Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если придёт царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о царях и о войне 11, 4
Бедным является человек, который просит денег, за исключением случаев, когда речь идет о сборщике денег. Не следует относиться к тому, кто тянет руку за подаянием, с излишним подозрением. Есть две заповеди — помогать бедным и не обманывать.

Если есть заповедь помогать бедным, то кого можно называть бедным? Не получается ли, что, выполняя заповедь, мы обогащаем проходимцев, которые смеются над нами и сколачивают капиталы, притворяясь нищими? Нам дана заповедь, и мы не можем отклониться от ее выполнения.

Тора просит, чтобы мы помогли неимущему из своей среды, но не указывает, чтобы мы проверяли — не обманывает ли он нас. (Иногда надо проверять, но не в тех случаях, когда просят деньги на улице.) Здесь надо сделать два важных замечания. Не всегда тот, кто просит деньги, просит их для себя. При общинах и синагогах есть специальная должность сборщиков денег для бедных, которые в данной общине эту помощь получают. Собираются средства на сирот, на устройство свадеб для невест из нищих семей, на ремонт миквы и т.д.

Кстати, прославленный рав Моше Файнштейн, о котором мы недавно рассказывали, ходил, случалось, по домам, собирая деньги на микву. Так что, не каждый просящий является нищим. Но даже если он одет, как бедняк, и объявляет, что просит для своей семьи, у нас нет повода сомневаться в его искренности. Тора обращается к нам: помоги бедному!

Кто бедный? Тот, кто просит. И в то же время Тора обращается к нему: не обманывай! Поэтому, если он обманывает — это его проблема отношений со Всевышним. Наша проблема — соблюдать заповеди… И уж совсем не надо завидовать человеку, тянущему руку за подаянием: поверьте, это очень тяжелый труд. Настолько тяжелый, что мы с вами на этот труд не согласимся ни за какие награды. Верно?


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?