Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
По материалам газеты «Истоки»

Сочинение Йеуды Алеви (прибл. годы жизни 1080-1142), поэта и мыслителя, уроженца Южной Кастилии, Испания.

Книгу, написанную на арабском языке под названием «Довод в защиту униженной веры», перевел на иврит в середине 12 века Йеуда бен Тибон, который назвал ее «Книгой Кузари» (кузари — житель Хазарии, правители которой приняли иудаизм). Книга построена как вымышленный диалог между еврейским мудрецом и правителем Хазарского царства. По существу, она представляет собой развернутую апологию иудаизма, выдержанную в духе полемики с идеями христианства и мусульманства, а также воззрениями Аристотеля.

Обладая высоким поэтическим дарованием, автор отказался от написания сухого философского трактата, выбрав форму живой беседы между живыми людьми и придав повествованию самую простую, но увлекательную фабулу: хазарский царь приглашает философа, монаха, муллу и раввина для того, чтобы познакомиться с их воззрениями на мир. Дискуссия завершается тем, что царь выбирает иудаизм.

В книге пять частей-очерков. В первой говорится о преимуществе чисто религиозного опыта (откровения) над умственным знанием. Цель Торы — приблизить человека не к голому мудрствованию и поиску «вечных истин», а к праведности и морали. Второй очерк посвящен размышлениям о сущности Б-га, Его атрибутах и проявлениях. Автор впервые в еврейской литературе вводит понятие «отрицательных» атрибутов, изымая из рассмотрения атрибуты «положительные», страдающие антропоморфизмами. Устной традиции посвящен третий очерк, содержащий характеристику Талмуда и его значения. Последняя часть книги снова возвращается к вопросу о сущности Б-га, затрагивая такие темы как свобода воли, пророчество и пр. Критикой философских доктрин «Кузари» завершается.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.