Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрецы, Цфат, Скромность, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Богобоязненность
Раби Элазар бар Моше Азкари (Сефер харедим; 5293—5360 /1533—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт.
Родился двадцать седьмого ияра 5293 /1533/ года в семье выходцев из Испании, нашедших убежище на Святой Земле. Изучал Тору в Цфате у р. Йосефа Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабита; см.), а мудрость кабалы постигал из уст р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).
Начиная с 5324 /1564/ года вел дневниковые записи, в которых отразилась повседневная жизнь кружка кабалистов, целиком посвятивших себя служению Всевышнему.
Эти записи, охватывающие период в тридцать пять лет, были опубликованы после смерти р. Азкари под названием Милей дешмайя (Дела небесные).
В течение долгих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша (синагогального служки), скрывая от окружающих свои глубочайшие познания в тайных и открытых разделах Торы. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш.
В 5348 /1588/ году р. Азкари завершил свой основной труд — комментированный перечень заповедей, получивший название Сефер харедим (Книга трепещущих). В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему.
Впервые напечатана в Венеции в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. Книга пользовалась значительной популярностью и выдержала три десятка изданий; на нее написано несколько комментариев.
В самом авторитетном современном кодексе Мишна брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать Сефер харедим и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».
Сохранилось сорок пиютов (духовных гимнов), принадлежащих перу р. Азкари, — все они проникнуты любовью к Всевышнему и стремлением «прилепиться» к Нему. Особенной популярностью пользуется его песня, начинающаяся словами Йедид нефеш, ав арахаман (Возлюбленный моей души, Отец милосердный!). «Сжалься надо мной и не скрывай от меня Свой лик», — просит поэт у Б-га.
Этот пиют, завораживающий своей лирической силой, включен во многие сидуры и махзоры — его принято исполнять во время третьей субботней трапезы, провожая прекрасную Царицу-Субботу.
В 5763 /2002/ году в Йерушалаиме были впервые изданы рукописи р. Азкари, содержащие его комментарии на Пятикнижие.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению