Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

В чем смысл жизни?

Зачем человеку дана жизнь? В чем смысл жизни? Об этом и не только с точки зрения Иудаизма.

Оглавление

Мысли о жизни и её отсутствии ↓

Человек ищет смысл ↓

Разум человека ищет смысл ↓

«Я» человека требует смысла ↓

Потребность, подтвержденная исследованиями ↓

Какие ответы люди нашли? ↓

Мысли о смысле и его отсутствии ↓

Смысл процесса ↓

Смысл процесса жизни ↓

О бессмысленности атеизма

Атеисты о смысле жизни ↓

Типичные заблуждения ↓

Ответ №1. Жизнь — для удовлетворения потребностей ↓

Ответ №2. Жизнь — для идеи ↓

Ответ №3. Жизнь — для профессиональной пользы ↓

Ответ №4. Жизнь — для творчества и самореализации ↓

Ответ №5. Жизнь — для творческого бессмертия ↓

Ответ №6. Жизнь — для развития технического прогресса ↓

Ответ №7. Жизнь — для хороших деяний ↓

Ответ №8. Жизнь — для детей ↓

Ответ №9. Жизнь — для жизненного процесса ↓

Общий знаменатель ↓

Атеизм лишает человека смысла существования ↓

Об осмысленности теизма

Как жить? ↓

Свобода или рабство? ↓

Не выбор, а предпочтение ↓

Светский образ жизни ↓

Рабочее время ↓

Свободное время ↓

В мысли ↓

В чувствах ↓

В этике ↓

В поступках и решениях ↓

В человеческих отношениях ↓

Религиозный образ жизни ↓

Осмысленная жизнь должна иметь рамки ↓

Осмысленность в деяниях ↓

Осмысленность в мысли ↓

Устойчивость в чувствах ↓

Абсолютная мораль ↓

Осмысленность в человеческих отношениях ↓

Разгадка жизни ↓

Замысел Творения ↓

Предназначение человека ↓

Результат жизни ↓

До жизни в этом мире ↓

Жизнь ↓

Бесплодный результат ↓

Плодотворный результат ↓

Выбор ↓

Смысл жизни ↓

Из книги рава А.Кушнира «Реальность и иллюзия»

Прояснение истинности и ложности воззрений теизма и атеизма позволяет поднять во всей остроте вопрос всех вопросов — вопрос о смысле человеческого существования.

Прояснение смысла жизни — основной вопрос, от которого зависит все остальное существование человека. Ведь только зная цель жизни, можно установить средства её достижения, то есть понять, как жить.

Теизм и атеизм предлагают диаметрально разные ответы на этот вопрос. И так как принятие той или другой системы взглядов на мир должно не только принципиально менять отношение к жизни, но и самым кардинальным образом влиять на саму жизнь, стоит более глубоко и последовательно разобрать эту важнейшую для человека тему.

Мысли о жизни и её отсутствии [↑]

Жизнь человека, если взглянуть на неё «сверху», увидеть ее в целом — удивительная загадка.

Смысл жизни, как его определитьЗная смысл жизни, ее цель — можно понять, как жить

В некоторой точке исторического процесса новый человек неожиданно появляется в этом мире и через какое-то время из него исчезает[1]. В промежутке между роддомом и кладбищем он проживает необыкновенно бурную и богатую событиями жизнь.

И только в зрелом возрасте человек может осознать, что в принципе вся его жизнь не была обязательна. Как он, так и любой другой человек мог бы и не родиться вообще, и вряд ли в этом случае в мире принципиально бы что-то изменилось.

Так для чего же человек рождается? Ведь он не является причиной своего появления в мире.

Стоит обратить внимание, что:

  1. Человек рождается не по своей воле. Он не принимает личного участия в акте своего появления в мире.
  2. Человек живёт не по своей воле. Он может прекратить жизнь по своей воле, но никак не является первопричиной своей жизненной силы. Вся физиология человека, кровообращение, пищеварение, дыхание, нервная система и другие органы работают автономно, вне зависимости от решения самого человека жить или не жить.
  3. Человек умирает не по своей воле. И хотя инстинкт сохранения жизни крайне силён и человек хочет жить вечно, тем не менее, приходится умирать.

То есть на определенном этапе, не раньше и не позже, некая неведомая сила[2] выталкивает на сцену истории именно это «Я» человека и заставляет его жить. Не осознавая этого, человек сразу начинает развивать активность, чувствовать себя полным хозяином жизни, пытается взять судьбу «в свои руки» и основательно, как бы «навечно» обустроиться в этом мире.

И как раз когда человек только-только устроился, набрался ума и опыта, научился во всём разбираться, приобрёл дом, счёт в банке, связи, уважение, наконец-то перестроил все под себя, та же неведомая сила устраняет человека из мира, а заодно забирает всё, чего он в течение жизни добивался, все, что он планировал и о чем мечтал. Подаренная жизнь завершается.

Вот тогда и возникает глобальный вопрос: для чего человеку был дан весь жизненный процесс от роддома до кладбища? Если в конце умирать, то для чего рождаться? А если рождаться, то почему надо умирать?

Для чего вся прожитая жизнь, со всеми ее достижениями и неудачами, радостью и горестью, удовольствиями и муками, миром и войной? Для чего были все страдания, болезни, огорчения, пытки? Для чего нужен был океан эмоций, который захлёстывал человека в течение жизни, для чего он радовался, огорчался, любил, ненавидел, умилялся, завидовал, сердился, хранил верность? Для чего нужно было так долго приобретать своё мнение, отстаивать его, доказывать, протестовать, не соглашаться, устраивать революции?

Чтобы в конечном итоге умереть?!

Ведь смерть[3] превращает жизнь человека в пустую суету, прекращает и отнимает всё, во имя чего человек жил!

Неужели жизнь завершается ничем?!

***

Итак, само существование человека, загадка его рождения и смерти взывают и требуют ответа на вопрос о смысле его существования. Для чего ему и всему человечеству была дана жизнь? Для чего вообще существует жизнь?

Человек ищет смысл [↑]

Человек — единственное существо, которое не только задается вопросом о смысле своей жизни и ищет на него ответ, но и не в состоянии жить без него. Осмысленности собственного существования требуют как разум человека, так и его «я».

Разум человека ищет смысл [↑]

Разум по своей природе ищет и находит смысл во всём вокруг: в предметах, явлениях, в деяниях, речи, мыслях. Без этого разум испытывает боль непонимания и не способен адекватно воспринимать мир.

По той же причине разум ищет и смысл своего существования. Ведь у всех составляющих частей человека есть предназначение; значит, должен быть смысл и в человеке в целом.

К примеру, автомобиль состоит из множества деталей. Каждая деталь как часть целого имеет своё исключительное предназначение. Все вместе они образуют автомобиль, который также имеет своё предназначение.

Клетка состоит из многих составляющих, каждая из которых выполняет свою специфическую функцию. Но и клетка, в свою очередь, также имеет своё ясное предназначение.

И так устроено всё целесообразное в мире. Есть смысл у каждой отдельной его части и есть смысл у всех частей, вместе взятых и составленных в единое, целесообразно функционирующее целое.

Значит, такой же вывод следует сделать и о человеке. Он состоит из множества органов. Проделанные исследования обнаружили их функциональность и целесообразность, то есть был найден смысл всех составляющих частей человека. И тогда закономерен вывод: если есть смысл во всех составляющих частях человека, то должен быть и смысл в существовании человека в целом.

«Я» человека требует смысла [↑]

Не только разум обязывает человека искать ответ на вопрос о смысле жизни: этот поиск — естественная человеческая потребность.

Поиск смысла жизни — потребность человекаРазум по своей природе ищет и находит смысл во всём вокруг

Потребность к осмысленности исходит из глубоко заложенного в человеке стремления к ощущению собственной значимости, того, что он кому-то нужен, что его силы и способности могут иметь применение и будут кем-то оценены.

Поэтому человеку невыносима мысль, что его жизнь бессмысленна и ничего не значит, поэтому так хочется, чтобы не было «стыдно за бесцельно прожитые годы».

Потребность, подтвержденная исследованиями [↑]

Подобные интуитивные ощущения получили подтверждение в работах знаменитого психолога В. Франкла — создателя третьей венской школы психотерапии, получившей название «логотерапия»[4]. Согласно Франклу, стремление к поиску смысла жизни и его реализации — это потребность, присущая каждому человеку от рождения. Поэтому человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования.

***

Итак, и разум, и внутреннее ощущение, и исследования утверждают, что смысл человеческой жизни должен существовать. В чём же он?

Какие ответы люди нашли? [↑]

С самой зари существования человечества тема смысла жизни глубоко волновала философов и мыслителей. И сколько было мыслителей, столько и представлений о смысле человеческой жизни. Каждый решал этот вопрос по-своему, в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.

Так, в древней Греции Аристотель видел смысл жизни в мышлении и познании, в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Платон — в заботе о душе; стоики — в покорности судьбе, невозмутимости и спокойствии; Пифагор — в научном знании; Эпикур — в получении удовольствия, избавлении от душевного беспокойства, достижении личного покоя и блаженства; Диоген — во внутренней свободе и независимости, в умении довольствоваться малым и презрении к богатству; Метродор — в крепости тела; и т.д.

И в более близкие нам эпохи мнения так же разделялись. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Маркс — в борьбе за коммунизм, Фейербах — во всеобщей любви людей друг к другу, Ницше — в стремлении к власти, Милль — в достижении выгоды и успеха.

В наше время наиболее распространена позиция гуманизма, согласно которой общего смысла жизни не существует, и каждый человек должен найти свой индивидуальный смысл жизни. Поэтому одному достаточно посадить дерево, другому — решить научную проблему, третьему — написать картину, четвёртому — создать благотворительный фонд и так далее. Главное — стремиться к благополучию и максимальному удовлетворению в жизни.

Также распространено представление, что смысл жизни состоит в самой жизни, то есть в жизненном процессе.

Что касается тех, кого к мыслителям не относят, у них — в том случае, если их спрашивают, — также имеются разнообразные ответы на вопрос, для чего жить: ради детей, во имя человечества, ради самореализации и творческой деятельности, чтобы разбогатеть, прославиться, для расширения знаний и т.д.

***

Итак, человек не может жить без смысла, без цели в жизни, поэтому как мыслители, так и все остальные ищут и находят тот или иной смысл в своём существовании. Вот тут и пробуждается вопрос: какой же из многочисленных «смыслов» имеет смысл? Неужели правомерна любая, произвольно выбранная цель жизни, и за неё, как за соломинку, можно уцепиться?

Ответ на эти вопросы и следует искать в мировоззрениях теизма и атеизма. Но прежде чем непосредственно перейти к обсуждению, необходимо кратко определить, что такое смысл.

Мысли о смысле и его отсутствии [↑]

Смысл всецело создаётся в субъективном разуме человека, который обнаруживает его во всём, объективно обладающим целесообразностью: в явлениях, действиях, предметах, понятиях, речи и т.д.

Смысл появляется в момент, когда разум обнаруживает причину («зачем», «почему»), следствие — предназначение, цель («для чего»), место в причинно-следственной цепочке (соотношение части и целого) или же завершённость, полноту логической цепочки[5].

Другими словами, явление останется непонятным до тех пор, пока не прояснится его причина. Действие не будет иметь смысла, пока не станет ясно, для какой цели оно производится. Предмет останется загадочным, пока не прояснится его предназначение. Речь будет оставаться бессмысленной до тех пор, пока не будет сказано достаточно слов, в совокупности выражающих законченную мысль.

У всех перечисленных примеров есть общий знаменатель. Смысл появляется при ответе на вопросы «почему», «для чего», «для какой конечной цели», «каково предназначение»?

Смысл процесса [↑]

Если, говоря более конкретно, рассматривать некий процесс во времени, то его смысл связан с наличием конечной цели, к которой этот процесс движется. Знание этой цели собирает все разрозненные детали процесса в единое целое, находит им место как частям целого и тем самым «оживляет» их, придаёт им смысл.

Смысл процесса жизниЖизнь имеет смысл, если к ее концу — все мгновения, высказывания, мысли, мечтания собираются в некий естественный результат

К примеру, костюм как конечный результат проясняет все непонятные действия портного; готовый автомобиль придаёт смысл всему запутанному производственному процессу; сданный экзамен — поведению студента и т.д.

Другими словами, наличие смысла деятельности на промежуточных этапах определяется, исходя из её естественного результата — достижения конечной цели. Стоит пояснить это подробнее на простом примере.

Образный пример

Предположим, некто собирается поехать за границу. Для этого ему необходимо предпринять определённые действия: купить билет, получить визу, упаковать вещи в чемоданы и так далее. Итогом всех приготовлений становится вылет за границу.

Если в конечном итоге цель — поездка — осуществится, то и все предпринятые действия обретут смысл, становясь частями общего процесса.

Но если все приготовления были сделаны, а в результате поездка не состоялась, то все промежуточные действия лишаются смысла.

Эти промежуточные действия состоят, в свою очередь, из множества других промежуточных действий. К примеру, чтобы упаковать вещи в чемодан, надо сначала погладить рубашку, а для этого починить утюг; нужно собрать туалетные принадлежности, а для этого — отправиться в магазин и купить мыло; и тому подобное. Все эти действия имеют смысл, так как ведут к цели — собрать чемодан. Но если промежуточная цель осуществилась и чемодан был собран, а конечная цель — поездка — не осуществилась, то и все эти приготовления становятся бессмысленными[6].

Смысл процесса жизни [↑]

Сформулированные определения дают ясные критерии для ответа на поставленные вопросы о смысле процесса человеческой жизни: присутствие или отсутствие смысла будет зависеть от наличия у жизни результата по её завершении[7].

Если к концу жизни человека все ее мгновения, все его деяния, высказывания, мысли, мечтания, переживания и т.д. собираются в некий естественный результат, значит, жизнь имеет смысл, как в общем, так и в каждом прожитом мгновении, в каждой детали существования.

Но если в конце жизни результат отсутствует, и человека ждёт ничто, пустота, то нет смысла не только в жизни в целом, но и во всём жизненном процессе, во всех его деталях и промежуточных целях. Другими словами, подобно тому, как в приведённом образном примере отмена поездки сделала все приготовления к ней бессмысленными, так и смерть превращает всю жизнь человека в пустую суету.

***

Итак, построив ясные критерии, можно обратиться к теизму и атеизму как к мировоззрениям, предлагающим разные подходы к оценке жизни и смерти человека.

О бессмысленности атеизма [↑]

Решение вопроса о смысле жизни, очевидно, зависит от причины возникновения жизни.

Атеизм утверждает, что жизнь образовалась случайно, путём самоорганизации неживой материи. А случайность по определению[8] не имеет причины (намерения) и не стремится к какой-то конечной цели (предназначению).

Поэтому если допустить позицию атеизма, это значит, что жизнь человека принципиально лишена цели и смысла[9]. По воле случая человек, как букашка, появляется в этом мире, какое-то время живёт и так же случайно его покидает.

И если нет смысла жизни в целом, то, как было выше определено, нет и смысла во всех деталях, событиях, поступках прожитой жизни.

Атеисты о смысле жизни [↑]

Итак, воззрение атеизма лишает человека смысла жизни.

Следовало бы ожидать, что атеисты смело примут этот логический вывод из их же учения. Но оказалось, что признаться в бессмысленности жизни не так просто.

То ли атеисты, как и остальные люди, испытывают врождённую потребность к осмысленному существованию, то ли они оказались приперты к стенке фактом наличия этой потребности у остальных людей, которые интуитивно воспринимают бессмысленность как нечто постыдное и неприемлемое. Так или иначе, атеисты не готовы были открыто провозгласить, что человек лишён смысла существования.

Но тогда как же можно совместить логический вывод, что смысла в жизни нет, с желанием, чтобы смысл был?

Выход был найден не самым честным образом. Вопрос о «смысле жизни» был подменён вопросом о «смысле в жизни». То есть смысла у жизни нет, но его надо найти внутри самой жизни[10].

Иными словами, атеизм предлагает человеку постоянно искать промежуточные цели в жизни, достигать их, чувствовать иллюзорное удовлетворение, затем находить следующую цель и снова идти к ней — и так пребывать в процессе, лишённом общего смысла, до самой смерти. Вместо осознанной цели достаточно заполнить жизнь какими-то переживаниями, удовольствиями, развлечениями; главное — занять свою душу чем-то, что покажется существенным, что даст удовлетворение, радость.

Подобная установка является естественным следствием власти слепых сил человека, которые замкнуты на себя, как круг, движение по которому лишь создаёт иллюзию постоянного продвижения вперёд, в то время как это путь в никуда.

Это во всей остроте выявляет логическую противоречивость и непоследовательность атеизма.

Утверждать, что человек появился в этом мире для какой-то промежуточной цели — к примеру, ради рождения детей, работы, повышения эрудиции, освоения космоса, сочинения симфоний, посадки деревьев и тому подобное, — это все равно что утверждать, что автомобиль произвели, чтобы тормозить, рулить, охлаждать двигатель, освещать дорогу, мигать. Но ведь вопрос в том, для чего нужен автомобиль в целом — и для чего вся жизнь в целом.

Как было разобрано в предыдущей главе, чтобы составляющие процесса имели смысл, по определению необходимо, чтобы у процесса был естественный результат. А так как, согласно атеизму, у жизни после её завершения никакого результата нет, и смерть рассматривается как возвращение в ничто, то и весь жизненный процесс со всеми его событиями, деталями и промежуточными целями принципиально никакого смысла иметь не может.

Типичные заблуждения [↑]

В свете этого можно понять ошибочность и нелогичность тех ответов на вопрос о смысле жизни, которые люди выдвигали в течение тысячелетий.

Вот несколько примеров.

Ответ №1. Жизнь — для удовлетворения потребностей [↑]

Часть людей видят смысл жизни в удовлетворении своих потребностей. Есть те, кому важны потребности телесные. Для этого в первую очередь необходимо заработать как можно больше денег, а с их помощью можно удовлетворить как потребности тела — в пище, вещах, комфорте, удовольствиях, — так и потребности скучающей души в развлечениях. Те же, кому более важна оценка их личности, видят смысл жизни в том, чтобы любым путём прославиться. Те, кто по натуре властен, посвящает жизнь захватам, контролю, управлению. Есть и те, кто видит смысл в поддержании благосостояния, здоровья и красоты.

Заблуждение

Если видеть смысл жизни в вышеперечисленных мотивах, то следовало бы ожидать в конце жизни соответствующий результат. Но, увы, ни деньги, ни вещи, ни удовольствия[11], ни почёт, ни тем более красоту и здоровье в могилу не заберёшь. А власть и слава еще никого не сделали бессмертными.

Заблуждение состоит в том, что всё перечисленное — не смысл жизни, а средства жизни. Это лишь врождённые, природные потребности тела и души, которые требуют удовлетворения. И в поиске осмысленности человек по ошибке приклеил им ярлык «смысла жизни».

Ответ №2. Жизнь — для идеи [↑]

Идеалисты чувствуют, что жить надо во имя идеи, что следует посвятить свою жизнь чему-то важному и высокому — например, стране и народу, светлому будущему. Они готовы идти на самопожертвование во имя идеи, устраивать революции.

Заблуждение

История человечества учит, что идеалы, которые были необыкновенно важны для одного поколения, зачастую не ценятся и даже осмеиваются последующими поколениями[12]. И вряд ли кто-либо посчитает правильным посвятить себя некой идее, зная, что она потеряет ценность в будущем.

К тому же, какой бы идеи ни был человек преисполнен, каким бы ощущением личной значимости это ни сопровождалось, в конце, на похоронной процессии, где должен обнаружиться результат всей жизни, увы, никакие глобальные достижения его не встретят, а «светлого будущего» в тёмной могиле не обнаружить.

Ответ №3. Жизнь — для профессиональной пользы [↑]

Есть те, кто видит смысл жизни в своей профессиональной деятельности, приносящей пользу человечеству. К примеру, врач считает своим высшим долгом лечить людей, и т.д.

Заблуждение

Лечить людей — это действительно благородная и милосердная миссия. Но тогда получается, что вне работы смысла в жизни у врача нет. Смысл также исчезнет, если врач попадёт на пустынный остров, где лечить некого, а сам он здоров. Получается, что у врача как человека смысла существования нет.

Ответ №4. Жизнь — для творчества и самореализации [↑]

Многие интеллигентные люди видят смысл жизни в самореализации и творческих достижениях: в важном научном открытии, в написании увлекательного романа, сочинении красивой симфонии или в том, чтобы стать начальником. Тогда, состарившись, можно оглянуться назад с удовлетворением: есть чем гордиться, и жизнь была недаром прожита.

Заблуждение

Творческие достижения и самореализация действительно дают ощущение содержательности жизни, но сами по себе никак смысла жизни составлять не могут[13].

Ведь конечный результат всей жизни — не научное открытие, не роман и не симфония, а могила. А в могиле нет разницы между теми, кто добился творческих успехов, и теми, кто не добился, между теми, кто реализовал себя в чём-то, и теми, кому это не удалось.

Ответ №5. Жизнь — для творческого бессмертия [↑]

Творческие люди видят смысл жизни в результатах своей деятельности; они надеются, что и после смерти эти результаты будут вызывать интерес, а значит, они будут приносить пользу. Непреходящая ценность плодов их таланта переполняет душу значимостью и даёт ощущение вечности жизни.

Заблуждение

Безусловно, интуитивное желание человека остаться бессмертным вполне оправданно обнаруживается в глубине его души. Тем не менее, надежда добиться этого за счет попыток оставить след в истории человечества — не более чем иллюзия.

Во-первых, здесь явно смешиваются два желания. Одно — желание получить высокую оценку своей деятельности со стороны других людей. Другое — желание прожить значимую и осмысленную жизнь. Но какой бы высокой оценки человек ни удостоился при жизни, это никак не придаст ему значимости в могиле.

Во-вторых, даже самые удачные достижения не сохраняются навечно. Со временем они теряют своё значение, и это происходит со всеми достижениями прошлого в самых различных областях.

В-третьих, никто не рождается для творческих достижений: этих достижений добиваются. К примеру, Бетховен не родился, чтобы стать гениальным композитором, и не в связи с этим он умер. Он всего лишь продуктивно заполнил свою жизнь изучением и сочинением музыки, не растрачивал время по пустякам, а максимально использовал свой врождённый талант. Честь и хвала ему за это — но не более того.

В-четвёртых, утверждать, что смысл жизни — в творческой деятельности, значит подписать смертельный приговор всем нетворческим личностям, которые составляют большинство населения планеты: по такой логике, их существование лишено смысла.

Итак, все творческие успехи человека только заполняют жизнь интересной и увлекательной деятельностью, но никак не могут составлять смысл его жизни.

Ответ №6. Жизнь — для развития технического прогресса [↑]

Многие технически ориентированные люди полагают, что жизнь надо посвятить повышению благосостояния человечества, а для этого необходимо добиваться технического прогресса.

Заблуждение

Безусловно, двигать прогресс необходимо, это облегчает жизнь, делает её интересной и увлекательной для учёных и инженеров. Но как это может стать смыслом человеческого существования?

Ведь если прогресс необходим для будущих поколений, то и их смысл существования сведётся к тому, чтобы обеспечивать прогресс для следующих за ними поколений. Для кого тогда всё это там, в конце?

А если смысл в том, чтобы добиваться прогресса для себя, то как это может помочь в могиле? Какая тогда разница, пользовался ли человек при жизни телефоном или нет?

В целом же технический прогресс облегчает условия существования («как жить»), но никак не связан с вопросом «для чего жить».

Вероятно, вскоре телефоны, телевизоры и компьютеры будут встроены в визитную карточку или прямо в мозг; роботы будут выполнять за нас все рутинные задачи; мы сможем летать с одного края планеты на другой на сверхзвуковой скорости. Но что это принципиально меняет? Каких бы технических успехов человечество ни добивалось, останется все тот же непреходящий, древний вопрос: для чего? Каков смысл? То есть основной вопрос в том, что будут показывать и о чём говорить на экране нового супертелефона, и с этой точки зрения нет разницы, удобнее ли стало им пользоваться. Смысл в том, почему надо лететь, а не в том, как лететь.

Ответ №7. Жизнь — для хороших деяний [↑]

Согласно философии гуманизма, человек сам определяет свои поступки, делает выбор и придаёт этим смысл своему существованию. Для этого надо найти достойное дело: помочь бабушке, построить дом, посадить дерево и т.д. Да и без философии многие люди видят смысл своей жизни в хороших делах.

Заблуждение

Согласно этой логике, лишь часть жизни имеет смысл, причем совсем небольшой, и обретает она его в момент доброго деяния. Тогда получается, что во всей остальной жизни, в промежутках между добрыми делами, по определению смысла нет.

Безусловно, достойные дела — это хорошо и похвально, но никакого существенного влияния на результат жизни они не окажут. В могиле одинаково покоятся и «хорошие», и «плохие» люди.

Ответ №8. Жизнь — для детей [↑]

Весьма типичны попытки увидеть смысл существования человека в продолжении своего рода, заведении потомства[14].

Заблуждение

Это самый распространённый ответ, который часто возникает как первая реакция на вопрос о смысле жизни[15]. Но и тут кроется самообман.

Во-первых, человек живёт не для продолжения рода, для детей, а для себя. О детях не думают в моменты еды, сна, работы, развлечений и т.д. И даже в ходе самого процесса «продолжения рода» мало кто задумывается о детях. В основном люди заняты получением удовольствия от процесса, а не глубокими размышлениями о его результате.

Во-вторых, представление о том, что смысл жизни — в продолжении рода, лишает смысла жизни тех людей, у которых детей нет или которые не могут их иметь.

В-третьих, какой смысл жить для следующего поколения? Ведь и оно, согласно такой логике, живёт для потомства, и так далее. Но при этом никому не известно, для кого в конечном итоге все живут. Получается порочный круг, и жизнь любого поколения, взятого в отдельности, никакого самостоятельного смысла не имеет.

Ответ №9. Жизнь — для жизненного процесса [↑]

Многие мыслители, да и не только, пришли к выводу, что смысл жизни следует искать в самом жизненном процессе. Просто живи и наслаждайся; главное — найти себе интересное занятие. Следует заполнить жизнь «существенными» событиями: куда-то поехать, купить некую вещь, сделать перестановку в доме; важно, чтобы что-то происходило.

Кратко это формулируют так: жить, чтобы жить.

Заблуждение

Жизненная активность никак не может дать ответа на вопрос о смысле всей жизни. Здесь речь идет лишь о том, чем себя занять. То, что называют «в процессе», на самом деле заколдованный круг: работаем, чтобы было что поесть, и едим, чтобы были силы работать. Это гонка от одной промежуточной цели к другой, которая должна хоть чем-то заполнить пустоту жизни и создать иллюзорное ощущение значимости.

Активный жизненный процесс, удовлетворение слепых потребностей создаёт ощущение жизни, но не имеет никакого отношения к смыслу жизни.

Да и по существу рассуждения, строящиеся по принципу «жить, чтобы жить», алогичны. Ни в одной области человеческой деятельности не принято, чтобы смысл состоял в процессе, а не в результате. Не скажет рабочий, что ему не важна зарплата, а достаточно того, что он работал. Не скажет спортсмен, что не важен чемпионат, а важна лишь тренировка. Очевидно, что смысл еды — не в еде, а в восполнении энергетического ресурса биологического организма. Смысл речи — не в том, чтобы говорить, а в том, чтобы выражать законченные мысли, и т.д.

Процесс ощущения жизни заполняет душу человека, но сколько им ни наслаждайся, в конечном итоге он остановится. И бессмысленный итог такой жизни останется запечатлеть на могильном камне: «Родился, был в процессе, умер»…

Общий знаменатель [↑]

У всех перечисленных ответов есть ошибочный общий знаменатель: вопрос о смысле жизни подменяется вопросом, чему же придать смысл в пустоте самой жизни[16].

Получается, что человек живёт, как ему хочется, стараясь удовлетворить те или иные желания и идеи, и только впоследствии, пытаясь легитимировать эти желания, мыслители пытаются обозначить их в качестве «смысла жизни».

Атеизм лишает человека смысла существования [↑]

На инстинктивном уровне человеку необыкновенно важно, чтобы его жизнь была значительна и преисполнена смысла. И атеизм уверенно указывает на смысл, но не на смысл самой жизни, а на что-то придуманное в процессе жизни. Такой «авторитетный» ответ успокаивает тревожную душу человека, создаёт иллюзию осмысленной жизни и тем самым приводит его в полное заблуждение!

Атеизм подменяет смысл жизниВопрос о смысле жизни решается в зависимости от причины её возникновения

Ведь, указывая на ложные цели и снимая с человека ответственность за подаренную ему жизнь, атеизм принципиально лишает его возможности достичь цели своего творения[17]. Получается, что жизнь человека была подарена ему для определённой цели, а он её растратил не по назначению. Это как скрипку использовать в качестве барабана, автомобиль в качестве склада, а телефон для подсветки…

Как же мучительно больно в самом конце обнаружить, что жизнь так и не имела результата, что промежуточные, время от времени обновлявшиеся цели оказались пустыми и ложными, а годы — бесцельно прожитыми, чего больше всего человек и боялся. А самое дорогое, что у человека есть — его жизнь, — он сам, своими руками превратил в бессмысленное ничто[18]

Об осмысленности теизма [↑]

Вопрос о смысле жизни решается в зависимости от причины её возникновения.

Теизм утверждает, что Жизнь была сотворена. Значит, по определению[19], она — часть Разумного Замысла и должна иметь конечную цель.

Поэтому вся жизнь человека, всё, что происходит в каждый момент его жизни, обладает объективным и единым для всех людей без исключения смыслом: это достижение цели его творения[20].

В чём же цель сотворения человека?

Обсуждение этого фундаментального вопроса вынесено в отдельную главу 6.7.

Как жить? [↑]

Теоретический и философский вопрос о смысле жизни принципиально влияет на практическую деятельность и на конкретную программу, определяющую, «как жить». И в зависимости от ответа, который предлагают теизм и атеизм, складывается образ жизни религиозный либо светский.

Свобода или рабство? [↑]

В первую очередь это влияет на общую оценку статуса человека.

Цель идеологии атеизма — «освобождение» человека от уз религиозных представлений и обязанностей. Ведь если нет никакой конечной цели существования, то не должно быть и никаких связанных с этим ограничений и обязательств.

И так это принято понимать: теизм подчиняет волю человека, а атеизм — освобождает её. Теист — «раб», атеист — «свободный».

Атеизм действительно высвободил человека из-под «гнёта» Разума, обязывающего выполнять то, что НАДО для осуществления цели творения, и порождающего тем самым постоянные и болезненные конфликты со слепыми желаниями тела и души. Теперь человеку предоставлена полная свобода — «что хочу, то и делаю».

Но что именно «хочет» в человеке? Как было разобрано выше, ХОЧУ — это голос тех же слепых сил. То есть «свобода» жизни в таком случае означает, что все деяния, чувства и мысли в конечном итоге полностью посвящены удовлетворению слепых врождённых потребностей. Но свобода ли это?

Ведь истинно свободный человек — только тот, кто обладает возможностью в равной степени как совершить поступок, так и не совершить его. Свобода предполагает возможность выбора.

Но от того, что НАДО, атеизм человека освободил, оставив ему только то, что ХОЧУ. Получается, что атеист свободой выбора не обладает, так как нет того, между чем выбирать.

В отличие от него, теист, находящийся, с одной стороны, под воздействием разумного НАДО, а с другой — неразумного ХОЧУ, обладает свободой выбора и является человеком свободным.

Итак, лозунги о «свободе» оказались ложными и иллюзорными. Атеизм привёл человека не к свободе, а наоборот, к рабству!

Не выбор, а предпочтение [↑]

Вполне возможно, что подобная оценка может пробудить у читателя чувство негодования. Ведь как человек в частности, так и общество в целом стабильно существуют именно благодаря разумному НАДО — заботе о своём будущем, общественных обязанностях и законах, и т.п.

Очевидно, что в жизни приходится делать не только то, что ХОЧУ, но и то, что НАДО. Например, хочется спать, а приходится вставать на учёбу или работу. Да и в целом человечество разумно предвидит будущие потребности; к примеру, люди заранее строят дороги и больницы, производят транспортные средства и лекарства, и т.п.

Итак, на первый взгляд, сила Разума побеждает слепые желания, и человек производит выбор в пользу НАДО.

Но! На самом деле никакого выбора в перечисленных ситуациях не происходит, а всего лишь одно слепое желание оказывается сильнее другого.

Так человек, несмотря на желание спать и дальше, встанет рано утром. Но это произойдёт лишь потому, что опасение потерять работу и зарплату, а значит, утратить комфорт или даже перестать удовлетворять свои минимальные потребности оказалось сильнее, чем леность тела.

Учёба в университете, которая, казалось бы, вынуждает отречься от многих желаний и требует больших интеллектуальных усилий, в конечном итоге нужна для того, чтобы получить диплом и с его помощью устроиться на хорошую работу. А это позволит добиться престижа и зарабатывать деньги, на которые можно будет приобрести всё, что диктуют слепые желания.

Учёный посвящает свою жизнь научным открытиям. Вполне возможно, что им движет страсть познания, но скорее всего, за этим кроется не меньшая страсть к ощущению важности и почёта, приносимых этими открытиями[21].

При отсутствии Высшей цели жизни и связанных с нею обязанностей человек, какие бы разумные усилия не предпринимал, в конечном итоге направит их на удовлетворение своих слепых сил.

Таким образом, никакого выбора не происходит: лишь одну слепую силу предпочитают другой[22].

***

Итак, атеизм толкает человека в плен слепых сил, отнимает у него свободу выбора и заставляет жить по инерции, удовлетворяя слепые желания.

Светский образ жизни [↑]

Атеизм «освобождает» человека от повелений Разума, ведущих его к цели творения, полностью легитимирует победу слепых сил и тем самым порождает закономерный результат — светский образ жизни, который принципиальным образом влияет на все стороны человеческого существования. Рассмотрим несколько примеров[23].

Рабочее время [↑]

Человек, находящийся в плену слепых сил, неизбежно приходит к тому, чего этим силам и хочется — посвящает себя улучшению материального благосостояния. Проблема не в том, что он этим занимается — ведь это необходимость, да и сам Творец велит человеку расширять свои познания и совершенствовать средства существования, — а в том, что этому занятию стали придавать первостепенное значение и внимание.

Идеологии атеизма удаётся превратить заботу о благосостоянии из средства в цель существования и тем самым полностью обесценить саму жизнь. Ведь в свете истинной цели жизни человека все технические усовершенствования сами по себе[24] никакого смысла не имеют[25]!

Свободное время [↑]

Работа — вынужденное занятие, необходимое для поддержки существования человека. Но основное влияние атеизма на жизнь проявляется именно в момент отсутствия занятости.

Ведь если смысла в жизни нет, а сама жизнь — есть, это создаёт непростую дилемму: что делать с подаренной жизнью? Проблема в том, что жить приходится относительно долго, лет семьдесят-восемьдесят, и это время до могилы надо чем-то занять.

Традиционно эта проблема решалась за счет необходимости заботиться о хлебе насущном, о базовых потребностях. Человеку надо было выживать, работать с утра до вечера, чтобы прокормить себя и семью. Жили по простой формуле: родился, трудился, умер.

Общий смысл жизниПри отсутствии смысла жизни не важно,
чем человек заполняет время до смерти

Но с началом технического прогресса у человека появилась возможность работать меньше. А в наше время, когда цивилизация привела к появлению общества изобилия, многие уже могут позволить себе почти не работать.

Это породило другую и крайне острую проблему — свободное время. Что с ним делать? В мире это так и называется: проблема досуга. То есть жизнь, не занятая работой, оказалась проблемой.

Выяснилось, что недостаточно накормить человека «хлебом»; его пустой и скучающей душе требуются зрелища.

Чтобы решить эту проблему, человечество вынуждено было придумать массовую культуру развлечений, которая призвана чем-то занять и отвлечь человека в свободное время. Другими словами, выход найден в том, чтобы это проблематичное время, как в народе и принято говорить, «убить». Появились выражения «провести время», «скоротать время» и т.п.

Таким образом, при отсутствии общей цели существования человечество естественным образом сосредоточило все усилия на решении двух проблем — голода тела (за счет «хлеба») и голода души (за счет «зрелищ»).

Это и определяет атеистический образ жизни, когда большинству людей достаточно заполнить свое время работой и отдыхом от работы, едой, приобретением вещей, развлечениями, личными переживаниями, серьёзными разговорами о несерьёзном, ежедневной рутиной. Главное — быть «в процессе», и нет особой разницы, чем именно человек будет заполнять пустоту своей жизни. Главное, чтобы он был доволен, чтобы жилось благополучно, без страданий души и боли тела, с одной стороны, и с максимальным удовольствием для тех же души и тела, с другой.

Одним в удовольствие безделье, а другим — занятость, одним — кроссворды решать, а другим — уравнения. Кто хочет деньги зарабатывать, кто — собирать бабочек, кто — строить самолёты, кто — писать музыку, кто — гири поднимать, кто — мебель покупать, а кто — сидеть у берега моря. При отсутствии общего смысла не столь важно, чем человек заполняет время жизни до могилы, главное, чтобы он был этим доволен.

Поэтому и общеприняты лозунги: «ешь и пей, завтра помрёшь», «каждый сходит с ума по-своему», «живи сам, дай жить другим», и т.д.

Итак, атеизм устанавливает приоритеты занятости человека и определяет содержание свободного от работы времени.

Кроме этого, его влияние крайне существенно и во многих других областях деятельности человека. Вот несколько примеров.

В мысли [↑]

Аксиома об отсутствии Творца прямым образом влияет и на образ мышления.

Ведь если нет Абсолюта, то не может быть и абсолютной истины, а может существовать только истина относительная[26].

А это значит, что у каждого человека теперь может быть своё мнение, которое он будет принимать за истинное. Другими словами, истину как таковую невозможно установить.

Так атеизм породил полное равнодушие к поиску истины. Теперь никто не пытается выяснить, что истинно, а ищет лишь максимальное подтверждение своей правоты и максимальную выгоду.

И если нет критериев установления истинности, то любое мнение, любая идея, любое мировоззрение (кроме религиозного) становятся легитимными. Это закономерно приводит к появлению плюрализма мнений.

Теперь обсуждение даже самых серьёзных жизненных вопросов ничего не должно прояснять или устанавливать; достаточно всего лишь перечислить мнения разных мыслителей по этому поводу. Ищут не истину, а интеллектуальное удовольствие от приятно и культурно проведённого времени.

В чувствах [↑]

Как установлено в исследованиях[27], полное отсутствие смысла жизни может привести к потере жизненных сил. А это, в свою очередь, может породить равнодушие, апатию, пассивность, нестабильность и, как следствие, психические расстройства и депрессию.

И даже наличие промежуточных целей не помогает при возникновении неблагоприятных жизненных ситуаций. Ведь трудности жизни рассматриваются как проблемы, что создаёт душевную боль и может вывести из равновесия.

Без обязанностей в отношении чего-то вне себя человек неизбежно сосредоточивает внимание на самом себе и может погрузиться в эгоизм, разрушающий его жизнь.

В этике [↑]

Атеизм лишил человека также и объективных, одинаково принятых и равных для всех норм нравственности. В мире без Абсолюта нет места абсолютной морали; есть место только для относительной — той, которую в конечном итоге любое общество, стремящееся к стабильному существованию, вынуждено искусственно сформировать.

Иными словами, установить, «что такое ХОРОШО, а что такое ПЛОХО», предоставлено каждому человеку и каждому обществу[28]. Поэтому эти представления всё время меняются. И то, что было принято всего лишь несколько десятилетий назад, может быть осмеяно и отвергнуто следующим поколением.

Сейчас, например, восхваляются вседозволенность, плюрализм, феминизм, равенство полов и т.п. Но нет никаких критериев, определяющих, что это и есть правильные моральные ценности. Опыт показывает, что вскоре и они уступят место более «современным» взглядам.

Как правило, изменения происходят, когда некая выдающаяся личность «догадывается», что на самом деле ничего святого в общепринятых нормах нет. И тогда под лозунгом «а кто сказал, что…» разрушаются действовавшие ранее табу и появляются новые, порой противоположные этические взгляды и общественные нормы поведения.

Закономерный результат: под влиянием атеизма и под давлением низменных желаний границы нравственности в наше время оказались размыты и привели к вседозволенности.

В поступках и решениях [↑]

Идеи атеизма влияют косвенным образом и на рутину жизни, в которой люди постоянно сталкиваются с проблематичными ситуациями. Как поступать, как реагировать, какие решения правильны?

Безусловно, хватает мудрых людей, которые помогут найти выход и дать совет. Тем не менее, находясь в плену у слепых сил, сложно осознать, что проблемы как раз и были ими созданы. Поэтому возникает стремление искать решения на уровне незрелого, близорукого разума, не входя в конфликт со слепыми желаниями.

Это иллюстрирует известная притча. На большом мосту, соединяющем две части города, образовался пролом, в который стали проваливаться автомобили. Каждый день под мост приходилось отправлять машину скорой помощи, чтобы отвезти пострадавших в больницу. Власти города обсудили это явление и постановили: в связи с тем, что сирена скорой помощи мешает жителям города, необходимо построить больницу под мостом…

Так же и в жизни многие проблемы пытаются решить путем «строительства больницы». Корень проблемы — «дыру в мосту» — не исправляют, так как это составляющая слепого рабства; вместо этого люди ищут способы облегчить или обойти её последствия.

В человеческих отношениях [↑]

Истории известны примеры величайшего самопожертвования во имя других людей, но эти примеры — исключения из правил. Правило же звучит иначе: «Человек человеку волк». Некоторые, впрочем, считают, что сегодня «человек человеку стена».

В мире, где нет ответственности перед Творцом, человека ничто не обязывает быть честным и порядочным, кроме личной совести и уголовных законов.

В отсутствие смысла становятся бессмысленными и принципиально важные составляющие жизни — к примеру, супружество. А если нет осознанного понимания, для чего жениться, бракосочетание ни к чему не приводит; оно рассматривается лишь как средство удовлетворения своих потребностей, как возможность комфортабельного устройства. Результат — соответствующий: если удаётся получить искомые удобства, что не так часто случается, то брак сохраняется и считается успешным, а если нет, то распадается. Таких примеров можно привести много.

***

Итак, когда нет общей цели в жизни, каждый человек волен сам для себя определять, как жить. И нет никаких ограничений на то, как жить, кроме собственного желания и общественных устоев[29].

Религиозный образ жизни [↑]

Теизм наделяет человека смыслом существования и раскрывает ему ясную цель жизни[30].

А когда цель ясна, не надо искать, на что убить подаренное, драгоценное время жизни. Тогда «свободного времени», свободного от ответственности за себя времени, уже принципиально не остаётся, ведь человек осознает непреходящую ценность каждой секунды своей жизни[31].

Наличие цели само по себе наводит порядок в жизни, придаёт осмысленность всем её составляющим и наполняет их содержанием.

Цель подобна маяку, а знание цели — компасу, позволяющему двигаться в нужном направлении, найти жизненные ориентиры, отделить главное от второстепенного, понять критерии оценки решений и поступков, ясно определить для себя пользу — то, что приводит к цели, — и вред — то, что уводит от цели.

На все вопросы «почему» и «для чего» можно найти ответ, если понять общую цель существования. Человек может жить полной и осознанной жизнью, в которой у всего есть смысл и конечная цель.

Осмысленная жизнь должна иметь рамки [↑]

На первый взгляд, наличие цели ограничивает свободу человека.

К примеру, если цель состоит в том, чтобы достичь пункта А, то следует двигаться только в этом направлении. И тогда уже не попасть в пункт Б, как бы этого ни хотелось. Если цель — сдать экзамен, то надо сидеть и учиться, а не ходить развлекаться, пусть этого и хочется больше.

Ограничения кажутся нежелательными, но на самом деле именно ограничение, принятое как собственное решение, позволяет добиться поставленной цели.

Так и с целью человеческой жизни. Наличие цели внешне ограничивает свободу человека; ведь все его поступки, речь и мысли должны соответствовать цели творения. Но именно сознательно выбранная самим человеком позиция самоограничения и позволяет ему добиться цели.

Осмысленность в деяниях [↑]

Ограничения[32], накладываемые целью жизни, и есть строгие религиозные предписания, как запрещающие, так и повелевающие, суть которых — направить человека к цели его существования[33].

Предписания запрещающие не дают человеку отклониться от цели его творения и нарушить Волю Творца. Эти повеления должны уберечь человека от Зла.

Предписания повелевающие направляют человека к цели его творения и помогают выполнить Волю Творца. Они должны пробудить в его сердце желание активно искать Добро.

Чтобы понять, что запрещено, а что повелевается, необходимо изучать Тору — источник знаний о Воле Творца. Тору также надо изучать, чтобы укрепить и очистить человеческий разум.

Таким образом, религиозный образ жизни требует полного контроля над своими поступками.

Осмысленность в мысли [↑]

Образ мышления опирается на познание Первопричины. А уже от неё, от общего к частному, как было детально разобрано в этой книге, выстраиваются и все остальные умозаключения.

Устойчивость в чувствах [↑]

Осмысленная жизнь и успешное следование повелениям Творца укрепляют душевное здоровье и повышают психическую устойчивость. Осведомленность о возможных недостатках своей личности, готовность к борьбе с ними и наличие ясной картины искомого идеала позволяют человеку с большей лёгкостью себя изменить.

Приобретение смысла заряжает человека силой и энергией, внутренней мотивацией, создаёт уверенность в себе, то есть является стимулом жизни.

Абсолютная мораль [↑]

Общепринятые для всех этические нормы могут быть установлены только извне человеческого общества. В противном случае всегда найдётся человек, который будет оспаривать нормы нравственности, установленные другим человеком.

Такую универсальную и объективную мораль может установить только сам Творец.

Осмысленность в человеческих отношениях [↑]

Когда существует общий смысл жизни, все ее детали тоже обретают смысл. И тогда такие, как правило, бессознательные составляющие жизни, как супружество, воспитание детей, отношения между людьми, самосовершенствование и даже ежедневная рутина обязаны иметь ясную конечную цель. А это позволяет понять, каким образом следует развивать отношения с другими людьми, к чему стремиться в отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми, в личном самосовершенствовании и многом другом.

***

Итак, всё, к чему человека обязывает конечная цель его существования, и составляет религиозный образ жизни.

Разгадка жизни [↑]

В чём же смысл жизни?

В первую очередь необходимо понять, какой ответ будет считаться приемлемым, ведь все попытки атеизма дать искусственные, субъективные ответы были отвергнуты.

Удовлетворительным может быть только ответ объективный, объясняющий смысл жизни человека в одинаковой степени для всего человечества и для всех поколений. Этот ответ должен собрать миллиарды миллиардов деталей жизни в единое целое, как в гигантской мозаике, в которой на первый взгляд разрозненные и непонятно для чего предназначенные маленькие части вдруг собираются в одну общую, осмысленную картину.

Но каким образом можно охватить жизнь человечества во всей полноте?

Многие мыслители пытались ответить на этот вопрос, но, увы, в рамках узкого видения мира ответ принципиально невозможен. Человеку в силу его ограниченности не дано разгадать загадку жизни. Это все равно что пытаться понять, что происходит в огромном зале, заглядывая туда через замочную скважину.

Ни одно исследование не способно найти смысл в человеческой жизни, оставаясь внутри неё. Единственная возможность — выйти за её пределы, взглянуть на всё извне. Застряв в пробке, трудно догадаться, что её причина — не в впереди стоящем грузовике, а в чем-то совсем другом, в трёх кварталах впереди. Чтобы это понять, необходимо подняться вверх, над всей местностью. Только оттуда, сверху, видна общая картина состояния дорог.

Так и для того, чтобы дать один всеобъемлющий, охватывающий все обстоятельства жизни ответ, необходимо выйти за пределы человеческого существования и подняться «вверх», чтобы увидеть его извне.

Очевидно, что это сложнейшая тема для обсуждения, и по этому поводу мудрецами Торы написано немало книг[34]. К ним и надо обратиться, чтобы во всей полноте, глубоко и последовательно понять эту тему. Здесь же будет кратко изложена общая идея Замысла Творения и вытекающие из неё выводы.

Замысел Творения [↑]

Истинная сущность реальности Творца сама по себе, вне связи с Творением, для человеческого разума принципиально непостижима. Но как только проявилась Воля Творца к сотворению, то, как выше было разобрано[35], уже можно говорить о реальности Творца как Простой и Совершенной.

Абсолютное Совершенство не может иметь недостатка, а значит и потребности получать. Поэтому свойство Совершенства — давать, что является абсолютным альтруизмом. Сущность Творца, желающую дать, называют Благом[36].

Абсолютное Совершенство Творца предполагает наличие всех видов совершенств, как в пассивной, так и в активной форме. То есть сущность Творца может быть проявлена как Благо, а может быть и не проявлена. И хотя ничто не может ограничить Волю Творца, возможность её активного состояния выявляет больший потенциал совершенства, чем пассивного.

И была на то Воля Творца проявить свой потенциал Блага Альтруизма.

Активное желание дать предполагает существование того, кто готов принять. Другими словами, реализация Воли Творца «воздать» требует реальности Творения, которая это сможет воспринять.

Но сколько должно быть воздано и сколько может быть воспринято?

Поскольку реальность Творца Совершенна, воздание Блага должно произойти в совершенной, максимальной форме. А так как Благо — это Сущность самого Творца, возможность воздать Творению может проявиться только за счет максимального приближения Творения к самому Благу — Творцу. И чем ближе, тем большего Блага удостаивается Творение.

Приближение и отдаление в мире духовном определяются подобием. Чем более подобны две субстанции, тем более они близки. Значит, близость между Творцом и Творением будет установлена согласно мере их подобия.

Для этого Творец изначально и сотворил Творение — Первого Человека, — «по образу и подобию», чтобы наделить его возможностью приближения.

Но в одном подобия принципиально не существует. Творец сам является причиной своего Совершенства, в то время как все качества Человека были сотворены и даны ему как подарок.

Чтобы и в этом могло быть достигнуто подобие, Творец сотворил Человека несовершенным, но наделил его потенциалом личного совершенства, которого он сможет достичь, если сам этого захочет.

Вот это желание Творец оставил полностью на волю Человека, тем самым предоставив ему свободу выбора[37]: либо желать искать совершенство и стать самому причиной его обладания, уподобляясь тем самым Творцу, либо не желать этого.

Поэтому и Человек (а как следствие, и весь мир) был сотворен таким образом, чтобы он мог ощутить полную независимость и обособленность от Творца — до такой степени, чтобы прийти к выводу, что Творец не существует[38].

Для этого Человек был сотворён из двух противоположностей, утончённой Души и грубого Тела. Душа будет хотеть искать Совершенства, стремиться к Истине, к цели своего творения, и это будет называться Добром. А Тело будет этому препятствовать и уводить к иллюзорным целям, ко Лжи, и это будет называться Злом.

Таким образом, Человек поставлен перед Испытанием: находясь между Добром и Злом, он должен сам захотеть выбрать Добро и устраниться от Зла.

И если это ему удастся, то Человек станет более совершенным и тем самым более подобным Творцу, а поэтому более близким к нему. Таким образом Творение завершится, и замкнётся круг: удовлетворится первоначальное Желание Творца воздать Благом Человеку, и будет достигнута цель Творения — Человек удостоится это Благо принять.

Предназначение человека [↑]

Исходя из общей схемы Замысла Творения, можно понять более конкретно и предназначение человека.

Как было сказано, чтобы человек достиг цели своего существования, необходимо, чтобы он сам, совершенно независимо от Воли Творца, захотел быть причиной своего совершенства, сам захотел искать путь к Творцу. И это единственное, что находится в руках человека. Всё остальное было дано ему «по образу и подобию» и предопределено в соответствии с целью его творения.

Иными словами, человек получил в подарок невероятно сложное, состоящее из триллионов деталей тело, физиологические инстинкты, глубочайшие и тончайшие чувства, способность испытывать наслаждение, необыкновенные творческие таланты. Заранее установлено, будет ли человек высоким или низким, умным или нет, бедным или богатым, где и когда он родится, у каких родителей, и тому подобное. Всё, что человек в себе ощущает, чем пользуется, всё, что он полагает своим «я», на самом деле существует и функционирует без какого-либо его личного участия.

Всё предопределено Творцом, и единственное, что в руках человека — его собственное желание искать того, кто ему всё это подарил, и понять, для чего именно.

Значит, в этой и только в этой точке, где человек сам выбирает, находится то, что принадлежит ему.

А если человек будет пользоваться всем подаренным в своё удовольствие, не интересуясь, откуда оно у него, не говоря уже о чем-то большем, то получится, что он как пришёл в этот мир, так и уйдёт из него, ничего своего не произведя.

Это подобно притче, повествующей о том, как путник наткнулся в пустыне на гигантский завод. Пытаясь разобраться, что же там производят, он увидел, как на завод доставляют сырье: древесину, руду, нефть и т.д. Но когда он решил проследить, какая продукция вывозится с завода, его ждало невероятное удивление: на выходе, в вагонах, были те же древесина, руда, нефть… В завод были вложены колоссальные усилия и огромная мудрость, миллионы деталей соединены точно по плану, в производственном процессе заняты сотни инженеров и тысячи рабочих, дым валит из труб, работает техника… но в конечном счете гигантский завод ничего не производит!?

Возможно ли что-то более абсурдное?

Такой же вопрос ещё более уместен в отношении человека. Неужели невероятная, ни с чем не сравнимая сложность и гармония организма, вся его жизненная активность, все идеи, достижения, открытия, речи, поступки, переживания, любовь, надежда — всё это впустую, всё это ничего не производит? Как пришёл «сырьём», так и ушёл!?

Всё зависит от самого человека.

Как это ни абсурдно и глупо, человек может предпочесть совершенно бессмысленную и безрезультатную жизнь, остаться тем самым «сырьём», ничего не породив.

Но, с другой стороны, человек может выбрать жизнь производительную. Сотворить своими руками, своим собственным желанием необыкновенный сосуд — своё истинное «я». И тогда душа человека сможет вернуться к своему источнику, к Творцу, но уже в новом качестве — как самостоятельная субстанция, построенная собственными усилиями. Этим душа и уподобляется Творцу, и поэтому теперь она станет способной воспринять Благо Творца. В этом и есть истинное предназначение человека.

Результат жизни [↑]

Стоит ещё больше углубиться в понимание смысла жизни, а для этого понадобится проследить весь путь души человека — до и после жизни в этом мире.

До жизни в этом мире [↑]

Сущность человека — его душа — не появляется вдруг ниоткуда в момент рождения человека; она существует до того, как он появляется в этом мире.

По сути, душа — часть Творца. И так как Творец — вне времени и вечен, душа человека также вечна[39].

Душа находится в состоянии ожидания в предназначенном для этого месте[40], где покоится и наслаждается[41] близостью Света Творца.

На каком-то этапе, согласно Плану и Воле Творца, приходит момент именно этой душе спуститься в мир.

Жизнь [↑]

И тогда, по эту сторону «перегородки», в нашем мире всё происходит «случайно», и после зачатия рождается ребёнок, порой нежданный. Душа облекается в материальное тело и полностью забывает, откуда она пришла.

Без разрешения самого человека, без его собственного участия он начинает жить. Какая-то неведомая сила оживляет его каждый момент времени и постоянно заботится обо всех составляющих его телесного существования: сердце бьётся, легкие вбирают воздух, желудок переваривает пищу, печень очищает организм и регулирует обмен веществ, и т.д. И так всё автономно функционирует до конца его жизни[42].

И поскольку в детстве человек в основном ощущает слепые потребности тела, чувств и фантазии, вокруг их удовлетворения и проходит жизнь. Душа начинает пробуждаться только к 13 годам, а к 20 годам начинается взрослая жизнь, для которой человек и появился в этом мире.

Вот тогда человек и выходит на полигон жизни. Все жизненные обстоятельства, здоровье и болезни, богатство и бедность, успехи и неудачи — всё это составит длинную цепочку испытаний человека до конца его жизни.

Часть людей увидят в этом не испытания, а лишь проблемы, которых надо избегать или как-то решать. Другие отнесутся к трудностям как к вызову, увидят во всём посланное Свыше испытание и будут стараться достойно его пройти.

И когда завершится выделенное Творцом время для испытания души, наступит пора расстаться с этим миром, тогда неизбежно будет подведен и итог всей жизни, каждой прожитой доли времени. Соответственно, результаты будут разные.

Бесплодный результат [↑]

Тех, кто выбрал безмятежный путь удовлетворения сиюминутных, слепых потребностей, ждёт большое разочарование.

Когда душа, после смерти, покидает рамки материального мира, перед ней раскрывается результат всей жизни человека, всё, что было сделано, сказано, почувствовано, всё, что мыслилось. Перед ней откроется застывший музей прожитой жизни, в котором, увы, уже ничего нельзя поменять.

Это то, что больше всего и пугало человека при жизни, то, что не хотелось осознавать и тем более признавать. Оказывается, человек несёт ответственность за подаренную ему жизнь, за бездумность, за равнодушие, за осознанную слепоту, за отсутствие желания искать истину!

После освобождения из материального тела душу потрясает страшный шок, когда выясняется, что все, что казалось реальным и важным в жизни, на самом деле — иллюзорное, пустое и никчёмное. А всё, что считалось выдуманным и ложным, от чего человек убегал всю жизнь, оказывается единственно реальным и истинным.

Вот тогда и становится «мучительно больно за бесцельно прожитые годы», когда выясняется, что, прожив жизнь, как заведённая игрушка, человек покинул этот мир, оставшись точно таким же, ничего в себе не изменив. Вся жизнь была посвящена заботе о своём теле и распухшем довеске своего эго. «Завод» работал вхолостую и никакой продукции не произвёл.

То есть «я», которое должно было существовать вечно, навечно потеряно!

Что-то похожее, вероятно, человек испытывает, обнаружив, что выбросил лотерейный билет, по которому причитался многомиллионный выигрыш. А здесь выясняется, что на свалку оказалась выброшена вся жизнь.

И тогда душа начинает испытывать беспрерывную жгучую боль — боль СТЫДА и невероятного СОЖАЛЕНИЯ[43]. Стыда за содеянное и сожаления, что всё могло быть иначе[44]. Это и есть «огонь» наказания Ада, который человек сам себе уготовил.

А после этого приходит ещё более страшное ощущение, которое определяется как «отсутствие», «пустота»[45].

Человек, который всю свою жизнь построил только на привязанности к этому миру, к пище, вещам, деньгам, обстановке, новостям, людям вокруг и отношениям с ними и тому подобному, после смерти вдруг обнаружит, что всё это не существует, и его не окружает.

Попав в духовный мир, он ощутит только своё «я» — без тела, без чувств, без фантазий. Всё, что он считал миром, всё, что было в центре его внимания, его интересов, постоянных забот, всё вокруг исчезло!

Это невыносимо!

Случается, что в этом мире человек оказывается совсем один, в изоляции от других людей, но тем не менее, ему удается продержаться благодаря фантазиям и воспоминаниям о прошлой жизни. Но в мире духовном нет прошлого, нет времени, всё открыто в реальности. Значит, не только мир вокруг исчезает, но и невозможно убежать ни в успокаивающие воспоминания, ни в сладостный мир воображения.

Это и есть бесплодный результат — пустота и снаружи, и внутри, отсутствие внутренней духовной жизни.

Итак, это одна возможность — потерять своё «я».

Плодотворный результат [↑]

Но если человек осознал цель своей жизни, боролся за неё, искал совершенства, сумел предпочесть истину лжи, будущее — настоящему, полезное — вкусному, нужное — привычному, его ждёт в конце совсем другой результат.

И перед ним раскроется музей его жизни, но уже живой. И место, где он окажется, называется в дословном переводе «сад утончённости».

Сад — это место, где произрастают плоды, духовные и благоухающие плоды всей жизни, всех усилий, пота и страданий.

Такой человек сам, своими усилиями и старанием, своим трудом, в выборе между слепым «хочу» и зрячим «надо», между сиюминутным и вечным, между вымышленным и реальным, между рабством и свободой, между эгоизмом и альтруизмом, между материальным и духовным, между злом и добром вырастил благоухающий плод — своё человеческое «я».

Выбор [↑]

Смерть останавливает поток жизни и вынуждает подвести ей общий итог.

Кого-то это застанет врасплох, в сыром виде, когда он так ничего нового из себя и не сотворил. Жизнь была прожита даром, бессмысленно, промелькнула как призрак и в конце завершилась тьмой сырой могилы.

Но найдётся и такой человек, который заранее был готов к этому моменту. Он искал осмысленность — конечную цель существования, и найдя её, подчинил свою жизнь достижению этой цели. Жизнь его была прожита в испытаниях и духовном напряжении, в муках построения своей личности, и поэтому по её окончании истинная Жизнь для него только начнётся.

Выбор в руках человека.

Смысл жизни [↑]

Если перебрать все самые сокровенные желания человека, то основным является его инстинктивное желание ЖИТЬ.

А если уж жить, то без страданий, в УДОВОЛЬСТВИЕ.

А если живётся в удовольствие, то уже не хочется, чтобы жизнь прекращалась, хочется так жить ВЕЧНО.

Получается, что всеобъемлющее желание человека заключается в том, что он жаждет ЖИЗНИ ВЕЧНОГО НАСЛАЖДЕНИЯ.

Интуиция[46] человека его не подводит: именно для этого человек и сотворён[47].

Смысл человеческого существования состоит в том[48], чтобы в течение подаренной жизни построить собственное «я», способное удостоиться вечного[49] наслаждения близости к Творцу.

Душа приходит в этот мир, чтобы пройти испытание, сделать себя более совершенной и покинуть этот мир, пожиная плоды собственных усилий.

***

Голым человек приходит в этот мир, голым и уходит, ничего не забирая с собой. Всё нажитое и надуманное останется в этом мире и в конечном итоге исчезнет, и только своё «я», сотворённое упорным трудом, будет пребывать в вечном наслаждении.


[1] Рождаясь, человек начинает медленно умирать, только у всех это занимает разное время.

[2]Для близорукого взгляда, «неведомая сила» заранее известна: это мать и отец. Но это объясняет лишь то, каким конкретным образом рождаются люди, но никак не является ответом на вопрос, почему именно это «я» и в это время появилось. Почему человечество в общем должно существовать?

[3] Только смерть заставляет человека задуматься о жизни. Более того, если бы смерть не наступала, то вряд ли сам факт жизни был бы замечен. Шопенгауэр писал: «Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть…». Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. Гл.17.

[4] «Логос» в переводе с греческого — «смысл». Логотерапия Франкла, в отличие от взглядов Фрейда и Адлера, закопавших человека в стремлении к удовольствию и власти, утверждает, что первичная движущая сила человека — это потребность найти смысл в жизни. Основу своего понимания Франкл сформировал, опираясь на собственный опыт и наблюдения за судьбами тысяч заключённых в нацистских концлагерях. Там он обратил внимание, что в нечеловеческих условиях существования оставались жить не более здоровые и крепкие телом, а те, у которых было для чего жить, кто сохранил смысл своего существования. Так Франкл обнаружил один из секретов человеческой души — внутреннюю потребность в смысле, в содержательности, что и оказалось ключом для понимания многих проблем человеческой психики. В результате он предложил своеобразное решение психологических проблем: если знать, ради кого и ради чего жить, тогда можно найти и душевные силы, чтобы преодолеть любые трудности и решить любые проблемы. Логотерапия предлагает каждому человеку самому найти смысл своего существования.

[5] В строгом понимании «смысл» означает познание Желания в вышеупомянутой цепочке пяти этапов Творения. Подробнее в гл. 2.3.1.

[6] Можно привести и другой образный пример. Начинается фильм. На экране огромный корабль выходит в плавание. Капитан тщательно прорабатывает маршрут, инженер проверяет двигатель, моряки следят за порядком. Тысячи пассажиров, каждый со своей судьбой, своими планами, чувствами, переживаниями, проектами и изобретениями. Для зрителей вся их жизнь полна целеустремленности и смысла. И тут камера медленно застывает на названии корабля — «Титаник». И в одну секунду всё, что происходит на корабле, становится бессмысленным. Сердце сжимается от жалости. И чем больше жизнь на экране бьёт ключом, чем больше радужных планов, тем печальнее и грустнее становится. Все детали их жизни теряют смысл, ведь никакого результата, увы, уже не предвидится.

[7] Это значит, что итог не может быть где-то посередине жизни, иначе заранее придётся «зачеркнуть» оставшуюся жизнь.

[8] Случайность противопоставляется закономерности и намеренному, бессмысленное — осмысленному. Это взаимоисключающие понятия.

[9] Лауреат Нобелевской премии в области физиологии Д. Эклз предупреждал: «Если мы поддерживаем философию монизма-материализма, нет совершенно никаких оснований, на которых мы можем строить смысл жизни или свои жизненные ценности. Мы были бы творениями случайности и обстоятельств. Все определялось бы нашим наследием и приспособляемостью. Наше ощущение свободы и ответственности было бы всего лишь иллюзией. В противовес этому я заявляю о своем убеждении в том, что существует великая тайна нашего существования и нашего жизненного опыта, которую невозможно объяснить с точки зрения материализма» (По материалам лекций в Эдинбургском университете, 1979, с. 10).

[10] Так, философия «гуманизма» утверждает, что жизнь человека может иметь столько смысла, сколько сам человек захочет ей придать.

[11] Б. Паскаль заметил: «Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает».

[12] В качестве примера можно вспомнить жизнь известного писателя Н. Островского. Он прославился крылатым высказыванием: «Самое дорогое у человека — это жизнь. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». И он действительно посвятил всю свою жизнь, свой талант и все силы «борьбе за освобождение человечества». Но пока никакого «освобождённого человечества» не существует. Более того, если судить с современных позиций, слова Н. Островского полны наивности и пустой патетики, а его высокая идейность и готовность к самопожертвованию стали лишь поводом для насмешек.

[13] А. Эйнштейн сказал по этому поводу: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

[14] Есть те, кто видит смысл в самопожертвовании ради детей или в накоплении средств, позволяющих обеспечить своих детей. Это, как правило, происходит ввиду ощущения пустоты и никчёмности жизни. Посвятить себя детям — это способ убежать от себя, ведь так проще, и не требуется что-либо в себе менять. А что касается с трудом собранных денег, то они могут быть быстро растрачены, использованы на дурные цели или же могут привести к ссоре. В таком случае получается, что жизнь прошла бессмысленно.

[15] Хорошо общую идею подчеркнул А. Эйнштейн: «Наше положение на Земле поистине удивительно. Каждый появляется на ней на короткий миг, без понятной цели, хотя некоторым удаётся цель придумать. Но с точки зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем для других людей — и более всего для тех, от чьих улыбок и благополучия зависит наше собственное счастье».

[16] Сказал Б. Брехт: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни».

[17] И не только атеизм лишает человека цели его творения, но и любая придуманная человеком вера или духовная практика лишает его жизнь смысла. Начало координат у теиста — Творец, у всех остальных — сам человек.

[18] Типичен вывод, которым закачивает известный философ Т. Нагель свою книгу «Что всё это значит?»: «Если жизнь есть нечто неподлинное, ненастоящее, несерьезное и впереди — лишь могила, то, наверное, нелепо так уж серьезно относиться к самим себе. С другой стороны, если уж мы не можем не воспринимать себя всерьез, то нужно, наверное, просто смириться с тем, что это выглядит смехотворно. Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна».

[19] Определение Творения находится в главе 2.3.

[20] А для этого на практическом уровне необходимо в течение всей жизни исполнять Волю Творца. Иными словами, так же как попытка найти смысл жизни неизбежно приводит к Творцу, так и осознание Творца приводит к осмысленности жизни человека.

[21] Поэтому для многих учёных научная публикация гораздо важнее, чем зарплата.

[22] Получается, что в таком случае человек — не более чем зацикленный на себе биологический организм, удовлетворяющий свои врождённые потребности и обеспечивающий себя всем жизненно необходимым. У такого организма действительно нет никакого смысла в жизни.

[23] Важно подчеркнуть, что здесь рассматривается только теоретический, идеально-типический образ жизни — как светской, так и религиозной.

[24] Автор осознаёт, что технический прогресс — «священная корова», по поводу важности которой сложился самый широкий консенсус, и, тем не менее, надеется, что читатель сможет сохранить необходимое хладнокровие для аналитической оценки этой темы.

[25] Чтобы понять эту мысль глубже, необходимо снова обратиться к событиям, происшедшим с Первым Человеком. Вначале он жил всецело духовной жизнью и не испытывал нужды ни в чём, так как всё необходимое для существования находилось в готовом виде. Но после его прегрешения произошёл глобальный катаклизм, и тогда пришло ПРОКЛЯТИЕ: всё, что делалось для человека посланниками Творца, теперь пришлось человеку делать самому. Самому заботиться обо всём насущном: о еде, одежде, крыше над головой и т.п. Но это совершенно лишний труд, определённый как «проклятие» и никак не связанный с сутью цели жизни человека. Это не более чем вынужденное, второстепенное занятие, средство для существования, но не само существование. Именно так человечество и относилось к этому испокон веков, но с приходом атеизма человек превратил средство в самоцель. И теперь гений сотен тысяч учёных и миллионов инженеров, труд миллиардов рабочих направлен в конечном итоге только на то, чтобы можно было жить сытнее, комфортабельнее, безопаснее, чтобы было нескучно, чтобы была возможность поддерживать связь и быстрее передвигаться с места на место. Проблема не в том, что они работают над этим, а в том, что это стало так занимать умы и души людей, что они настолько погружены в эти постоянные заботы и суету и так к этому привыкли, что для многих это стало смыслом их жизни.

[26] Посылка об отсутствии Абсолюта означает разбиение Единства Истины на многочисленные «осколки», каждый из которых действительно может обладать лишь относительной истиной.

[27] Подробную информацию об этом можно найти в книгах психолога В. Франкла.

[28] Как в притче о стрелке из лука, который всегда попадал в десятку. На вопрос, как это ему удается, он ответил, что вначале стреляет, а потом обводит круги вокруг стрел.

[29] Это подобно тому, как выйти из дому без определённой цели. В этом случае непонятно, в каком направлении сделать даже первый шаг. И тем не менее, человек этот шаг делает, но не в сторону, разумно осознанную, а туда, куда «ноги» желаний направят.

[30] Рассмотрение этого вопроса носит теоретической характер. Ведь на практике, даже зная и принимая теорию, человек может ею не руководствоваться.

[31] Внешне жизнь двух людей, один из которых осознаёт смысл существования, а второй — нет, в основном выглядит одинаково. Они одинаково едят, спят, работают. Разница между ними ярко проявляется в первые же минуты досуга. У того, кто живёт со смыслом, не может быть «свободного времени» — свободного от ответственности перед собой времени. А тот, кто смысла не имеет, просто не знает, что с этим свалившимся на него временем делать.

[32] Творец установил для человека границы и порядки использования этого мира. Все прелести этого мира будут раскрыты, но не всё будет дозволено. Человек будет хотеть всего, но добро принесёт ему лишь часть — то, что «надо», а не то, что «хочется». Границы и порядки — это и есть заповеди Творца, запрещающие и повелевающие.

[33] «Запрещающих» повелений — 365, а «повелевающих» — 248; в общей сложности это 613 заповедей, соответствующих 613 частям тела и 613 частям души человека.

[34] К примеру, РАСАГ, «Эмунот вэдеот», рабейну Бэхае, «Ховат Халевавот», книга Акузари, РАМБАМ, «Морэ невухим», рабейну Там, «Сефер хайашар», р. Моше Кордевиро «Шиур кома», в книгах МАХАРАЛя и РАМХАЛя, рав Дэслер, «Михтав миэлиаху» и многих других.

[35] Глава 2.3.

[36] Более точный перевод — «Добро». Но так как в этом случае возникают дополнительные ассоциации, предпочтительно слово «Благо».

[37] В конечном итоге выбор осуществляется в разуме — между истиной и ложью, в чувствах — между добром и злом, в теле — между полезным и вредным.

[38] Другими словами, весь Мир изначально был сотворён таким образом, чтобы дать Человеку возможность ошибаться. Это основополагающее утверждение, и из него следуют все рассуждения о природе атеизма.

[39] Поэтому, находясь в материальных рамках пространства и времени, душа интуитивно ощущает, что она на самом деле бессмертна, поэтому она жаждет вечной жизни и на Земле.

[40] Там обитают все души, которые должны прийти в мир с начала его сотворения и до конца дней. Эти души — части души Первого Человека.

[41] Поэтому привычное состояние души — испытывать наслаждение. Как следствие, душа и в рамках телесных постоянно ищет наслаждение.

[42] Поскольку человек с детства привыкает к своему непрерывно функционирующему организму, вопросов о том, откуда у него такое невероятно сложное тело, почему появились чувства и воображение, не возникает.

[43] Человека не ждёт наказание в привычном понимании — только естественный результат его жизни.

[44] Стыд и сожаление — это духовный огонь, который выжигает тумму, всё лишнее, ложное и вымышленное.

[45] Дело в том, что первичные ощущения человека — это ощущения его собственного «я». Первое, что следует за этим, — отношение к тому, что вне «я»: я вижу, я слышу, я ем, я говорю. Человеку необходимо иметь связь с наружным миром, брать, давать, говорить, слушать и т.д.

[46] Интуиция человека связана с состоянием души до прихода в этот мир.

[47] Разве что ввиду доминирования телесных желаний человек заблуждается и стремится получить наслаждение телесное, а не духовное.

[48] Определение даётся согласно РАМХАЛЮ в книге «Мсилат Йашарим». Существуют и другие определения цели жизни Человека. Все они истинны, а разница в формулировках обусловлена только различными духовными уровнями рассмотрения.

[49] Если человеку удастся своими силами превратить подаренную ему материальную жизнь в жизнь духовную, то есть одухотворить материальное, то тогда такая духовная жизнь никогда не кончится, она будет продолжаться вечно.

Выводить материалы