Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений.

Одна из самых известных книг Танаха (греческое название — Экклесиастес). Автор — царь Шломо, чему свидетельствуют первые слова текста: «Слова Коэлета, сына Давида, царя в Иерусалиме». Книга содержит 12 глав, состоящих из 222 стихов.

Эту книгу принято читать в субботу праздника Сукот. Мидраш поясняет: Чтобы напомнить, что мы веселимся не для самого веселья, а с целью выполнить заповедь. Ведь написано: «Про смех я сказал: глупость! Про веселье: зачем оно?» Здесь подразумевается бесцельное, пустое веселье, смех ради смеха. И там же сказано: «И прославил я веселье», — это о веселье, связанном с заповедью. Потому что Б-г «не присутствует» там, где царит уныние.

Название свитка — от слова кааль, община. Коэлет — речь, произнесенная в присутствии народа. Тора приводит заповедь собирать народ «в год шмита, в праздник Сукот» (Дварим 31), т.е. на седьмой год семилетнего цикла. А про автора книги, царя Шломо, сказано: «И собрал Шломо народ». Итак, Коэлет — слова царя Шломо.

Книга посвящена поискам смысла существования. Чувственные наслаждения не могут удовлетворить разумного человека. Также иллюзорны удовольствия эстетического характера. Автор находит, что надо отказаться от эгоистических целей. Но признав ценность знания и мудрости, он озабочен одинаковостью судьбы мудрых и глупых людей. Разгадка бытия содержится в заключительных словах: «Бойся Всевышнего и соблюдай Его заповеди, ведь для того человек и создан. Ибо все дела Всевышний приведет на Суд — даже скрытые, — будь то хорошее или злое (дело)».


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше