Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Чудеса, Изучение Торы, Алия, Рав Александр Кац, Баба Сали
Раби Яаков Абухацера (5550-5640 /1790-1880/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, духовный лидер евреев Северной Африки.
Уже в молодые годы был одним из ведущих раввинов Марокко. Возглавлял общину г. Тафилета, расположенного в горах на юге страны.
Основную часть времени проводил в уединенных занятиях Торой, не покидая дома учения ни днем, ни ночью — к себе домой он возвращался лишь на шабат. По свидетельству сына, каждую ночь он повторял наизусть восемнадцать глав Мишны, а затем учил Талмуд, Шульхан арух и другие алахические кодексы. Около полуночи он засыпал на короткое время, а затем произносил Тикун хацот — полуночную молитву, установленную в память о разрушении Храма. После этого он изучал святую книгу Зоар (Сияние) и кабалистические книги, содержащие учение Аризаля (см.). При приближении утра он спешил облачиться в талит и тфилин, чтобы быть первым в миньяне молящихся на рассвете.
Молился он очень долго, сливаясь с Творцом Вселенной и освобождаясь от материальных покровов, — люди чувствовали, что в эти часы он совершенно отрешен от мира и не замечает того, что происходит вокруг (Гдолей адорот).
Р. Яаков Абухацера прославился как бааль мофет (чудотворец) — многие приходили к нему в поисках исцеления и избавления от бед.
Он был одним из самых авторитетных законоучителей Северной Африки — его респонсы собраны в книге Йору мишпатеха леЯаков (Учили Твоим законам Яакова).
В месяце тевет 5640 /1880/ года, в девяносто лет, р. Яаков отправился в путешествие на Святую Землю, намереваясь там поселиться.
В египетском городе Даманхур, южнее Александрии, он увидел сон, в котором ему было сообщено, что пришло его время покинуть мир. Согласно преданию, пробудившись, он сказал: «Гам зу летова» (И это к лучшему), и сообщил родным, что умрет после ближайшего шабата.
Р. Яаков Абухацера умер в воскресение, двадцатого тевета 5640 /1880/ года.
После его смерти было издано его кабалистическое сочинение Гинзей амелех (Сокровищница царя). В этой книге приведено семьдесят различных толкований первого слова в Пятикнижии — Берешит (В начале).
Могила р. Яакова Абухацеры у г. Даманхура привлекала к себе тысячи еврейских паломников, многие из которых обрели около нее исцеление.
Его внуком был прославленный кабалист и чудотворец р. Исраэль Абухацера (Баба Сали; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»