Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Сочинение Йеуды Алеви (прибл. годы жизни 1080-1142), поэта и мыслителя, уроженца Южной Кастилии, Испания.

Книгу, написанную на арабском языке под названием «Довод в защиту униженной веры», перевел на иврит в середине 12 века Йеуда бен Тибон, который назвал ее «Книгой Кузари» (кузари — житель Хазарии, правители которой приняли иудаизм). Книга построена как вымышленный диалог между еврейским мудрецом и правителем Хазарского царства. По существу, она представляет собой развернутую апологию иудаизма, выдержанную в духе полемики с идеями христианства и мусульманства, а также воззрениями Аристотеля.

Обладая высоким поэтическим дарованием, автор отказался от написания сухого философского трактата, выбрав форму живой беседы между живыми людьми и придав повествованию самую простую, но увлекательную фабулу: хазарский царь приглашает философа, монаха, муллу и раввина для того, чтобы познакомиться с их воззрениями на мир. Дискуссия завершается тем, что царь выбирает иудаизм.

В книге пять частей-очерков. В первой говорится о преимуществе чисто религиозного опыта (откровения) над умственным знанием. Цель Торы — приблизить человека не к голому мудрствованию и поиску «вечных истин», а к праведности и морали. Второй очерк посвящен размышлениям о сущности Б-га, Его атрибутах и проявлениях. Автор впервые в еврейской литературе вводит понятие «отрицательных» атрибутов, изымая из рассмотрения атрибуты «положительные», страдающие антропоморфизмами. Устной традиции посвящен третий очерк, содержащий характеристику Талмуда и его значения. Последняя часть книги снова возвращается к вопросу о сущности Б-га, затрагивая такие темы как свобода воли, пророчество и пр. Критикой философских доктрин «Кузари» завершается.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин