Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Спиноза, евреи и атеизм

17 января 2010, 09:51

Отложить Отложено

Уважаемые читатели!

Один из читателей сайта выразил несогласие с моими словами о Спинозе в предыдущем  посте «Почему сотрясается Земля?»:

«Вы так свободно комментируйте взгляды Спинозы, - пишет по-английски читатель использующий имя Mouse, я перевожу его слова. – Но удосужились ли Вы прочитать его, и если нет, что я подозреваю, то, какое Вы имеете право говорить о том, о чем не имеете ни малейшего представления?»     

Прежде всего, хочу выразить Вам Mouse публичную благодарность за Ваш вопрос. Хороший вопрос в чем-то важнее, чем ответ. Мудрецы прославляют человека, который преодолевая стеснение, задал вопрос, утверждая в «Поучениях отцов», что «стеснительный не учится». Однако хорошо лишь тот вопрос, который действительно является вопросом, и, отвечая на который, человек ищет истину. Такой вопрос – инструмент познания. Однако риторические вопросы, которые задаются лишь для того, чтобы унизить, посмеяться над собеседником, не несут в себе конструктивной силы, не являются инструментом познания. И я уверен, что Ваш вопрос принадлежит именно к первой категории вопросов, на которые имеет смысл отвечать. Потому выражаю надежду и пожелания, чтобы эта дискуссия принесла пользу Вам и всем читателям, в которых я, конечно же, включаю и себя.   

Потому хочу, прежде всего,  рассказать Вам, почему я задумался о роли  Спинозы в судьбе еврейского народа. Вскоре после выхода книги рава Ицхака Зильбра зц”л «Пламя не спалит тебя!», газета «Еврейский Мир» в Нью-Йорке начала, с благословения рава, публиковать ее главы. Тогда то я обратил внимание на одно место этой книги:

« "ПОДНИМАЮ ПРОТИВ ТЕБЯ ЛЮБОВНИКОВ ТВОИХ..."

      Отход евреев от веры в единого Б-га и Его Тору пророки сравнивают с изменой жены мужу. Вот что ждет вступивших в развратную связь с чужими религиями: “...Я поднимаю против тебя любовников твоих... и обращу на тебя ревность Мою, и поступят [любовники] с тобою жестоко” (Йехезкель, 23:22,25).

      Говорят, что существует какая-то разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало.

      Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, напали на страну филистимляне, притесняли евреев, обложили их непосильной данью. И стонал народ до тех пор, пока не "...удалили они чужих богов из среды своей и стали служить Г-споду" (Шофтим, 10:16).

      Во времена Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона. И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: как мы уже знаем, ассирийцы изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, а вавилоняне — оставшиеся два колена: Йегуды и Биньямина.

      Увлечение эллинизмом привело наш народ к массовому отходу от своей религии, и греки практически беспрепятственно искореняли в Эрец-Исраэль иудаизм, а непокорных уничтожали.

      То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла.

      В конце XVIII – начале XIX веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные евреи стали преклоняться перед "культурной" Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, которое было призвано "осовременить" иудаизм. Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких церквей, стали молиться под аккомпанемент органа, в службу было включено пение женского хора... Самые "прогрессивные" из реформистов перенесли день заповеданного отдыха с субботы на воскресенье; они выбросили из молитвы слова "...и приведи нас в Сион, город Твой с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего с вечной радостью", ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: "Нельзя лукавить, обращаясь к Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!” Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие XIXXX веков — отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Всевышний, чтобы в очередной раз наказать распутный народ.

      Родоначальник "научного" коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда мальчику было три года. Этому лжемессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: "Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей".

      Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит, это они расправлялись с верующими евреями, посылая их в лагеря по обвинению в контрреволюции. Мы хорошо помним их собственную судьбу — бывших членов ЦК, ВЦИК, работников карательных органов — революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех же самых застенках, куда отправляли своих братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и народу. Те из них, кто чудом остался в живых, как правило сожалеют о том, что натворили. Многие, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству.

      Грозные предостережения Г-спода и сбылись в точности: "...какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня и пошли за пустым, и [сами стали] пустыми?” (Ирмеягу, 2:5).

      "Зло твое накажет тебя, и отступничества обличит тебя, и ты узнаешь и увидишь, как плохо и горько [будет тебе за] то, что оставил ты Г-спода, Б-га твоего, и не побоялся ты Меня…” (Ирмеягу, 2:19)».

В свете сказанного, возможно, Вы поймете, почему я подумал, что и отступничество Спинозы от основ еврейства дорого обошлось его народу. Потому в своей статье «Почему содрогается земля?» я написал то, что вызвало Ваше несогласие:

«Мировоззренческие ошибки евреев всегда больно ударяли рикошетом по всему народу. Достаточно вспомнить заблуждения последователей Иисуса из Назарета или Карла Маркса. Христианство и коммунизм принесли неисчислимые беды создавшим их евреям.

К сожалению, утверждение Баруха Спинозы “природа - это Б-г”, не является исключением. Основатель пантеизма абсолютизировал силы природы. Это направление философии было подхвачено Ницше и взято на вооружение Гитлером. “Я верю только в одну заповедь, - говорил Гитлер. - В борьбе за существование выживает сильнейший. Потому сама природа даровала сильному право подчинить себе или уничтожить слабого”. Мудрые евреи Амстердама сумели увидеть опасные тенденции в новшествах Спинозы и определили их как отступничество от учения Торы.

В заключение приведу слова, которые уже публиковал в моем Вам личном ответе, надеясь, что читатели смогут извлечь из них некую пищу для размышлений.

 «Уважаемый Mouse!

Благодарю Вас за то, что Вы прочитали мою статью и оставили свой комментарий, из которого я понял, что Вы неравнодушны к философии вообще, и к Спинозе в частности. Тем не менее, именно Спиноза в своей философии низвел «Б-га до природы», повлияв на развитие атеизма. Я бы на Вашем место задумался о том, что как Ницше, так и Маркс считали себя последователями Спинозы. Подобно Спинозе и Ницше, Гитлер обожествляет силу, доказывая право сильного подчинить или уничтожить слабого (в первую очередь еврея). А сколько бед нашему народу принес марксизм, считавший себя разновидностью спинозизма. Конечно же Спиноза не создал Гитлера и Маркса, но и тот и другой по сути опирались на Спинозу в своих учениях.


Хочу привести Вам две цитаты:

1. Из книги профессора тель-авивского университета  Й.Бен-Шломо "Введение в философию иудаизма".

«В философии существуют четыре критерия, каждому из которых соответствует свой тип морали: критерий счастья, критерий силы, критерий пользы и критерий обязанности (долга). Мораль греков основывается на критерии счастья. Хорошим считается поступок, делающий человека счастливым, а плохим - поступок, который делает его несчастным.

Спиноза руководствуется критерием силы. Он связывает понятие нравственности с проявлением силы духа. На высшей ступени нравственности стоит, по мнению Спинозы, тот, кто способен проявить силу духа и преодолеть самую крайнюю степень страха - страх перед смертью. Бояться же смерти - аморально. Сходных взглядов придерживается и Ницше. Оба философа, и Спиноза и Ницше, отдают себе отчет в том, что при таком подходе добро и зло не являются ценностями...

Такая мораль представляет собой автономную систему, так как источником ценностей в ней является сам человек. Руководствуясь своими естественными духовными потребностями - стремлением к счастью, влечением к силе, человек вырабатывает нравственные критерии, определяет для себя нормы поведения, формирует представления об этике. Разум человека предписывает ему делать одно и не делать другого, совершать те или иные поступки. Этичность поступка определяется отношением к нему самого человека, его собственным пониманием нравственности. Мораль, таким образом, становится относительной и не знает понятия обязанности. Единственным из философов, кто связывал мораль с понятием абсолютной обязанности, был Кант... Подобный тип морали представлен Танахом. В нем великим является тот, кто поступает в соответствии с обязательствами. Источником моральных обязанностей является Б-г»

 

2. С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. История философии.

 

 

Спинозизм и атеизм

 

Спиноза был проклят служителями всех религий как опасный безбожник... Атеизм, как известно, в буквальном смысле есть отрицание существования Бога. Но в том-то и дело, что Спиноза существования Бога не отрицает. Наоборот, он постоянно говорит о Боге. Другое дело что Бог на поверку оказывается у него просто активной стороной природы... Таким образом, Спиноза признается в том, что превращает Бога из антропоморфного существа в субстанцию, а точнее в саму Природу. Тем самым, повторим, Бог у Спинозы становится творческим началом самой природы, как это было у неоплатоников и у Д. Бруно. По сути дела в пантеизме Спинозы атрибуты Бога переносятся на природу. И без этого наделения природы достоинствами Бога, как уже говорилось в предыдущей главе, последующая материалистическая философия была бы попросту невозможна...

Так почему же мы считаем Спинозу атеистом, если он сам себя таковым не считал?

Дело в том, что Спиноза извлек два краеугольных камня из основания иудаизма, христианства и ислама. Это вера в Бога как потустороннее духовное существо, а также вера в то, что Бог - творец мира...

Тогдашняя церковь, писал по этому поводу Ильенков, не была настолько наивна, чтобы дать обмануть себя словами. Если кого-то эти слова тогда и обманули, то исключительно самого Спинозу.

Спиноза не был понят своими современниками. Но зато к концу XVIII века наблюдается такой интерес к философии Спинозы, что все сколько-нибудь прогрессивные мыслители этого времени считают себя спинозистами. Ты или придерживаешься спинозизма, будет писать впоследствии Гегель, или ты не придерживаешься никакого философского учения. Разновидностью спинозизма будет считаться и марксизм. С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. История философии (общий курс).

Теги не заданы