Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
Биография выдающегося законоучителя

Раби Йеуда бар Шмуэль Розанес (Мишнэ ламелех; 5417-5487 /1657-1727/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Стамбуле.

Был главным раввином Стамбула и одним из духовных вождей евреев Османской империи — со всех концов обширной державы обращались к нему за решением спорных вопросов. Респонсы р. Розанеса приведены в книгах многих законоучителей его поколения, но сам он, хотя и обладал высочайшим авторитетом, из скромности не публиковал своих сочинений.

Р. Йеуда Розанес умер в Стамбуле в последний день праздника Песах 5487 /1727/ года.

А затем началась его посмертная слава. В 5491 /1731/ году, через четыре года после того, как р. Розанес был призван в Небесную Ешиву, его ближайший ученик р. Яаков Кули издал сборник хидушим (аналитических заметок) своего учителя. Книга объединила заметки и комментарии р. Розанеса к Талмуду, а также к знаменитому кодексу Рамбама Мишнэ Тора. Благодаря счастливой интуиции издателя, расположившего весь материал в соответствии с порядком законов в Мишнэ Тора, книга р. Розанеса приобрела широчайшую популярность в качестве комментария к кодексу Рамбама.

Начиная с издания 5499 /1739/ года, эта книга, получившая название Мишнэ ламелех (Второй после царя), печатается рядом с основным текстом кодекса Мишнэ Тора, — и по сей день она является одним из важнейших пособий при изучении еврейского талмудического законодательства.

Среди других книг р. Розанеса, увидевших свет после его смерти, особенной популярностью пользуется сборник Парашат драхим (Развилка дорог). Эта книга, включающая двадцать шесть драшот — выступлений и бесед на этические темы, славится блистательным анализом агадот (парабол и притч Талмуда).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.