Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Сегодня мы затронем тему бытового характера: разрешает ли Тора говорить неправду, если в результате никому не будет нанесен ущерб? Мы знаем, что такие случаи бывают, — например, когда наш поступок связан с другой заповедью, — скажем, с обязанностью радовать ближнего, поздравляя его с новой покупкой. А если покупка явно неудачна? Что надо делать? Смолчать? Покривить душой и сказать — ах, какая прелесть? Или честно объявить: где ты достал такую гадость?

Мы знаем, что обижать человека нельзя. Надо все-таки поздравить его с приобретением. И это не будет ложью, потому что, раз он эту вещь купил, значит, она ему субъективно нравится, а на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Но если можно помочь ему вернуть неудачный товар, мы должны ему в этом помочь. А если вещь еще не приобретена?

Допустим, мы узнали, что наш приятель собирается приобрести некую вещь в лавке, торгующей некондицией, и он не знает об этом, или он направляется в магазин, где предмет его желания стоит намного дороже, чем такая же вещь в другом магазине (мудрецы говорят — больше чем на одну шестую от рыночной стоимости предмета). В таком случае мы обязаны его об этом предупредить.

Так надо поступать, даже если тем самым наносится определенный ущерб владельцу указанного магазина. Заметьте, что в приведенном законе нет указания на то, кто нам ближе — друг или незнакомый владелец магазина. Оба они евреи, а значит, не имеют преимущества в материальных вопросах друг перед другом в глазах Торы, а следовательно, и в наших глазах. Объяснение наших действий другое: владелец магазина, установив высокие цены на товары, ориентируется на соответствующих покупателей, которые к нему еще придут. О качестве продаваемых товаров или об их относительной дороговизне продавец должен предупреждать сам! И он нам будет благодарен за то, что мы взяли эту неприятную обязанность на себя, предупредив своего друга. Таков еврейский закон.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше