Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истории, комментирующие недельную главу Торы.

"לתת את-תרומת ה' לכפר על-נפשתיכם "(ל, ט"ו)

לתת את תרומת ה' לכפר על נפשתיכם (ל, ט"ו)

“...давать в приношение Г-споду для выкупа душ ваших” (30:15)

Тело дано человеку, чтобы заботиться  о делах мирских, а душа – чтобы заниматься в этом мире духовным... Нельзя забывать о душе, добывая в поте лица средства к существованию. Это ошибка. Раби Аарон Акоэн из Саны, столицы Йемена, был необычайно сведущ в вопросах Торы и занимал пост главы раввинского суда. Имам хотел назначить его главным раввином Йемена, но р. Аарон предпочёл зарабатывать на хлеб сам и шил халаты, достигнув в этом большого мастерства. Халаты, которые он шил, не имели равных по красоте и великолепию. Он работал кропотливо и очень аккуратно: каждый стежок и украшения – все говорило о его мастерстве. Понятно, что арабские сановники хотели заказать достойную их положения одежду именно у него.

Но р. Аарон не спешил. Долгие часы он проводил в ешиве, учился, учил, решал алахические вопросы, часть дня – в синагоге Альшараби и только, закончив учёбу, шёл домой, где его ожидали знатные заказчики. Те же, не привыкшие к подобному обращению, жаловались: “Как это ты заставляешь нас ждать так долго?”

Отвечал им р. Аарон мягко: “Не сердитесь! Сначала ответьте мне, пожалуйста, что важнее: тело или душа?” “Естественно, душа, – отвечали сановники, – это понятно”. “Вы ждёте меня, чтобы я сшил вам халаты – одежду для ваших тел, а в ешиве я шью себе халат для души. Не вы ли сказали только что: душа, безусловно, важнее тела!”

"ויתן אל משה ככלתו לדבר אתו ""א, י"ח(

ויתן אל משה ככלתו לדבר אתו (ל"א, י"ח)

“И дал Он Моше по окончании разговора с ним” (31:18)

Слово ככלתו (по окончании) можно трактовать и по-другому: "как невесте". Сказал Творец: Невеста скромно ведет себя в доме отца, и никто не знает её. Но когда становится под хупу, открывает своё лицо... Так мудрец должен быть скромен, как та невеста, и известен своими добрыми делами, как невеста... (Мидраш раба).

“Мудрец, не ведущий себя скромно, заслуживает смерти, ибо отдаляет людей от Торы. И учили нас наши учителя, что, когда человек читает и учит, спокойно разговаривает с людьми, достойно ведёт дела, люди верят его словам. Они говорят о нём: Счастливы отец и мать, учившие его Торе, плохо тому, кто не учил Тору! Такой-то учил Тору – посмотрите, насколько красив жизненный путь его и насколько правильны жизненные поступки его. Написано про него (Йешая 49:3): “Ты раб мне, Исраэль, в котором прославлюсь” (Шаарей тшува 3, 114).

Дело было лет двадцать тому назад. Шёл однажды рав Бенцион Аба Шауль по улицам квартала Матерсдорф в Иерусалиме. Автобус подъехал к остановке, стеклоочистители не работали. Водитель открыл дверь и закричал мальчику, проходившему мимо: “Эй, почисти стёкла автобуса!” Мальчик не остановился. Рав Бенцион же остановился, взял брошенную тряпку, и стал протирать грязное стекло.

Пассажиры стали возмущаться, протестовать, сконфуженные прохожие хотели взять из рук рава тряпку. Рав удивился возникшему переполоху: “Что случилось, в чём дело? – сказал рав, протерев стекла и возвращая водителю тряпку. – Что, нельзя помочь еврею? Ведь он же попросил! А, кроме того, ведь опасно ехать с грязным лобовым стёклом! Я всего лишь выполнил требование алахи – “устранил препятствие!”

Как сказано у пророка Михи (6:8): “Сказано тебе, человек, что добро и что Г-сподь требует от тебя: вершить правосудие, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим”. “Что случилось, в чём дело?” – это скромность. “Что, нельзя помочь еврею? Ведь он попросил!” – это милосердие. “Устранил препятствие” – это исполнение закона.

"ויאמר אליהם אהרן פרקו נזמי הזהב אשר באזני נשיכם ""ב, ב(

ויאמר אליהם אהרן פרקו נזמי זהב אשר באזני נשיכם (ל"ב, ב)

“И сказал Аарон: “Снимите золотые серьги, которые в ушах жён ваших” (32:2)

Влиять на человека следует с умом.

В тунисский город Заразис приехал еврей, человек грубый и невежественный, не хотевший иметь ничего общего с соплеменниками. Не было у прибывшего постоянного дохода, он проживал на съёмной квартире и сблизился с арабами. Но и те боялись его.

Однажды, когда ему нечем было платить, владелец потребовал, чтобы  он освободил  квартиру.

Рав города р. Давид Йонатан, услышав об этом, позвал этого человека и сказал: “Я слышал, что ты ищешь квартиру?”

Ответил тот: “Верно!”

Сказал рав: “Есть у меня квартира, но я провожу почти весь день на чердаке, в библиотеке. Если хочешь, можешь жить на первом этаже бесплатно”.

Обрадовался приезжий – бесплатное жильё! – и поселился в доме рава.

Когда рав спустился на молитву и увидел жильца без головного убора, то улыбнулся и сказал: “Мне кажется, что головной убор упал с твоей головы”

Жильцу стало неловко появляться так перед равом, он купил две шляпы и с тех пор стал ходить в головном уборе.

Через несколько дней спустился рав, чтобы помолиться минху и, увидев жильца, обратился к нему участливо: “Если ты еще не молился минху, то идём сейчас, нам нужен десятый, и будет миньян!”

Жилец ответил согласием и присоединился к раву. Все удивились, увидев его – столь нечастым гостем был он в синагоге!

Так, шаг за шагом, приближал рав своего жильца к Торе и заповедям. И стал этот человек Б-гобоязненным евреем, соблюдающим заповеди!

"ויקח מידם ויצר אתו בחרט ויעשהו עגל מסכה ויאמרו אלה אלקיך ישראל אשר העלוך מארץ מצרים" "ב, ד)

"ויקח מידם ויצר אתו בחרט ויעשהו עגל מסכה ויאמרו אלה אלקיך ישראל אשר העלוך מארץ מצרים" (ל"ב

, ד)

“И взял он из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: Вот божество твоё, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской!” (32:4)

Как-то раби Алуан Авидани из Курдистана остановился в посёлке Бамарани, где проживало двадцать еврейских семей, но не было резника и моэля. Рав провел там несколько дней и должен был нанести визит вежливости шейху Бахадину, которому минуло уже сто лет. Шейх отнёсся к раву очень благосклонно и сказал: “Только один вопрос есть у меня к тебе, еврейский мудрец: почему сделали евреи в пустыне золотого тельца…?”

Ответил рав: “Я боюсь сказать правду...”

Попросил шейх: “Не бойся, скажи правду, и не случится с тобой ничего плохого!”

Сказал рав: “Знаком ли шейх с временем и событиями?”

Шейх ответил утвердительно.

“Известно ли ему, что народ Израиля вышел из Египта вместе со многими неевреями, и именно неевреи в основном сделали золотого тельца?” – спросил рав.

“Да, известно, – ответил шейх, – но это не избавляет вас от ответственности... И доказательство – то, что Моше Рабейну разбил скрижали Завета и Г-сподь хотел уничтожить вас”.

“Правда! – сказал рав. – Но Г-сподь простил нас, и мы пришли в Эрец Исраэль и построили Храм. Прошло много лет, и Храм был разрушен, но потом отстроен вновь. Гораздо позже было придумано христианство, а много лет спустя появился пророк Мухаммед. Верно?”

“Всё правильно”, – сказал шейх.

 “Если так, – сказал рав, – то, когда делали золотого тельца, мы, евреи, и вы были вместе. И, если мы держались за его хвост, то вы – за рога. Почему же обвиняют нас, ведь мы находились вместе в одной лодке...”

Ответил шейх, и его советники вторили ему: “Прав еврей, и нет к нему вопросов”. И отпустили рава с миром.

с разрешения издательства Швут Ами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше