Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 5027 году в дни праздника Суккот Рамбан (Нахманид) собирался покинуть Испанию, чтобы поселиться навсегда в земле Израиля

В 5027 году в дни праздника Суккот Рамбан (Нахманид) собирался покинуть Испанию, чтобы поселиться навсегда в земле Израиля. Прощаясь со своими учени­ками и последователями, он произнес известную проповедь, в которой призывал их укрепиться в своей вере в Б-га, несмотря на все преследования. Главной темой его проповеди была книга Коэлет. Объясняя отрывки из нее, Рамбан указал на три главные темы этой книги. Согласно его объяснению и толкованию, темы эти следующие.

Бесцельные труды

Мы бренны и смертны, а потому нам от рождения свойственна тяга к наслаждениям и сознание того, что наша жизнь слишком коротка, чтобы испытать их все. Наши мудрецы учили, что злое начало свойствен­но человеку от рождения, а доброе начало зарождает­ся в нем только к возрасту бар мицвы. В этой исти­не нет метафизики, в ней отражена реальная природа человека. Ребенок не задумывается о потребностях других людей, его единственное желание — удовлетво­рить свои потребности, то есть ребенок абсолютно эгоистичен. Может ли трехлетний ребенок понять, что нельзя без причины будить свою мать или мешать ей, когда она занята? Для ребенка это в порядке вещей. Но именно такой врожденный эгоизм и равнодушие к интересам других является источником зла в человеке на протяжении всей его жизни. С помощью разума мож­но подавить в себе эти врожденные инстинкты. Зре­лость приходит с принятием ответственности, когда человек начинает ставить ответственность выше своих удовольствий, общее дело — выше личной выгоды, цель далекую — выше близких благ. Для того, чтобы сделать такой выбор, необходима зрелость ума и сердца. Но доброе начало, как запоздалый гость, долго заставляет себя ждать.

Учителя Мусара указывают на эту же мысль в стро­ках книги Иова: «Человек рождается подобным дикому осленку» (Иов, 11:12). Когда человек рождается, он еще ничем не отличается от дикого осленка. Задача жизни — стать человеком, — превращение медленное и мучительное.

Первое, чему нас учит Коэлет, — избегать пого­ни за земными удовольствиями, потому что, несмотря на всю притягательность, они мимолетны и ничтожны. Шломо говорит, что он понял эту истину как никто Другой.

Во второй главе он говорит о том, что приобрел в своей жизни. Дворцы, богатство, развлечения, — все принадлежало ему, равно как уважение и поклонение правителей и мудрейших людей всего мира. Несмотря на это, Шломо заключает, что всякое стремление к инакоплению земных благ — суета. Рамбан объясняет слово хевел (суета) как «дымка, едва видимый гла­зу туман». Такой туман подобен пару от дыхания в холодный день или нечистому застоявшемуся возду­ху на дне ямы. Пар мож^о увидеть, несвежий воздух можно ощутить, но тот и другой бесплотны и быстро исчезают. Земные наслаждения подобны гигантскому фейерверку. Разнообразие цвета и узоров ослепляет, от них перехватывает дыхание, но прошла минута — и их нет.

Однако, для того чтобы читатель книги Коэлет не пришел к выводу, будто все в жизни — суета, что ни­что не имеет значения, а следовательно, мир не был создан с какой-то целью, и нет ни награды, ни на­казания, Шломо напоминает, что в жизни есть и не­преходящие ценности и что Создатель отвел человеку важную роль в мироздании. Преходяще только то, что создано руками человека. И дома, которые он строит, и безделушки, которые он создает, и его стремление к материальным благам.

В книге Коэлет повсюду встречаются рассуждения по по­воду справедливости Всевышнего. Причем Шломо предлагает два решения.

Первый ответ таков: судить о справедливости Г-с-пода можно лишь тогда, когда суд Его завершен. Пра­ведный иногда заслуживает наказания, равно как и грешный иногда заслуживает награды; первый за пре­грешения, которые он, возможно, совершил, а второй за добродетели, которыми он, возможно, обладает. Когда же настанет час последней расплаты в этой жизни или в будущей, суд Г-спода будет справедли­вым до конца.

В связи с этим вспоминается Хазон Иш. Когда его спросили, как Г-сподь мог допустить кровавую резню Второй Мировой войны, он ответил: «Осуждать то, что произошло, — все равно, что заявить, что слова Тосафот (комментарий на Гемару) не имеют смысла, и при этом даже не знать Гемары. Только изучив и по­няв Талмуд и основные комментарии к нему, можно по­пытаться вникнуть в сложности Тосафот. Так же и в истории. Мы слишком близко стоим к происходящему, чтобы понять его причины и вызываемые им следствия. Мы не знаем также, как это событие соприкасается с другими событиями истории. В конце дней нам всем откроется та судьба, которая предназначена нам Г-с-подом. Тогда мы поймем значение всех отдельных ис­пытаний».

Коэлет дает еще один отвоет на этот вопрос. Он во многом схож с основной мыслью книги Иова (28:20-28). Мудрость Г-спода недоступна нам, и пути Г-спода не­исповедимы. Какой бы мудростью мы ни обладали, мы не можем постичь этих путей.

«И будет царствие Б-жие на всей земле. В те дни Г-сподь будет един, и Имя Его будет едино» (Захария, 14:9).

Но разве сейчас Г-сподь не един? Рав Аша бар Ха-нина говорил, что этот мир нельзя сравнить с миром будущим. Сейчас мы не можем постичь, что все, что делает Г-сподь, даже то, что нам кажется злом, — служит нашему благу. Сейчас мы можем только бла­годарить Б-га, когда Он творит добро, и благослов­лять Его за праведный суд, когда Он посылает на нас несчастья. Мы не можем понять единый замысел Его деяний и потому по-разному благословляем разные про­явления Его воли. В грядущем мире нам станет видна единая цель Его действий, и, независимо от того, будут ли они нести нам благо или страдания, мы бу­дем благословлять Его как «Воплощение Добра и Источник Добра».

Рав Аша объясняет нам третью тему книги Коэлет: Б-г милостив и добр. Но лишь с приходом Машиаха, когда люди достигнут вершины духовного развития, они смогут увидеть Его милость в каждом событии. А пока мы лишь в силах осознать собственное несовер­шенство.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше