Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Замечательный учитель и выдающийся раввин, раби Ицхак Эльханан Спектор (1817—1896, Литва), сказал своим ученикам: «Смотрите, насколько грех, совершенный человеком против своего народа, страшнее всех других грехов. Всевышний не раз прощал евреев, которые совершали тяжелейшие грехи против Него, блуждая по пустыне после Исхода из Египта. Отлили золотого тельца — простил их! Роптали, требуя мяса, ­простил их! Когда присоединились к восстанию Кораха против Моше — даже тогда простил их! Но за грех разведчиков, которые ходили в Святую землю и, вернувшись, стали распространять о ней плохие слова, требуя, чтобы народ вернулся обратно в Египет, — не простил Он Израиль, объявив страшный приговор (Бемидбар 14:29): “В этой пустыне падут ваши трупы”. Отсюда мы учим, — продолжал рав Ицхак Эльханан, — что в любом грехе можно раскаяться, и Всевышний простит, независимо от того каким был грех — по отношению к другим людям или по отношению к Б-гу. И только преступление, совершенное против собственного народа, нельзя искупить». (Ведь разведчики хотели, чтобы народ снова вернулся в египетское рабство.)

А теперь спросим: что плохого сделали те разведчики? Ведь Всевышний Сам приказал Моше: «Пошли людей высмотреть Кенаанскую землю». Так написано в первом стихе нашей недельной главы. И даже когда мы узнаем из мидрашей, что то была инициатива самих евреев ­послать вперед разведчиков, чтобы выведали, куда идет народ, — даже тогда непонятно, что плохого высмотрели те посланцы. Что увидели — о том и рассказали.

Верно, рассказали. И даже принесли «вещественные доказательства» ­огромные плоды: мол, смотрите, какой мощью обладает земля, в которую нас ведет Моше. Такие же там и люди — сильные, огромные, воинственные. Нам таких людей никогда не одолеть. Идем обратно! Вот в чем они совершили грех — сказав «идем обратно». Другие бы люди, бесстрашные, верившие в обещание Всевышнего помочь еврейскому народу, только что принявшему Тору, — другие посланцы повели бы себя иначе. Они бы тоже, наверное, принесли плоды, они тоже, скорее всего, не скрыли бы от народа правду о свойствах той земли все делать огромным — и людей, и плоды. Но они добавили бы: тем не менее, идем и завоюем эту землю, ибо с нами помощь Творца, Который не мог дать нам Свою Тору — и покинуть нас. Ибо Тору Он дал навечно, чтобы мы соблюдали ее, а не погибли.

Посмотрите, какой глагол употреблен в первом, приведенном нами, стихе: чтобы высмотрели — веятуру. А как называются на иврите те разведчики? — Мераглим. Два слова — тиур и ригуль. И то и другое — смотреть (путешествуя), высматривать, разведывать; шпионить, если хотите. Но оттенок у двух слов разный. На это обращает наше внимание раби Яаков Цви из Мекленбурга. Первый глагол означает пойти

и высмотреть хорошее. (Он и теперь употребляется в том же смысле: летаер — путешествовать, таяр — турист.) Например, во время похода высмотреть удобную стоянку (см. 10:33). Но совсем другой по значению глагол лерагель — смотреть на плохое, в прямом смысле ­шпионить, чтобы причинит вред. (Так сказал о братьях правитель Египта, он же Йосеф: шпионы вы, мераглим, пришли выведать плохое в Египте, — см. Берешит 42:9). Итак, Всевышний сказал: пошли людей высмотреть хорошее, а они пошли и обратили внимание на то, что привело к вреду для евреев. Народ поверил посланцам. И в наказание сорок лет блуждал по пустыне. До тех пор пока все, кто не был способен изжить в себе пугливого раба, не скончались…

Содержание главы. Моше посылает 12 человек — по одному от каждого колена — в Эрец Кенаан на разведку (Бемидбар 13:1—20). Через 40 дней они возвращаются с плодами земли (13:21—25). Десять из тех 12-ти советуют повернуть в Египет (13:26—33). Их слова сеют страх в сердцах евреев, и они, несмотря на выступление Йеошуа и Калева, ходивших с разведчиками, просят Моше вести их обратно (14:1—10). Молитва Моше спасает евреев от гнева Всевышнего (14:11—25). Все, вышедшие из Египта в возрасте старше 20 лет, умрут в пустыне, кроме Йеошуа и Калева (14:26—38). Некоторые люди бросаются завоевывать Кенаан — и погибают (14:39—45). Ряд законов о жертвоприношениях и «цицит» (14:37—41)…

Остановимся на том, как некоторые евреи, несмотря на тяжелый приговор, принятый Всевышним, все же попытались исправить положение, но из этого ничего не получилось. Однажды цадик и выдающийся учитель, руководитель «гурских» хасидов, раби Авраам Мордехай, гостил в городе Кельц у раби Давида Гольдмана, одного из старейших раввинов Польши после Первой мировой войны. Во время ученой беседы раби Авраам спросил собеседника: «Известно, что Всевышний всегда принимает раскаяние людей, какой бы грех они ни совершили. Но почему не был прощен грех евреев после того, как они поверили разведчикам? Написано, что они сказали (14:40): “Мы готовы подняться на то место, о котором говорил Всевышний, ибо мы согрешили”. Раби Давид ответил: “Если бы раскаялись, то не наказал бы их Всевышний так строго. Написано, что они сказали: “Готовы мы подняться на то место, о котором говорил Всевышний, что мы согрешили”. Не мы согрешили, а Всевышний сказал, что мы согрешили. Это не раскаяние. Ведь тут же Моше сказал им: “Не поднимайтесь, ибо нет Всевышнего в вашей среде”… Тот, кто говорит: ну ладно, раз вы настаиваете, я исправлюсь, — далек от исправления.

Когда раби Авраам покидал Кельц, он заметил своим хасидам:

«Сегодня мы научились, как надо читать текст Торы”.