Темы: Песах, Праздники, Хамец, Рав Мендель Агранович, Сефарды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, как относиться к празднику Мимуна? Принимать ли приглашение, и как вообще себя с ним вести? Спасибо за ответ. Хаим
Миму́нa — традиционный праздник евреев из Марокко, который принял весь еврейский народ, в основном, сефардские и восточные общины. Отмечается после окончания последнего дня Песаха. Мимуна выражает радость оттого, что нам снова разрешено есть хамец (продукты, изготовленные путем заквашивания, запрещенные к употреблению в Песах). Никаких галахических источников для этого праздника нет. Но, с другой стороны, не вижу в нем ничего плохого.
По одной из версий, название праздника связано с именем Маймона бен-Йосефа, отца Рамбама (Маймонида), а сам праздник связан с годовщиной его смерти. По другим версиям, слово мимуна родственно арабскому слову маймун («счастливый») или ивритскому эмуна («вера»).
Несмотря на отсутствие галахических источников, за этим праздником стоит важная идея. Ведь в Талмуде сказано (трактат Рош а-Шана), что полное избавление, как и избавление из египетского рабства, произойдет в месяце Нисан — месяце, когда мы празднуем Песах. Праздник Мимуна и радость как раз и демонстрируют нашу веру в то, что это осуществится. Хотя Песах уже прошел, а избавление не пришло, мы все равно верим в него!
Есть еще один смысл этого праздника. У разных людей существует много различных пасхальных обычаев — как избежать попадания квасного в пищу. Поэтому многие не едят нигде, кроме собственного дома. Там они могут быть уверены, что проблем с хамецом не будет, т.к. сами проверили и откошеровали все к празднику. Но после Песаха все хотят показать друг другу, что это вынужденное отчуждение — не признак нелюбви или пренебрежения, а лишь осторожность, выражение стремления соблюсти строгий запрет Торы. Именно поэтому принято держать двери открытыми, приглашая всех соседей и друзей, которые желают этого, зайти.
В Израиле Мимуна стала популярным ежегодным праздником, когда принято устраивать вечеринки, пикники и барбекю. Первоначально Мимуну отмечали только в семьях репатриантов из Марокко, однако уже лет сорок назад она стала общенациональным праздником и была перенята другими общинами, прежде всего, восточными.
Празднование начинается сразу после окончания Песаха — накрывают стол, на который ставят традиционные сладости, мед, пирожные, а также предметы, символизирующие удачу и плодородие, например, сосуд с живой рыбой. Символом является и число «5» — например, ставят пять золотых украшений. Одно из блюд, которые принято есть в этот праздник, — сладкая лепешка (мофлетта).
Принято приглашать в гости представителей других общин.
За пределами Израиля праздник отмечают в общинах марокканских евреев, например, в Париже и Амстердаме.
И поэтому мне думается — почему бы и не принять приглашение?
Но не только Вам этот праздник неизвестен, даже Давид Бен-Гурион в 1971 году интересовался, в чем смысл этого праздника, и получил ответ от Шауля Бен-Симона главного популяризатора Мимуны в Стране.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Мендель Агранович
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Самое лучшее – как обычаи сложились, так и продолжать их
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Яков Шуб
У меня часто случаются скачки сахара. Прилично ли в таком случае что-то пожевать на улице?
Рав Бенцион Зильбер
Откуда этот закон: можно здороваться так, как здороваются в твоей местности?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Ремесло или правильное поведение?
Рав Овадья Климовский
Как связаны этика и движение «Мусар»?
Рав Яков Шуб
Для кого хозяева приготовили столько яств?
Рав Яков Шуб
Это следование путям неевреев?
Рав Овадья Климовский
Есть специальный запрет на опоздание?
Рав Бенцион Зильбер
Человеческая мораль предшествовала Торе? Но ведь мораль у всех разная!
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Ешь и пей, ведь завтра умрём?..
Рав Нохум Офман
Мудрость человека проявляется не только в понимании различных наук и т.п., но и в том, как он построил порядок своей жизни.
Рав Моше Сытин
Раввин отвечает на вопрос: говорить о Торе во время еды — это нарушение Закона и этикета?