Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Служение Б-гу возможно только после того, как человек убьёт в себе вожделения и удовольствия этого мира, и это называется “ненавидящий корысть”»Виленский Гаон, Эвен Шлема 2, 9
Выдающийся законовед и комментатор Талмуда, был практикующим врачом

Раби Нисим бар Реувен (Ран; ок. 5070-ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375/ гг.) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

Родился в Барселоне. Получил разностороннее образование, включающее глубокие познания в медицине, — был практикующим врачом.

Возглавлял барселонскую ешиву. Среди его учеников особенную славу приобрели Риваш и р. Хасдай Крескас — духовные лидеры следующего поколения мудрецов.

Ран был общепризнанным главой мудрецов Испании. Из многих общин диаспоры обращались к нему за решением сложных алахических проблем — он составил несколько тысяч респонсов (тшувот).

Сохранилась лишь немногие из них — они собраны в книгу Тшувота-Ран (Ответы Рана).

Ран написал знаменитый комментарий на кодекс Рифа — его пояснения отличаются исключительной ясностью, глубиной и целостностью анализа.

Сохранились комментарии к четырнадцати разделам этого кодекса. В классических изданиях Талмуда они печатаются в приложении, рядом с основным текстом Рифа.

Эти комментарии очень широко изучаются; в ешивах всего мира они используются в качестве одного из самых важных пособий для углубленного постижения не только кодекса Рифа, но и самого Талмуда.

В 5120 /1360/ году Ран завершил хидушим — аналитические заметки к нескольким трактатам Талмуда. Особенно известны его заметки к трактату Недарим; в классических изданиях Талмуда они печатаются, подобно комментариям Раши, рядом с основным текстом. Заметки Рана служат основным пособием при изучении этого трактата Талмуда.

С разрешения издательства Швут Ами


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.