Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истории, комментирующие недельную главу Торы.

"ויקחו לי תרומה ""ה, ב(

“…и возьмут для Меня пожертвования” (25:2)

Рабейну Шмуэль Нагид живший тысячу лет тому назад, был великим знатоком Торы, поэтом, министром финансов Испании, покровителем и помощником своих братьев. Другие министры завидовали р. Шмуэлю и доносили халифу, что р. Шмуэль украл деньги из казны, купив на них дома и поля, виноградники и имения. Халиф отказывался слушать их, но те настаивали: “Пусть правитель проверит имущество р. Шмуэля и убедится, получил ли он его честным путём”. Приказал халиф р. Шмуэлю составить опись имущества его. Через несколько дней рав принёс полный список своих владений, которые он оценил в несколько сотен тысяч золотых. Сказал халиф: “Теперь я знаю, что правы министры: ведь настоящая стоимость твоего имущества намного выше!” “Пусть простит меня мой повелитель, – ответил рав Шмуэль, – действительно, под моей опекой значительно большее богатство. Но оно не моё, ибо халиф может изъять его в любую минуту. Кроме того, умерев, я потеряю его... Но повелитель попросил список моих владений, а это только то, что я пожертвовал в помощь и поддержку Торы! Это состояние записано за мной в грядущем мире навечно, и никто не может забрать его у меня. Это список моих пожертвований, а если халиф захочет знать, что находится пока в моём ведении – вот, отдельный список... И об этом написано: “И возьмут для Меня пожертвования”, и не сказано: “Дадут Мне”, ибо средства, пожертвованные для выполнения заповедей, единственные, которые человек берёт с собой в вечный мир!”...

"ועשו לי מקדש""ה, ח(

“И пусть сделают Мне Святилище” (25:8)

Написано в Сефер ахинух (предписывающая заповедь 95): “Известно и ясно, что все должны очистить свои тела. А очищаются они посредством определённых действий. И, благодаря умножению положительных действий и их постоянству, очищаются намерения сердца. Г-сподь желает добра всем живущим, как уже было сказано, и посему приказал установить место (Храм), где необходимо соблюдать абсолютную чистоту, дабы очистились там мысли людей и исправились сердца их. И Он, Творец, избрал это место, чтобы исправить к лучшему людей...

И в результате очищающих действий и очищения мыслей, которое там происходит, вознесётся наш разум, прилепляясь к Б-жественному разуму”.

Как-то один араб хотел унизить р. Шломо бен Рашбаца Дураня и сказал: “Правда ли, что вы утверждаете, что главное в очищении – вода?” Ответил р. Шломо: “Правда!”

Продолжал араб: “И посему омываете вы руки перед молитвой и перед едой?”

Ответил р. Шломо: “Верно. Так указали наши учителя: “Освящайте же себя” (Ваикра 20:7) – это омовение рук перед едой, и “будьте святы” (там же) – это омовение рук по завершении трапезы, то есть в обоих случаях  главное – освящение”.

“Если так, – обрадовался мусульманин, – то, как осмеливаетесь вы считать себя чистыми, а нас – нет? Ведь мы омываем и ноги, и руки перед каждой молитвой, в то время как вы удовлетворяетесь кружкой воды, выливаемой на руки, и не более того!” Ответил ему рав: “Я мог бы ответить тебе, но я боюсь, что это приведёт к неприятностям для евреев, как это принято у вас”.

Поклялся араб, что не использует ответ рава для возведения навета на евреев.

Тогда сказал рав: “Знай же, что вода может очистить и освятить только изначально чистого. Вот, например, курица всю жизнь роется в мусоре, но все едят ее мясо, а лягушки не вылезают из воды, но почти нет народа, который ест лягушек...”

Изменился в лице араб и перестал после этого провоцировать рава своими вопросами...

Обратился рав к ученикам, слышавшим этот разговор, и сказал: “Дело не только в воде, но и в нашей святой Торе, уподобленной воде, как сказано: “О, все жаждущие, идите к водам” (Йешая 55:1) и сказано: “Польётся как дождь учение Моё” (Дварим 32:2). Для кого это говорится? Для евреев, сыновей народа Израиля, получивших Тору на горе Синай. Но неевреям запрещено заниматься Торой, ибо не будет для них в этом никакой пользы!”

"בטבעת הארן יהיו הבדים לא יסרו ממנו ""ה, ט"ו(

“В кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него” (25:15)

"Шестами Ковчега" наша традиция называет тех, кто материально поддерживает изучающих Тору. Награда таких людей очень велика. Но что же важнее – шесты или сам Ковчег?

Вот рассказ рава Тененбаума, ныне покойного руководителя “Совета ешивот”. Однажды в юбилей Джойнта “Совет ешивот” устроил торжественный приём, на котором, чтобы поблагодарить Джойнт за поддержку и помощь ешивам, собрались величайшие мудрецы поколения. Прибыли из-за океана руководители Джойнта.

Рав Тененбаум вел торжественное собрание. В один из его моментов, он пригласил р. Эзру Атью подняться на трибуну и произнести речь. Однако р. Эзра неожиданно изменился в лице, было видно, что он чем-то озабочен, взволнован, не может и не хочет говорить, и даже неожиданно разрыдался.

Все очень удивились. Рав Тененбаум испугался и, склонившись к р. Эзре, спросил: “Что случилось? Может быть, я чем-то, не дай Б-г, оскорбил рава?”

”Нет, абсолютно ничего не случилось, – ответил рав Эзра, – но только сейчас я осознал, что мы всё ещё находимся в галуте.”

“Понятно, что мы в галуте, – ответил ведущий, – но как это связано с тем, что Вы горько плачете сейчас?”

“Неужели Вы не понимаете, – ответил рав Эзра. – Если бы Машиах уже пришёл, устраивали бы мы такой приём? Естественно, нужно почитать жертвователей, естественно, нужно уважать и прославлять выполняющих заповедь, но, если бы пришёл Машиах, то жертвователи должны были бы в десять раз больше уважать мудрецов Торы и устроить приём именно в их честь!”

с разрешения издательства Швут Ами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"