Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Могилы праведников

Оглавление

Праведники [↑]

Всевышний, творя Мир, поставил условие, что он сможет существовать только в заслугу праведников. Своими добрыми делами праведники поддерживают Мир и охраняют его от злых влияний. И не только при жизни, но и после смерти.

Более того, после смерти они влияют на благополучие Мира еще больше, чем при жизни, как это сказано в книге «Зоар» (Ваикра, 71а).

Источники обычая посещать могилы праведников [↑]

Испокон веков у евреев было принято посещать могилы праведников и молиться Творцу, чтобы Он отвел беды и исполнил желания в заслугу похороненных там.

Сказали наши мудрецы («Сота», 34б), что когда Моше (пророк Моисей) отправил разведчиков в Землю Обетованную, один из них, Калев бен Ифунэ, почувствовав, что готовится заговор против вхождения в Святую Землю, отправился в Хеврон на могилы праотцов, чтобы просить Создателя оберечь его от участия в этом завете.

Сила молитвы на могиле праведника [↑]

О великой силе молитвы на могиле праведника можно учить из слов раби Хамы бар Ханины, приведенных в Вавилонском Талмуде. Там сказано так: «Почему Всевышний скрыл от людей могилу Моше-рабейну? Потому что открыто перед Ним, благословен Он, что в будущем Иерусалимский Храм будет разрушен и еврейский народ будет изгнан из своей земли. Если бы евреи знали место захоронения Моше, они могли бы прийти на его могилу и просить его помолиться за них. И если бы Моше помолился, Творцу “пришлось” бы отменить все свои приговоры, ибо любимы Им праведники после смерти еще более чем при жизни» («Сота», 13б).

Почему посещают могилы праведников и молятся на них [↑]

В трактате «Таанит» (16а) сказано: «Почему во время засухи идут молиться на могилах праведников? Чтобы они [праведники] просили Всевышнего смилостивиться над нами и дать нам дожди».

В мидраше («Берешит Раба», 72:10) говориться, что наш праотец Яаков похоронил свою жену праматерь Рахель по пути к Ефрате, потому что он пророчески предвидел, как в будущем его потомки, изгнанные из Святой Земли, будут проходить по этой дороге, и Рахель будет молить Творца сжалиться над ними.

Книга «Зоар» (Шмот, 16б) пишет, что, если усопшие не просили бы Всевышнего за живых, мы не смогли бы продержаться и половины дня. В другом месте Зоара (Ваикра, 70б) сказано: «В час, когда Мир находится в беде, особо достойные представители народа оповещают об этом души праведников и плачут на их могилах. Тогда пробуждаются души праведников, собираются вместе и идут, и взлетают к “спящим” в Хевроне и рассказывают им о беде. Тогда они все вместе входят в “тот самый вход” и оповещают о беде “Дух”. Те “Духи”, которые коронуются в Эденском саду, высшие ангелы идут и рассказывают все “Душе”, а “Душа”, в свою очередь — Всевышнему. И все просят о милосердии к живым. И Всевышний во имя них (просящих) проявляет милосердие к Земле».

В «Сефер Хасидим» (п. 450) сказано: «Барзилай а-Гилади завещал похоронить его в его городе, т.к. усопшим доставляет наслаждение, когда их близкие посещают их могилы и молятся за благо их души и в Грядущем Мире и им становится хорошо. Так же когда их просят, они молятся за живых».

Великий законоучитель Маариль (см. «Даркей Моше», «Орах Хаим», п. 581) пишет, что кладбище — это место, где покоятся праведники. Поэтому это место свято и чисто, а молитва принимается Творцом тем больше, чем более свято место, где она была произнесена. Человек не просит праведников, но молится Всевышнему о том, чтобы Он проявил нам Свою милость в их заслугу.

Посещая кладбище, человек лишний раз задумывается о том, что жизнь не вечна, о том, что в какой-то момент всем нам придется предстать перед Творцом, чтобы дать ответ за наши поступки. О том, что надо спешить творить добро и отдалиться от зла.

Изучение Торы на могиле праведника, упоминание его слов и деяний [↑]

Велико то учение, которое человек устраивает на могиле праведника, упоминая его слова и добрые деяния. В мидраше «Псикта» («Захор», п.1) сказано, что, проходя рядом с могилой праведника, следует вспомнить его хорошие поступки.

Радаль прибавляет к словам мидраша: «Поэтому в Земле Израиля на могилах праведников принято читать или рассказывать о событиях, связанных с ними».

В Талмуде («Евамот», 96б; «Бхорот», 31б) приведены слова раби Шимона бар Йохая о том, что когда слова мудреца (который умер) упоминают в этом мире, его уста шевелятся в могиле.

Некоторые законы, связанные с посещением кладбища [↑]

В канун Рош а-Шана принято посещать могилы праведников (Маариль, «Законы постов»). В книге «Яд Эфраим» (п. 5) сказано: «Существует обычай идти на кладбище в канун новомесячья, в особенности в канун новомесячья Элуль и весь месяц Элуль до Йом Кипура. Там просят Всевышнего о самом заветном и насущном и проливают в молитвах слезы».

Коэнам запрещено посещать любые могилы, включая могилы праведников, ибо умерший человек является источником ритуальной нечистоты, а коэнам по Торе запрещено посещать места, где они могут принять на себя ритуальную нечистоту.

Тот, кто более тридцати дней не был на еврейском кладбище, благословляют «Ашэр Яцар Отхэм ба-Дин» («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 224:11).

Принято произносить также благословение «Мехае Метим» из молитвы восемнадцати благословений, не упоминая в нем Имени Б-га («Маавар Ябок», «Сифтей Ранэнот», п. 20), а также дополнительные молитвы, приведенные в молитвенниках. Благословление произносят, находясь в непосредственной близости к кладбищу или на самом кладбище.

На одиночные могилы не произносят благословление. Принято не благословлять на могилы, праотцов, находящиеся в Хевроне, на могилы раби Шимона бар Йохая и его сына раби Элазара, похороненных в Мироне и некоторые другие могилы праведников, находящиеся вне общего кладбища.

Приблизившись к могиле, кладут левую руку на памятник и произносят несколько стихов из книги Тэилим. В память об усопшем принято класть на могилу камешек. Сфарадим целуют памятник, в знак любви и уважения к покойному.

На кладбище не вносят свиток Торы («Нода бэ-Йеуда», «Орах Хаим», таньяна, п. 119). Запрещено облокачиваться или садиться на памятники, тем более наступать на них. Запрещено есть, спать, курить, производить расчеты. Запрещено пройти через кладбище, чтобы сократить путь. Не справляют естественные нужды. Не произносят приветствия, в которые входит слово «шалом».

При входе на кладбище следует спрятать нити цицит, но у одиночных могил праведников разрешено молиться, будучи облаченным в тфилин и талит («Циц Элиэзар», ч. 19, п. 3).

Нежелательно читать надписи на могилах, по крайней мере, если надпись выпуклая. При выходе с кладбища, необходимо как можно скорее сделать омовение рук. Выливают воду из сосуда поочередно на каждую руку три раза. Сосуд, с помощью которого делают омовение, опорожняют полностью. Его не передают из рук в руки, а оставляют, и другие берут его сами. Руки после этого омовения не вытирают. После омовения рук, некоторые ополаскивают также и лицо. Не заходят в помещение до того, как сделают омовение рук.

Выезд за пределы Израиля для посещения могил праведников [↑]

Принятый закон гласит, что жителям Израиля запрещено его покидать, даже на короткое время («Шулхан Аруха», «Орах Хаим», 531:4). Исключение составляют поездки ради исполнения заповедей и в целях заработка, когда это невозможно осуществить в Израиле.

Разрешено ли выезжать за пределы Израиля для того, чтобы посетить могилы праведников?

Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли посещение могил праведников исполнением определенной заповеди.

Автор «Питхей Тшува», комментария к «Шулхан Аруху» («Йорэ Дэа», 372:2) от имени автора респонс «Бейт Кеуна» пишет, что это не является определенной заповедью, а автор респонс «Сдэ а-Арэц» (ч. 3, «Эвен а-Эзэр», п. 11) считает, что, возможно, является.

Автор книги «Сдэ Хэмед» (ч. 6, маарэхэт 11, п. 1) замечает, что слова автора книги «Сдэ а-Арэц» относятся исключительно к ситуациям, когда посещение могил праведников никак не может помешать служению Творцу при исполнении других заповедей. Он также пишет, что чем тратить средства на поездку за границу для того, чтобы посетить могилы праведников, более правильно было бы эти их пожертвовать неимущим.

В книге «Пеат а-Шулхан» (1:3) приводится, что молитвы, произносимые в Эрец Исраэль, принимаются Всевышним с большим желанием, чем произносимые в странах диаспоры, которые для того, чтобы достичь престола славы Творца, должны предварительно «пройти» через Эрец Исраэль. Согласно этому нет особого смысла выезжать за границу для того, чтобы молитвы были приняты Всевышним с большим желанием.

Выводить материалы