Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся мудрец и историк еврейской мысли

Раби Авраам бар Давид Алеви Ибн Дауд (Раавад Аришон; 4870-4940 /1110-1180/ гг.) — выдающийся мудрец и историк еврейской мысли.

Внук (сын дочери) р. Ицхака Альбалии (см.), автора трактата Купат арохлим.

Родился в Кордове. Изучал Тору у брата своей матери р. Баруха Альбалии (см.), ученика великого Рифа (см.).

Ибн Дауд составил знаменитую хронику Седер акабала, в которой он прослеживает непрерывную цепь традиции, из поколения в поколение — от Моше Рабейну и до р. Йосефа Ибн Мигаша (см.), главы мудрецов того поколения, к которому принадлежал автор.

Эта книга до сих пор является одним из самых авторитетных источников по истории еврейской мысли.

Им созданы еще два значительных исторических сочинения: Диврей малхут Исраэль бабайт шени (История Израиля эпохи Второго Храма) и Сефер зикарон диврей Роми (Хроника событий из истории Рима).

Основной философский труд Ибн Дауда, написанный по-арабски, получил в переводе на святой язык название Аэмуна арама (Возвышенная вера). В этом трактате он предпринял попытку интерпретировать иудаизм в терминах рационалистической философии Аристотеля, стремясь показать, что Тора и философия не только не противоречат друг другу, но и сотрудничают в познании истины.

Трактат Ибн Дауда подготовил почву для создания «Путеводителя заблудших» и других мировоззренческих трудов Рамбама (см.), который также испытал влияние Аристотеля.

Религиозные преследования фанатиков-мусульман заставили Ибн Дауда покинуть Кордову и переселиться в христианскую часть Испании. Но и там поднималась волна преследований: под страхом смерти евреев принуждали принять крещение.

На семидесятом году жизни р. Авраам Ибн Дауд освятил Имя Всевышнего, сохранив верность Торе, — он был убит в Толедо, столице кастильского королевства.

«Золотой век» евреев Испании завершался.

С разрешения издательства Швут Ами


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Подготовка к Песах в лагере

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Седер Песах в советском лагере»

Глава из книги Рава Ицхака Зильбера об удивительном проведении Пасального седера в Сталинском лагере

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Очищение посуды

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме

«Мцора» («Прокаженный»)

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.