Темы: Царь Шломо, Коэлет, Комментарии, Комментарий, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни?» Спасибо.
Спасибо за интересный вопрос!
Правильно выбранное время для строительства ограды и ее разрушения
«Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Коэлет 3:5).
Мидраш «Ялкут Шимони»:
1. «Время разбрасывать камни» — сказано о Моше, который разбил первые Скрижали Завета: «…и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмот 32:19).
«Время собирать камни» — позже Моше получает приказ вытесать Вторые Скрижали Завета: «И сказал Господь Моше: вытеши себе две скрижали каменные, как прежние, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Шмот 34:1).
Раши:
2. «Время разбрасывать камни…» — еврейские юноши уподобляются камням, как сказано: «Разбросаны камни священные по углам всех улиц» (Эйха 4:1). Это намек на разрушение Иерусалимского Храма, когда тела убитых еврейских юношей будут брошены на улицах Иерусалима…
«Время собирать камни» — время собирать евреев из изгнания.
3. По мнению автора «А-Рокеах» стих говорит о стенах дома, пораженного проказой, как сказано: «То прикажет священник выломать камни, на которых язва; и выбросят их вне города на место нечистое» (Ваикра 14:40). «И возьмут другие камни, и вставят на место тех камней, и обмазку другую возьмут, и обмажут дом» (Ваикра 14:42).
Кроме того, по мнению «А-Рокеах», здесь есть намек на скила — забивание камнями. Приговоренного к смерти сталкивают с возвышения. Обычно после такой процедуры человек погибал от перелома шейных позвонков. Но, если оставался жив, то свидетели, на основании показаний которых был вынесен приговор, сбрасывали на него каменную глыбу: «То выведите обоих к воротам того города и побейте их камнями» (Дварим 22:24).
4. Одно и то же действие может быть иногда разрешено, а иногда запрещено. (Нам можно есть молочные продукты, но после мяса молоко некоторое время запрещено. И интимные отношения запрещены супругам, когда жена находится в состояния нида).
Но стих говорит нам не это. Ведь о периодах разрешения и запрета нам и так известно. Главное сообщение: бывают промежуточные ситуации, когда запрет постепенно «ослабевает», скоро он сменится разрешением. И такое состояние несет в себе опасность: человек может разрешить себе то, что еще запрещено. Поэтому, говорит Царь Шломо, пока запрет в силе, нужно выстроить «ограду» — словно из камней. Но, когда время запрета истекло, нельзя устрожать закон и возведенную прежде «ограду» необходимо разрушить.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Нахум Шатхин
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь это же радостный праздник?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Нахум Шатхин
Рав Натан Агрес
Рав Зеев Урман
Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Нахум Шатхин
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ