Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда Шабтай Цви принял ислам, это повлияло и на его последователей и на оппонентов среди современников и последующих поколений. В еврейском мире появилась тенденция к подозрительности. Критический анализ своих верований и поведения был необходим не только тем, кто поддался его пропаганде, но всем евреям. Неправильное использование кабалы Шабтаем и его группой вызвало подозрение ко многим ученым и благо — честивым евреям. Как часто случается во время опасности и кризисов, за грехи других приходится страдать хорошим людям. Чтобы предотвратить появление нового лжемессии, ревнители — среди которых были и великие люди — подвергали суровой критике и тех, кто не имел никакого отношения к Шабтаю. Слишком часто необходимая борьба с саббатианством оказывалась чрезмерной, сказываясь на творческой индивидуальности невинных людей в еврейском мире.

Чтобы лучше понять это время, нужно оглянуться назад и увидеть старые трещины в стене традиционного иудаизма в Амстердаме и вокруг него. После изгнания из Испании в 1492 году много испанских евреев осело в Амстердаме. Они достигли стабильности, успеха и уверенности в этом новом доме. Рост города от маленькой сонной гавани до одного из главных городов Европы совпал с ростом и подъемом еврейской общины.

Но жизнь в сефардской общине Амстердама проходила не гладко. Сказывалось изгнание. Здесь традиционный авторитет раввина у общинных лидеров уже не был определяющим как в Испании. Но все же раввины действовали быстро и решительно, когда чувствовали угрозу жизни по Торе. Первым примером был Уриэль Акоста.

Он родился в Испании в еврейской семье, крещеной в римский католицизм. Но уже в юные годы Уриэль отстранился от христианства, а потом с матерью и братьями бежал в Амстердам, где они вернулись к иудаизму. Однако вскоре ему надоело и это, и он опубликовал памфлет против традиционного иудаизма, обвинив его в неверности Библии и еврейству. В 1616 году раввины Амстердама исключили его из общины. Акоста выразил раскаяние и был снова принят в общину, но в 1624 году провинился снова, опубликовав еще более пространную и возмутительную работу, отрицая бессмертие души. Его опять отлучили. Позже он снова отказался от своих слов, но травмированный общественным осуждением в 1640 году совершил самоубийство.

Акоста был предтечей знаменитого еретика Баруха Спинозы. Получив традиционное еврейское воспитание, Спиноза восстал против многих фундаментальных верований иудаизма. Он сформулировал собственную, отличную от еврейской веры, метафизическую философскую систему. Это был пантеизм, доктрина, которая отождествляла Бога с природой, природными силами. Спиноза не хотел оставлять эти мысли для личного пользования и произвел фурор в местной еврейской школе, обсуждая свои теории с учениками. Раввины пытались убедить его отказаться от еретических взглядов или хотя бы не высказывать их. Но его упрямство вынудило их пойти на драматический шаг: в июле 1656 года Спинозу официально исключили из еврейской общины Амстердама.1 Он обрел международную славу, но для евреев навсегда остался ренегатом. Даже попытка Давида БенГуриона, первого премьер-министра Израиля, через триста лет после смерти Спинозы реабилитировать его и снять решение об его исключении из общины, встретила в мировом еврействе лишь ледяное молчание и апатию непрощения.

1 Посетитель архива библиотеки испано-португальской синагоги Амстердама может увидеть список членов общины в 1656 году, где зачеркнуто имя Спинозы.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени