Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

אשה כי תזריע וילדה זכר וטמאה שבעת ימים... ושלשים יום ושלשת ימים תשב בדמי טהרה: ואם נקבה תלד וטמאה שבעים כנדתה וששים יום וששת ימים תשב על דמי טהרה" "ב, א-ה(

«Если женщина зачнёт и родит мальчика ,то она нечиста будет семь дней... И тридцать три дня должна она оставаться в чистом кровотечении её… Если же она девочку родит, то она нечиста две недели, как во время отлучения, и шестьдесят шесть дней должна оставаться в своём кровотечении чистом» (12:1,3,5)

"Огонь!" Крик этот облетел из конца в конец тихую эфиопскую деревню. Несмотря на поздний час, начался переполох, и через мгновение все жители деревни были уже на ногах. Женщины кричали, мужчины пытались спасти из огня всё, что еще было возможно, а перепуганные со сна дети, бегали, пытаясь понять, что происходит вокруг.

Дело было во время Второй мировой войны. Эфиопия была оккупирована итальянцами. Несмотря на то, что силы Италии и Эфиопии были неравны, эфиопы пытались противостоять итальянской армии, даже теми немногими средствами, которыми располагали. Война была кровопролитной, жестокой: итальянцы, не раздумывая, сжигали целые деревни в попытке сломить дух эфиопов.

Так пришли они и в эту маленькую еврейскую деревушку и подожгли соломенные хижины. В одно мгновение огонь распространился по всей деревне и почти превратил ее в пыль и пепел. Евреи пытались тушить пожар, но безуспешно; он достиг уже другого конца деревни.

Здесь стояла небольшая хижина, известная как «дом рожениц». Тут находились женщины после родов: 40 дней (7 + 33) после рождения мальчика и 80 (14 + 66) после рождения девочки. В хижине было в этот момент несколько рожениц с грудными детьми. Как и все, они, взяв детей, поспешили отдалиться от дома. Где-то устроятся они теперь? Где будут спать новорожденные?

И тут неожиданно пламя, едва коснувшись крыши дома рожениц, двинулось дальше. Дом стоял – цел и невредим – как будто был сделан из железа. Деревня сгорела почти полностью, а «дом рожениц» не пострадал.

Почему это произошло, понятно. Сохранение законов чистоты сохранило рожениц и их дом. Б-г позаботился о слабых после родов женщинах и их детях. Огонь миновал «дом рожениц» (рассказала Тадела Тамано, дочь кейса Ашто).

"וביום השמיני ימול בשר ערלתו ""ב, ג(

“А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его” (12:3)

Раби Авраама Хахама пригласили стать равом города Керманшаха в Иране. Прибыв в город, он нашёл там образованного еврея-врача, перешедшего в мусульманство со всей семьёй,  что было явлением достаточно редким и необычным. Спросил его рав: “Почему ты решил изменить вере отцов и исключил себя из своего народа?” Ответил врач: “Я готов ответить. Однажды слушал я выступление одного рава, рассказывавшего, что когда Йона был выброшен в море, его проглотила рыба. Затем кит хотел проглотить рыбу вместе с Йоной. Сказал пророк киту: “Смотри, я обрезан!” – и так были спасены и Йона, и рыба. Услышав это, я сказал себе: “Что это такое? Можно ли говорить с рыбой? Кит испугался брит милы? Решил я тогда, что всё сказанное ерунда, а если так – то перейду в мусульманство и буду жить в почёте и уважении”.

Сказал рав, потрясённый до глубины души: “Благодаря своей глупости, ты потерял и этот, и грядущий миры! Ты посчитал себя умным, не поняв, что твоя мудрость не доходит и до кончика ногтей наших мудрецов! Если не понял ты их слов, то должен был предположить, что это притча или загадка. Я должен открыть тебе глаза, несмотря на то, что не заслуживаешь ты этого! Знай, что всё было сотворено за шесть дней, а седьмой день – шабат. Семь дней соответствуют природе, а число "восемь" указывает на то, что находится за ее рамками. Самое большое животное в природе – это кит. Человек против кита как зёрнышко горчицы. С точки зрения природы, кит “проглотил” человека. И не только кит. Лев сильнее человека, олень быстрее его, а муравей выносливей. В чём особенность человека, почему именно он считается вершиной творения? Потому что все животные “запрограммированы” при сотворении и не могут “изменить программу”. Человек единственный, кто может управлять собой и заставить себя бороться против злого начала, против природы. И доказательство этому – заповедь брит милы. Она не укладывается в рамки природы, и поэтому исполняется на восьмой день, даже если он приходится на шабат! И посему выше человек всех животных и доказывает тем самым своё превосходство!” Услышал это врач и раскаялся.

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.