Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

В еврейском Законе есть такое понятие — лифним ми-шурат а-дин, что в переводе означает — «выход за пределы буквы закона». Что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею.

В древнем английском праве наряду с обычными законодательными актами существовала параллельная законодательная система, известная под названием «право справедливости». Цель данной системы состояла в том, чтобы предотвращать незаслуженные наказания, которые время от времени назначались в результате чересчур узкого толкования или «слишком строгого» применения норм традиционного правосудия.

В Торе еврейским законам и правовой системе посвящена недельная глава Мишпатим.

В предыдущей недельной главе (Итро) говорилось о зарождении еврейской правовой системы, о необходимости «разъяснять уставы и наставления (Торы), указывать пути, которыми нужно следовать и (давать) примеры поведения, которого необходимо придерживаться» (Шемот, гл. 18, ст. 20-21). Слова «поведение, которого необходимо придерживаться», — уточняет Мидраш, комментируя данный отрывок — относятся к концепции «выхода за пределы буквы закона», согласно которой человек обязан делать больше, нежели ему положено по закону.

Но для выполнения этого «распоряжения» Творца, как может показаться на первый взгляд, нужно обладать какой-то «сверхъестественной» праведностью. Однако данная концепция, по определению Талмуда, соотносится не только со сферами благочестия и праведности, но — имеет и непосредственное социальное и юридическое значение.

В Талмуде рассказывается, в частности, такая история.

Однажды некий человек нанял для транспортировки бочек поденных работников. Но они плохо справились с порученным им делом — в процессе перемещения из одного места в другое несколько бочек выскользнуло из их рук и разбилось. Разгневанный подобной нерадивостью хозяин бочек решил заставить работников возместить нанесенный ему ущерб. И в качестве залога — отобрал у них куртки и плащи.

Работники, возмущенные насильственным изъятием их личных вещей, чтобы уладить возникший конфликт, вместе с работодателем отправились в городской бет дин (раввинский суд). Судья приказал работодателю вернуть присвоенные им вещи.

— Этого требует закон? — спросил судью работодатель.

— Да, этого требует закон! — ответил ему судья.

Воодушевленные победой, работники обратились к судье с просьбой заставить работодателя заплатить причитающуюся им сумму — деньги, которые они должны были получить за свою работу. Судья нашел их требования вполне законными и велел нанимателю расплатиться с рабочими.

— И этого тоже требует закон!? — возмутился наниматель.

В ответ судья повторил свой приговор и спокойно добавил:

— Да, и этого требует закон — закон лифним ми-шурат а-дин, обязывающий делать то, что правильно с моральной и этической точки зрения, даже если формально это и не является обязательным…

Не от хорошей жизни люди нанимаются на поденную работу, — разъясняет Талмуд, анализируя эту историю. — Наниматель был богатым человеком, и от оплошности бедных людей, которые хотели заработать себе на хлеб, пострадал лишь в минимальной степени. Для них же, для наемных рабочих вычеты за ущерб явились бы сущей катастрофой. Поэтому в данном случае и был применен принцип, допускающий «выход за рамки закона». Эта концепция в подобных обстоятельствах сама становится законом.

Иную грань концепции лифним ми-шурат а-дин раскрывает Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания — Эрец Исраэль, конец 12-го — начало 13-го вв.), анализируя поведение человека с точки зрения оговоренной в Торе морали.

Чтобы оградить себя от ошибок, — пишет он, — человеку следует воздерживаться от поступков, в которых по закону, казалось бы, нет ничего предосудительного, но которые не вызывают чувства благоговения и не могут быть «этапами» на пути служения Всевышнему. Таким образом, у человека появляется возможность постичь более высокий смысл еврейских законов. Если он чувствует, что разрешенные Торой физические радости мешают его духовному развитию и ослабляют преданность Творцу, ему лучше от них отказаться.

Итак, концепция «выхода за пределы буквы закона» касается, с одной стороны, соблюдения заповедей Торы и контроля над собственными поступками в поведении каждого отдельного человека, с другой — взаимоотношений людей в обществе. Пользуясь ею, люди могут оградить себя от ошибок при заключении договоров и сделок разного характера.

Обществу, в котором каждый будет настаивать на своем, доказывая, что именно он (и никто другой) правильно понимает суть «буквы закона», — предупреждают наши Учителя, — уготовано безрадостное будущее. Вежливость, способность разделять чувства ближнего, сопереживать ему, учитывать его нужды и воздерживаться от осуждения поступков и высказываний других людей — все это составные части великой концепции «выхода за рамки закона».

Знание этой концепции и умение ее применить играет важную роль в жизни не только еврейства, но и — всего остального мира. Мира, в котором мы сегодня живем. Ибо нам и нашим соседям катастрофически не хватает этого заповеданного Торой взгляда на вещи. Проповедуя демократию, мы гордимся силой, приписываемой «букве закона». Однако нам давно пора понять, что существует другой, высший закон, которым мы обязаны руководствоваться в повседневной жизни. Именно этот высший закон — «выход за пределы буквы закона» — тот единственный путь, следуя которому мы можем достичь гармоничного сосуществования в современном мире…

Взято с сайта Еврей.com


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Шаббат Шува