Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истории, комментирующие недельную главу Торы.

"לתת את-תרומת ה' לכפר על-נפשתיכם "(ל, ט"ו)

לתת את תרומת ה' לכפר על נפשתיכם (ל, ט"ו)

“...давать в приношение Г-споду для выкупа душ ваших” (30:15)

Тело дано человеку, чтобы заботиться  о делах мирских, а душа – чтобы заниматься в этом мире духовным... Нельзя забывать о душе, добывая в поте лица средства к существованию. Это ошибка. Раби Аарон Акоэн из Саны, столицы Йемена, был необычайно сведущ в вопросах Торы и занимал пост главы раввинского суда. Имам хотел назначить его главным раввином Йемена, но р. Аарон предпочёл зарабатывать на хлеб сам и шил халаты, достигнув в этом большого мастерства. Халаты, которые он шил, не имели равных по красоте и великолепию. Он работал кропотливо и очень аккуратно: каждый стежок и украшения – все говорило о его мастерстве. Понятно, что арабские сановники хотели заказать достойную их положения одежду именно у него.

Но р. Аарон не спешил. Долгие часы он проводил в ешиве, учился, учил, решал алахические вопросы, часть дня – в синагоге Альшараби и только, закончив учёбу, шёл домой, где его ожидали знатные заказчики. Те же, не привыкшие к подобному обращению, жаловались: “Как это ты заставляешь нас ждать так долго?”

Отвечал им р. Аарон мягко: “Не сердитесь! Сначала ответьте мне, пожалуйста, что важнее: тело или душа?” “Естественно, душа, – отвечали сановники, – это понятно”. “Вы ждёте меня, чтобы я сшил вам халаты – одежду для ваших тел, а в ешиве я шью себе халат для души. Не вы ли сказали только что: душа, безусловно, важнее тела!”

"ויתן אל משה ככלתו לדבר אתו ""א, י"ח(

ויתן אל משה ככלתו לדבר אתו (ל"א, י"ח)

“И дал Он Моше по окончании разговора с ним” (31:18)

Слово ככלתו (по окончании) можно трактовать и по-другому: "как невесте". Сказал Творец: Невеста скромно ведет себя в доме отца, и никто не знает её. Но когда становится под хупу, открывает своё лицо... Так мудрец должен быть скромен, как та невеста, и известен своими добрыми делами, как невеста... (Мидраш раба).

“Мудрец, не ведущий себя скромно, заслуживает смерти, ибо отдаляет людей от Торы. И учили нас наши учителя, что, когда человек читает и учит, спокойно разговаривает с людьми, достойно ведёт дела, люди верят его словам. Они говорят о нём: Счастливы отец и мать, учившие его Торе, плохо тому, кто не учил Тору! Такой-то учил Тору – посмотрите, насколько красив жизненный путь его и насколько правильны жизненные поступки его. Написано про него (Йешая 49:3): “Ты раб мне, Исраэль, в котором прославлюсь” (Шаарей тшува 3, 114).

Дело было лет двадцать тому назад. Шёл однажды рав Бенцион Аба Шауль по улицам квартала Матерсдорф в Иерусалиме. Автобус подъехал к остановке, стеклоочистители не работали. Водитель открыл дверь и закричал мальчику, проходившему мимо: “Эй, почисти стёкла автобуса!” Мальчик не остановился. Рав Бенцион же остановился, взял брошенную тряпку, и стал протирать грязное стекло.

Пассажиры стали возмущаться, протестовать, сконфуженные прохожие хотели взять из рук рава тряпку. Рав удивился возникшему переполоху: “Что случилось, в чём дело? – сказал рав, протерев стекла и возвращая водителю тряпку. – Что, нельзя помочь еврею? Ведь он же попросил! А, кроме того, ведь опасно ехать с грязным лобовым стёклом! Я всего лишь выполнил требование алахи – “устранил препятствие!”

Как сказано у пророка Михи (6:8): “Сказано тебе, человек, что добро и что Г-сподь требует от тебя: вершить правосудие, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим”. “Что случилось, в чём дело?” – это скромность. “Что, нельзя помочь еврею? Ведь он попросил!” – это милосердие. “Устранил препятствие” – это исполнение закона.

"ויאמר אליהם אהרן פרקו נזמי הזהב אשר באזני נשיכם ""ב, ב(

ויאמר אליהם אהרן פרקו נזמי זהב אשר באזני נשיכם (ל"ב, ב)

“И сказал Аарон: “Снимите золотые серьги, которые в ушах жён ваших” (32:2)

Влиять на человека следует с умом.

В тунисский город Заразис приехал еврей, человек грубый и невежественный, не хотевший иметь ничего общего с соплеменниками. Не было у прибывшего постоянного дохода, он проживал на съёмной квартире и сблизился с арабами. Но и те боялись его.

Однажды, когда ему нечем было платить, владелец потребовал, чтобы  он освободил  квартиру.

Рав города р. Давид Йонатан, услышав об этом, позвал этого человека и сказал: “Я слышал, что ты ищешь квартиру?”

Ответил тот: “Верно!”

Сказал рав: “Есть у меня квартира, но я провожу почти весь день на чердаке, в библиотеке. Если хочешь, можешь жить на первом этаже бесплатно”.

Обрадовался приезжий – бесплатное жильё! – и поселился в доме рава.

Когда рав спустился на молитву и увидел жильца без головного убора, то улыбнулся и сказал: “Мне кажется, что головной убор упал с твоей головы”

Жильцу стало неловко появляться так перед равом, он купил две шляпы и с тех пор стал ходить в головном уборе.

Через несколько дней спустился рав, чтобы помолиться минху и, увидев жильца, обратился к нему участливо: “Если ты еще не молился минху, то идём сейчас, нам нужен десятый, и будет миньян!”

Жилец ответил согласием и присоединился к раву. Все удивились, увидев его – столь нечастым гостем был он в синагоге!

Так, шаг за шагом, приближал рав своего жильца к Торе и заповедям. И стал этот человек Б-гобоязненным евреем, соблюдающим заповеди!

"ויקח מידם ויצר אתו בחרט ויעשהו עגל מסכה ויאמרו אלה אלקיך ישראל אשר העלוך מארץ מצרים" "ב, ד)

"ויקח מידם ויצר אתו בחרט ויעשהו עגל מסכה ויאמרו אלה אלקיך ישראל אשר העלוך מארץ מצרים" (ל"ב

, ד)

“И взял он из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: Вот божество твоё, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской!” (32:4)

Как-то раби Алуан Авидани из Курдистана остановился в посёлке Бамарани, где проживало двадцать еврейских семей, но не было резника и моэля. Рав провел там несколько дней и должен был нанести визит вежливости шейху Бахадину, которому минуло уже сто лет. Шейх отнёсся к раву очень благосклонно и сказал: “Только один вопрос есть у меня к тебе, еврейский мудрец: почему сделали евреи в пустыне золотого тельца…?”

Ответил рав: “Я боюсь сказать правду...”

Попросил шейх: “Не бойся, скажи правду, и не случится с тобой ничего плохого!”

Сказал рав: “Знаком ли шейх с временем и событиями?”

Шейх ответил утвердительно.

“Известно ли ему, что народ Израиля вышел из Египта вместе со многими неевреями, и именно неевреи в основном сделали золотого тельца?” – спросил рав.

“Да, известно, – ответил шейх, – но это не избавляет вас от ответственности... И доказательство – то, что Моше Рабейну разбил скрижали Завета и Г-сподь хотел уничтожить вас”.

“Правда! – сказал рав. – Но Г-сподь простил нас, и мы пришли в Эрец Исраэль и построили Храм. Прошло много лет, и Храм был разрушен, но потом отстроен вновь. Гораздо позже было придумано христианство, а много лет спустя появился пророк Мухаммед. Верно?”

“Всё правильно”, – сказал шейх.

 “Если так, – сказал рав, – то, когда делали золотого тельца, мы, евреи, и вы были вместе. И, если мы держались за его хвост, то вы – за рога. Почему же обвиняют нас, ведь мы находились вместе в одной лодке...”

Ответил шейх, и его советники вторили ему: “Прав еврей, и нет к нему вопросов”. И отпустили рава с миром.

с разрешения издательства Швут Ами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше