Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Тема

Еврейская философия

Материалы по еврейской философии

Оглавление

Тора ↓

Различие между верующим и философом ↓

Мировоззрение — часть Торы ↓

Можно ли полагаться на философию? ↓

Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Философия изучает фундаментальные принципы реальности, бытие человека, отношения человека с миром, законы развития мира и общества, сам процесс познания и многое другое. Философия выявляет закономерности, обобщает понятия, вырабатывает систему знаний и стремится к постижению истины на основе рациональных рассуждений.

Считается, что западная философия зародилась в древней Греции. Период её становления занял около 200 лет и совпал со временем разрушения Первого Храма, изгнания в Вавилон и строительства Второго Храма.

Тора [↑]

Основой мировоззрения и образа жизни еврейского народа является Тора, полученная пророком Моше на горе Синай. Там же и произошло непосредственное раскрытие Творца всему народу Израиля. С тех пор сохранение памяти об этом событии составляет одну из основ еврейского образа жизни.

Различие между Торой и философией

Тора и философия, на первый взгляд, имеют много общего, так как дают ответы на те же вопросы, к примеру, о смысле жизни, Творце, Провидении, этических нормах и многом другом. Тем не менее, между ними существует принципиальное различие.

Тора — мудрость Б-жественная, передаваемая нам по Традиции из поколения в поколения со времён Синайского Откровения. Философия — мудрость человеческая, ее источник в человеческом разуме. Поэтому сказано об этом: «Мудрости народов мира — верь, Торе народов мира — не верь» (Эйха Рабба 2,17).

Тора раскрывает секреты мироздания и устанавливает человеку цель жизни и его обязанности, то есть, является инструкцией в определении средств достижения цели жизни. В отличие от этого, человеческая мудрость накапливается постепенно человеческими усилиями и исходит из интеллектуального любопытства.

Философия исходит из принципа сомнения. Любое рациональное исследование начинается с неопределённости. В отличие от этого, Тора исходит из полной определённости, и в её достоверности нет никаких сомнений.

Абсолютная истина Синайского откровения противопоставляется рационально осмысляемой, но открытой для изменений относительной истине философии.

Различие между Торой и теологией[1]

И даже когда философия исследует Б-жественное, есть принципиальное отличие.

Религиозная философия — теология, как и общая философия, исходит из разума человека, который приходит к выводам о религии и вере. В отличие от этого, источник Торы — откровение Творца.

То, что выделяет и определяет мировоззрения, — это не столько сами религиозные идеи и вера, а их источник. Любое мнение, происходящее из Синайского откровения — Тора, а любое мнение, происходящее из разума человека — философия. Поэтому может быть, что два человека придут к одному и тому же выводу, но один получит этот результат в рамках Торы, а другой — в рамках философии.

Другое принципиальное и существенное различие состоит в том, что даже когда философия приходит к какому-то жизненному выводу, конкретно что-то требующему от человека, человек не обязан ему следовать. Как правило, это будет рассматриваться как мудрая идея, которая может улучшить условия жизни.

Выводы Торы всецело направлены на их полное принятие человеком — это Воля Творца. В отличие от этого, философия религии видит в них установление воли человека.

Различие между верующим и философом [↑]

Так же, как есть принципиальное различие между Торой и философией, есть и различие между человеком верующим, религиозным и философом, проповедующим религиозные идеи.

В книге «А-Кузари» ее автор, рав Иеуда Алеви, описывает «превращение» нашего праотца Авраама из философа в верующего.

Авраам с самых ранних лет искал и исследовал мир. В результате он пришёл к выводу о существовании Единого Б-га, Управляющего миром. Это было чисто философское, умозрительное постижение. Но как только Б-г раскрылся ему и, в ещё большей степени, после того, как Авраам прошёл все посланные ему Свыше десять испытаний, он «лишился» статуса философа и поднялся на уровень верующего. Ведь испытания поставили его в условия, полностью противоречащие его собственным философским взглядам, сформированным с такими огромными усилиями.

Верующий принадлежит Б-гу, философ — себе. Поэтому тот, кто исполняет Волю Творца потому, что Творец это повелел, причастен к Высшему Благу, к Вечности. А если человек будет делать всё то же самое, но только потому, что это он так сам решил, только потому, что его разум привёл к этому, ничего Вечного не удостоится. Нет в этом никакой связи между Творцом и творением.

Существует ли «философия иудаизма»?

Из-за подобных различий мудрецы Торы избегали употребления слова «философия» в контексте «философия иудаизма». Ведь «философия иудаизма» не устанавливает основы иудаизма, а является философией, исходящей из основ иудаизма. То есть, она берёт за основу Тору Устную и Письменную и выясняет их мировоззрение и позицию по поводу всех вопросов общей философии.

Поэтому, во избежание неточности понимания, употребляется не термин «философия иудаизма», а только «мировоззрение иудаизма».

Мировоззрение — часть Торы [↑]

Мировоззрение — внутренняя часть Торы, устанавливающая идеи и веру.

Тора включает не только повеления о действиях человека, но и повеления о мыслях. То есть, так же, как есть действия, которые еврей обязан осуществлять, так есть и идеи и вера, которых он обязан придерживаться и знать. Тора определяет и инструктирует человека во всех областях, в действиях, в чувствах, в мыслях.

Согласно РАМБАМу, обязанности мыслей более строги, чем обязанности действий. Ведь тот, кто нарушил одну из заповедей, считается негодником, но, тем не менее, остаётся евреем, а тот, кто отвергает одну из 13 основ Веры, вообще исключает себя из еврейского народа. Поэтому он установил «заповеди мысли» как часть Закона в книге «Йад Хазака».

Следует ли обращаться к философии?

Обращение к философии можно найти у мудрецов Торы в период средних веков. Это были выдающиеся раввины Раби Саадия Гаон (РАСАГ) в книге «Эмунот вэ-Дэот», Раби Бахия в книге «Ховат а-Левавот», Раби Моше бен-Маймон (РАМБАМ) в книге «Морэ Нэвухим» — «Путеводитель для заблудших».

Эпоха, в которую они жили, принесла еврейскому народу большие испытания и в области мысли. Расцвет арабской теологии, основанной на греческой философии, увлёк интеллектуальную еврейскую элиту. Начали появляться новые идеи, новые «комментарии» к Торе, которые не соответствовали первоисточникам. Поэтому потребовалось провести четкую границу между мировоззрением Торы и придуманными человеком идеями. Для этого РАМБАМ и ввёл 13 принципов веры, которые однозначно отделяли духовное содержание еврея от духовного содержания всего мира.

Но в своей разъяснительной работе им пришлось обращаться к философии для того, чтобы «заблудшие» воспринимали аргументацию с большей лёгкостью. Однако путь этот никак не был подобен пути философов. Они не исходили из своего разума, не предлагали посылки и не приходили к определённым выводам, а изначально утверждали истинность Торы и её воззрения, и на основании этого принимали или отвергали ту или иную философскую идею. Исследование приходило на втором этапе, после Торы.

Поэтому РАМБАМ, даже когда принимал и цитировал мнения греческих философов, делал это только в том случае, если они не противоречили мнению Торы и мудрецов.

То есть, они знали истину и пытались не найти её философским исследованием, а только подтвердить известное и ярче его проиллюстрировать. И в этом иллюстрировании видели повеление Торы — с одной стороны, укрепить таким образом веру, а с другой, доказать таким образом её истинность тем, кто не получил её по Традиции. Поэтому такие исследования они называли не философией, а Торой.

Другая причина обращения к рациональной аргументации состояла в рекомендации «знать, что ответить негоднику» (Пиркей Авот 2;14).

Можно ли полагаться на философию? [↑]

Правомерно спросить: а можно ли в принципе полагаться на философию в попытке найти истину?

За тысячелетия существования философии сформировалось такое множество противостоящих друг другу учений, что все они вместе взятые близки к тому, чтобы отражать все возможные точки зрения, которые, в принципе, только могут существовать. Единственное, чего нет в философии, — это общепризнанное определение того, какое же, в конце концов, учение ведет к истинному познанию реальности.

Например, до сих пор нет общепризнанного доказательства того, какая из двух взаимоисключающих концепций, материалистическая или идеалистическая, является истинной. Поэтому в философии считаются одинаково выдающимися и гениальными как мыслители, представляющие материализм, так и мыслители, представляющие идеализм.

Но окончательный удар по гегемонии философии нанесла наука, которая постепенно «отпочковалась» от неё всего лишь несколько сотен лет назад. До этого даже истинность познания природы устанавливалась на основе логических утверждений философов, без эмпирической проверки. Если философ считался авторитетным, как, например, Аристотель, то любое его мнение, которое выглядело логичным, принималось без какого-либо сомнения.

Но впоследствии научное познание мира выявило, что Аристотель ошибался в большинстве своих выводов. Более того, в некоторых областях принятие его безусловного авторитета затормозило развитие науки на долгое время. Например, теория «атомизма» Демокрита была им отвергнута, и потребовалось более чем 2000 лет, чтобы вновь сделать ее предметом рассмотрения.

Следует ли изучать философию?

Общая философия рассматривается как внешний по отношению к Традиции источник знаний, и её изучение запрещено мудрецами Торы (Шулхан Арух, Йорэ Дэа, 246:4, РАМО).

Другое дело — философские рассуждения мудрецов Торы, принятые в вышеупомянутых книгах. И хотя авторы сами видели в рациональных рассуждениях средство для укрепления и углубления веры и даже условие духовного роста, большинство мудрецов последних поколений философский подход не поощряют, а некоторые даже запрещают. Запрет был установлен как по причине сложности восприятия, так и из-за большой опасности неправильного понимания и приближения к культуре атеизма.

АГРО (Гаон из Вильно) и БЕШТ (Бааль Шем Тов), и, в ещё большей степени, его ученики, выступали в самой резкой форме против изучения книг философского содержания.

Изучение «мировоззрения иудаизма» в нашем поколении

В противоположность всему сказанному: современный светский еврей, который не получил от своих отцов ничего из Еврейской Традиции, наоборот, должен стараться прояснить для себя все основы еврейского мировоззрения, даже если для этого ему понадобится обратиться к философии. Но это рекомендуют только при условии обладания критичным и острым умом, способным к самостоятельному продвижению в дебрях философской мысли.

Важно также знать, что рациональное исследование помогает прийти только к выводу о существовании Творца. Но для понимания того, как Творец управляет миром, и всех остальных аспектов реальности, оно смысла не имеет, так как все события жизни происходят только согласно тому, как Творец это устанавливает, а не тому, как это человек понимает.


[1] На основании книги р. Б. Эфрати «יסודות מחשבת ישראל».