теилим (48:12): «Веселиться будет гора Цион, ликовать будут дочери Йеуды из-за судов Твоих». Сказал: «Пусть пожертвовуют деньги раву Циону, который прибыл из Земли Израиля, для сбора средств». 

В другой раз: город был осаждён, никто не мог ни зайти, ни выйти. Вдруг осажденные слышат, как кто-то изо всех сил стучится в ворота. Свой или чужой? Не знали люди, как поступить. Спросили, кто стучит. Неизвестный голос ответил: «Садик» (в арабском языке нет звука «ц» и его заменяет звук «с»). Тогда сказал раби Йеошуа: «Отворите ворота, пусть войдёт народ праведный (цадик), хранящий верность» (Йешаяу 26:2). Открыли ворота и впустили заблудившегося еврея. 

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»