Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек познаётся в трёх вещах: в опьянении, в отношении к деньгам и в момент гнева»В. Талмуд, Эрувин 65б
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

В завершающем разделе Торы Моше, следуя примеру Яакова, благословляет перед смертью колена Израиля. В этих благословениях, как и у Яакова, каждому колену дается краткая, порой мистически загадочная характеристика и определяется его место в еврейском народе. Из всех колен не упомянут только Шимон. Этому есть два объяснения: во-первых, потомки Шимона «отличились» в разнузданном поклонении моавитскому идолу Баал Пеору (см. раздел Балак), и, во-вторых, после вступления в Эрец Исраэль это малочисленное колено рассеялось на юге страны среди потомков Йеуды, фактически лишившись собственной территории. Поэтому благословение, полученное Йеудой, распространяется и на Шимона. 

В своем последнем обращении Моше заверяет евреев, что Б-г вознаградит их сторицей за все предстоящие страдания и лишения. 

Затем Моше восходит на гору Нево, и Б-г показывает ему в пророчестве всю страну Израиля и все, что произойдет в ней в будущем — как в благополучные времена, так и в трагические эпохи. В том же пророческом видении Моше открылась вся картина «жизни народной», все, что произойдет с евреями вплоть до мессианской эпохи. 

Моше умирает от «Б-жественного поцелуя», в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г лично хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне от людей место его погребения, чтобы это место не превратилось в объект языческого поклонения. Из всех пророков лишь Моше говорил с Б-гом «лицом к лицу», в любое время. Его неоспоримый статус величайшего вождя и учителя — не продукт «слепой веры», навязанной силой или внушением. Этот статус опирается на реальные события, которые видели и в которых непосредственно участвовали сотни тысяч людей, вся нация — на Красном море, у горы Синай и в сверхъестественных «буднях» сорокалетних скитаний по пустыне.

А народ Твой — все праведники

Приводя в пример одного из своих учеников, как образец самоотверженного служения Б-гу и Торе, Хафец Хаим говорил: «Взгляни, Ашем, на этого юношу. Он приехал в наш бедный, провинциальный польский городок Радин из богатой и свободной Америки, оставил там дом, семью, отказался от всех мирских удовольствий. Для чего он это сделал? Только для того, чтобы получить удел в Твоей Торе. Какое трудное испытание он себе уготовил! Какие лишения добровольно и с радостью принял! Воистину, свят Твой народ!»

Благословляя в этом разделе колено Леви, получившее коэнство в награду за верность Б-гу в трагическом эпизоде с поклонением золотому тельцу, Моше дает ему такую характеристику: «(ты) сказал об отце своем и о матери своей: не видел я их, и братьев своих не узнавал, и детей своих не признавал… Будут учить (левиты) законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиль…» (33:9,10).

Связующая логика проста. Если человек достиг такого уровня самоотверженной духовности, о котором говорил Хафец Хаим и на который указывают слова Торы, если он, подобно праотцу Аврааму, отважился уйти «из страны своей, от родни своей, из дома отца своего» в далекий неведомый край ради Торы, из чистого идеалистического стремления приблизиться к Творцу, служить ему всеми силами и помыслами, — такой человек наверняка удостоится звания Учителя и будет обучать свой народ законам Великой Книги.

Сегодня в Иерусалиме и других городах Израиля живут тысячи таких же идеалистов (по терминологии обывателя — «религиозных фанатиков» и «паразитов»), к которым можно отнести эти слова из сегодняшнего раздела. Уроженцы Америки, Англии, Франции, выпускники престижных университетов, они отказались от сытой, вольготной жизни у себя на родине, променяли материальное благополучие и карьеру на спартанскую жизнь в жарком, тесном и не вполне безопасном ближневосточном государстве, на учебу в ешиве — без престижа, без общественного признания и заработков, позволяющих хотя бы сводить концы с концами.

И все это ради своего еврейского призвания — чтобы учить Тору, жить по её законам на Святой земле. Для этих олим — настоящих, «духовно восходящих» — понятие «качество жизни» имеет отнюдь не меркантильный смысл. Многие из них действительно становятся учителями и раввинами. 

Общение с такими людьми, их уроки, сам стиль их жизни легли в основу этой книги.

Лидер на все времена

«И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (33:1).

Есть люди, которые вредят окружающим каждым своим действием. Само их появление грозит бедой. Злом, ненавистью пропитаны их мысли, речь, все их поступки. Всякий, кто соприкасается с ними, как будто получает разряд электрического тока или укус змеи. Самым наглядным воплощением этого образа был чародей и прорицатель Билам, пытавшийся проклясть евреев (см. раздел Балак). В Мишне сказано, что в нем соединились корни всех пороков: дурной глаз, высокомерная душа и необузданная алчность. Неудивительно, что он прославился, в первую очередь, своим умением проклинать — проклинать насмерть. Благословлять он просто не умел. Лишь благодаря Всевышнему, его проклятия в адрес евреев превратились в благословения. Жадный, завистливый и злобный человек органически не может желать блага своему ближнему.

Но есть и другой тип людей. Всем своим видом они источают благожелательность. Они исключительно милосердны, всем желают добра и готовы прийти на помощь по первому зову. Безусловным лидером в этой категории был Моше-рабейну. Ещё до Исхода он хотел уступить место руководителя нации своему брату Аарону, как сказано в книге Шмот: «И сказал Моше: „Прости меня, Г-сподь, но пошли того, кого ты всегда посылаешь (т.е. Аарона)“ (Шмот 4:13). Тогда же он без сожаления отдал Аарону титул первосвященника, хотя первоначально эта честь была уготована ему. 

Моше не сердился на Кораха и его сторонников за то, что те хотели отнять у него власть; его лишь возмутили их лживые утверждения, будто он хочет стать диктатором. За все сорок с лишним лет своего руководства Моше не обидел ни одного человека. Многие ли современные руководители могут похвастать таким достижением? Да и считается ли теперь это достижением?

Лишь тот, кто не ведает ни зависти, ни злобы, органически не умеет мстить и таить ненависть, великодушно прощает своих обидчиков, может быть источником благословения для тех, кто с ним соприкасается. Моше-рабейну был именно таким идеалом. Он благословлял каждого еврея, участвовавшего в переписи во время сорокалетних странствий в пустыне; он благословил землю, которую обозревал перед смертью с горы Нево, и он же спешил в свой предсмертный час дать самые добрые напутствия каждому еврейскому колену. Вспоминая умершего праведника, мы по традиции говорим: »Зехер цадик ли-враха — упоминание о праведнике — к благословению». Эта формула как будто специально придумана для Моше: одно упоминание его имени вселяет оптимизм и веру в удачу.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.