Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 5027 году в дни праздника Суккот Рамбан (Нахманид) собирался покинуть Испанию, чтобы поселиться навсегда в земле Израиля

Мудрецы хотели скрыть от людей книгу Коэлет, потому что в ней содержит­ся слишком много противоречий. Поче­му они не сделали этого? Потому что она начинается словами Торы и закан­чивается словами Торы.

(Мидраш)

Несмотря на то что книга Коэлет является частью Танаха, существовало мнение, что сделать ее общим достоянием будет небезопасно, поскольку людям непосвященным может показаться, будто эта книга содер­жит некоторые противоречия. Мидраш идет дальше Талмуда, считая, что, неверно истолковывая значе­ние некоторых частей книги Коэлет, непосвященные могут впасть в ересь. Поэтому среди мудрецов сущес­твовало мнение, что, несмотря на то что эта книга является частью Священного Писания, будет лучше не делать ее всеобщим достоянием, дабы не способство­вать возникновению ошибочных еретических идей.

Такого рода сомнениям подвергалось содержание не только книги Коэлет. Некоторые из мудрецов счита­ли, что книгу Иехезкеля также не следует включать в Священное Писание. Эта книга содержит одни проро­чества, но некоторые из них, на первый взгляд, про­тиворечат содержанию Торы. Поэтому мудрецы счита­ли, что, хотя содержание книги священно, лучше ее скрыть, устранив тем самым опасность ее ошибочного толкования со стороны непосвященных. Однако доводы, приведенные в пользу книги Иехезкеля, удовлетвори­ли мудрецов. Что касается книги Коэлет, то было решено, что ее также не следует скрывать, но совсем по другой причине, а именно: поскольку ее начало и конец несомненно свидетельствуют о том, что она проникнута страхом Б-жьим и духом Торы. Конечно, найдутся такие, которые не поймут этого и будут вкладывать в нее другой смысл. Но это не останови­ло мудрецов. Когда им был задан вопрос по поводу нескольких не совсем понятных строк в самой Торе, мудрецы ответили: «Тот, кто хочет ошибиться, пусть ошибается». Они не сказали: «Тот, кто может оши­биться, пусть ошибается», они сказали: «Тот, кто хочет ошибиться…»

Для них было ясно, что люди, чистосердечно стре­мящиеся найти истинный смысл священных книг, найдут его. Ведь всегда есть возможность обратиться за помощью к тем, кому этот смысл открыт. Если все же найдутся люди, намеренно ложно истолковывающие смысл Торы (как, например, те, кто настаивает на буквальном понимании принципа «око за око», несмот­ря на то, что Талмуд объясняет его в смысле дол­жной компенсации за ущерб), то это будут лишь те, кто хочет ошибаться. Совершенно непростительно критиковать Тору только потому, что всегда есть лю­ди, которые ложно толкуют некоторые ее строки. При­чем делают они это намеренно. Как ни комментируй эти строки, при желании такие люди всегда смогут изыскать зацепку, чтобы извратить их истинный смысл,

Опасения тех, кто считал необходимым скрыть книгу Коэлет, основывались на том, что, дескать, текст ее настолько труден, что читающие неизбежно должны натолкнуться на противоречия. В ответ на эти опа­сения мудрецы процитировали начальные и конечные строки книги. Они, без сомнения, несли в себе дух Торы, идею страха перед Б-гом. Ни один из прочитав­ших эти строки не усомнился бы в святости всей кни­ги. Что касается противоречий, то они могут возник­нуть только при поверхностном понимании ее, и их нетрудно опровергнуть. Но даже если бы этого не уда­лось сделать, если бы, допустим, самым блестящим комментаторам не удалось До конца постичь всю глу­бину мудрости, возвещенной народу Израиля через Шломо, то все равно нет никакой опасности в том, чтобы разрешить всем сынам Израиля черпать мудрость страха Б-жьего из книги Коэлет. Безусловно, най­дутся такие, которые предпочтут видеть в ней выра­жение разочарования и тоски. Ну и что? «Тот, кто хочет ошибаться, пусть ошибается».

Доказательство

Что же это за начальные и конечные строки, благо­даря которым книга предстала в более благоприятном свете? Смысл конечных строк ясен: «Выслушаем заключение всему: бойся Б-га и исполняй Его заповеди, ибо в этом все для человека» (Коэлет, гл. 12).

В Талмуде так объясняют смысл этих слов: весь мир создан только для того, кто помнит о страхе Б-жьем; такой человек составляет суть всего, что создано Б-гом, все остальное создано лишь для блага такого человека (Шабат). Но что же послужило аргументом в пользу книги Коэлет в начальных строках? При первом взгляде их смысл не совсем ясен. Талмуд объясняет нам их истинный смысл: «Что пользы чело­веку от всех его трудов, которыми трудится он под солнцем?» В ешиве раби Яная говорили: «Бессмыслен­но для человека стремиться овладеть тем, что под солнцем. Смысл и истинная польза — лишь в стремле­нии овладеть богатствами Торы, которая была создана раньше солнца».

В этих строках — ключ к пониманию всей книги Ко­элет.

Исследуя два центральных слова этих строк: «че­ловек» и «солнце», мы можем еще глубже вникнуть в смысл книги. А вникнуть в него мы должны, ибо она предназначена для нас. В Писании встречаются имена только 48 пророков и семи пророчиц, хотя число про­роков, вышедших из народа Израиля, вдвое превышает число тех, кто покинул Египет. Почему лишь неболь­шое число их было включено в Танах: «Пророчества, нужные для будущих поколений, вошли в Тонах, а не­нужные — не вошли», — сказано в трактате Мегилла. Слова Шломо дошли до нас, потому что они нужны нам.

Ни одна историческая эпоха не представляла еще столько возможностей злоупотреблять благами и пре­даваться излишествам, как наша. Именно поэтому Шло­мо, исторгнувший свет из тьмы и, несмотря на мир­ские соблазны оставшийся чистым, может больше ска­зать нам, чем нашим предкам.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше