Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12
Каждый человек на земле имеет особое предназначение, и испытания, посылаемые ему, обуславливаются этим предназначением

Слепота зрячих

Нельзя отрицать силу земных соблазнов, заставляю­щих человека искать наслаждения и потворствовать своим желаниям. Глаза того, кто создан из плоти и крови, легко становятся слепыми от блеска мишуры. Какая ирония заключена в том, что евреи, поддавшие­ся обману учения гуманистов, не признававших Б-га, назвали свое движение «просвещением», а ученых му­жей Торы «служителями Тьмы». Действительно проро­чески звучат слова наших мудрецов: «Г-сподь, да бу­дет Его Имя благословенно, знал, что ярчайший свет Творения будет слишком ярок для неправедных, кото­рые появятся в будущем, поэтому Он взял его и скрыл для праведных мира грядущего». Свет этот — свет ду­ховный. Не каждый из людей может увидеть его, а из тех, кто видит, есть такие, что называют его силами Тьмы. Такие люди отворачиваются во тьму, рожденную духовным упадком, и громко приветствуют «просвеще­ние».

Но жизнь только потому не теряет свою ценность, и только потому для людей сохраняется возможность возвращения к святости, что этот первоначальный свет не исчезает полностью. Тучи могут прикрыть солнце, но они не могут его уничтожить, поэтому даже в са­мый туманный и пасмурный день люди не остаются в полной темноте.

 

Каждый новый шаг в сторону придуманной «реальнос­ти» отдаляет нас от того первоначального, истинного света. И так будет до тех пор, пока мы, даже глядя прямо на этот свет, не начинаем видеть только тьму. Настолько становятся слепыми наши глаза ко всему, что выходит за рамки материального мира. Коммента­торы писали, что Десяти речениям, которыми был соз­дан мир, соответствуют десять казней египетских (см, Трактат Авот, гл.5). Мир так глубоко уверовал в материальные силы природы, так далеко ушел от веры в Б-га, что фараон имел дерзость сказать: «Кто этот Б-г, что я должен слушаться Его голоса?» (Шмот, 5:2). Мидраш объясняет, что египтяне поклонялись целому сонму богов, но Имя Г-спода было им неизвес­тно, ибо они полностью забыли об источнике истинного света. Такая близорукость не была уделом одних только фараонов древнего Египта. Человек всегда поддавался гипнозу имен ложных богов, как бы они ни назывались — Ваал, Эмансипация, Либерализм или Наука.

Из Тьмы

Десять казней пришли не просто для наказания жес­токого народа. Они должны были стать доказательст­вом слов Всевышнего: «Я, Г-сподь ваш, среди вас». Сыны Израиля, Египет и весь мир обязаны были уви­деть, что все искуственные учения о цели жизни лишь заслоняют от людей существование Б-га и затмевают свет Его истины. Таким образом, говорят комментаторы,  Десять казней нужны были для того, чтобы вновь заставить людей вспомнить, что Б-г, с помощью Де­сяти речений создавший мир, по-прежнему остается Творцом всего сущего.

После того, как закончились десять казней, вновь пришло осознание того, что «в начале Б-г создал небо и землю» (Берешит, 1:1). Девятой казнью была тьма. Она заставила людей вспомнить Второе рече­ние, произнесенное Г-сподом в дни Творения: «Да бу­дет свет». Земля египетская была погружена во тьму. Пока египтяне наощупь передвигались в темноте, «у всех сынов Израиля, — говорит Писание, — был свет в их жилищах» (Шмот, 10:23). Тьма, окутавшая Египет, заставила евреев увидеть свет.

Перед ними был один из цивилизованнейших народов на земле, и вот, несмотря на всю свою «просвещенность» народ этот бродит в беспросветной духовной тьме. Это открытие было подобно яркой вспышке света для еврейского народа. Евреи прозрели и увидели ис­точник истинного света. «Пусть будет свет», — про­изнес Создатель. Возможно, этот ярчайший духовный свет пока остается сокрыт для нас и откроется толь­ко праведникам мира грядущего, но в то время народ Израиля его увидел.

В книге Коэлет (2:13) Шломо говорит: «Свет силь­нее тьмы». Почему? Да потому, что благо, несомое светом, рождается из предшествующей ему темноты. Человек, всю жизнь купающийся в свете, не может осо­знать, как он важен для него, поскольку он принима­ет свет как нечто само собой разумеющееся. Нужна катастрофа, нужно провести много часов в полной тем­ноте, чтобы осознать, как жизненно необходим этот свет. В более глубоком смысле — отдельные люди или народы, лишенные в течение какого-то времени духов­ного света и осознавшие свою слепоту, устремляются к свету с такой жаждой и энергией, которая совсем не свойственна их собратьям, живущим в мире и по­кое, то есть тем, кто никогда не знал, что значит бродить во тьме.

Поэтому сказано: «Там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже самые праведные» (Трактат Брахот,). Искренне раскаивающийся может превзойти праведного благодаря своему раскаянию и готовности сделать свою жизнь лучше. Чем сильнее его сожаление о прошлой неправильной жизни и его решимость испра­вить ее, тем действеннее раскаяние. Отсюда кажущий­ся парадокс: чем более человек грешен, тем более у него возможностей стать добродетельным, потому что его потребность в раскаянии увеличивается с каждым проступком. Это объясняет, между прочим, почему пос­ле самого искреннего раскаяния грехи человека пре­вращаются в добродетели. Каждый грех увеличивает стремление раскаивающегося к добру и заставляет его подняться чуть выше к вершине добродетели, поэто­му даже его грехи, если они преодолены, становятся частью его величия.

 История еврейского народа полна примеров перехода тьмы к свету. Перед тем, как получить Тору на го­ре Синай, евреи прошли через ночь египетского раб­ства. Разрушение Ковчега Завета филистимлянами яви­лось побуждением к строительству Святого Храма. Ков­чег, в свою очередь, был сделан после того, как ев­реи согрешили, поклоняясь Золотому тельцу. Как свет проникает из тьмы, так и Ковчег, содержащий скрижа­ли Завета, появился в результате поклонения Золото­му тельцу.

Истоки величия

Величие не рождается из довольства собой, оно вы­ковывается в напряжении борьбы. Оно рождается из усилия вырваться к свету из-под власти тьмы. Делом жизни Шломо было жить во тьме, той тьме, которая обывателю представляется светом, то есть жить в удовольствии и роскоши, править в безопасности — и ни на минуту не забывать о том, что истинный свет внутри человека. Что истинное достоинство заключа­ется в его уме, сердце и душе, а не в его дворцах, конюшнях и сокровищах. В книге Коэлет Шломо гово­рит, что ни в чем не отказывал себе. Роскошь его жизни, его многочисленные жены создали образ, в ко­тором большинство видит типичного восточного влас­тителя. Но Шломо был настолько же далек от этого всем известного стереотипа, как свет далек от тьмы.

Из трех священных книг Шломо — Песни Песней, Теилим книги Притчей и книги Коэлет — содержа­ние Песни Песней кажется наименее священным. И все же, как говорит Мидраш, все книги, входящие в Пи­сание, священны, но Песнь Песней — из священных самая священная.

 У мудрецов есть свое определение святости: «повсюду, где ты найдешь помеху безнравственности и пороку, там ты найдешь святость» (Мидраш).

Подлинная святость не в церемониальных одеяниях, не в глазах, возведенных к небу, и молитвенном бор­мотании, но в чистоте и сдержанности. В Песне Пес­ней — аллегорическом изображении любви между Б-гом и Израилем — Шломо предстает перед нами страстным юношей. Случайный читатель легко увидит в нем того Шломо, что имел тысячу жен и предавался всем смерт­ным грехам. Но как это представление далеко от ис­тины! Песнь Песней — священная из священных пото­му, что тот, кто ее создал, мог опуститься в самые мрачные глубины порока и остаться цельным, чистым и невредимым.

Согласно еврейской вере, не может быть такого, чтобы нечестивый человек совершал святые дела. Кни­га, которую называют священнейшей среди священных, может быть написана лишь тем, кто сам был святым среди святых. Святость Шломо заключалась в воздер­жании от порока и нечестивых желаний. То, что Шломо достиг святости, живя так, как он жил, и есть самое красноречивое доказательство того, что он был свя­тым среди святых. Его любовь была отрицанием земного мира, его любовь полностью принадлежала Б-гу, и в ней с особой силой подтвердилось то, что свет рождается из тьмы. Только душа, познавшая всю меру земного зла и из тьмы взывающая к Б-гу, отринувшая все ложные удовольствия, которые приносит животная чувственность, — только такая душа может испытать огромную радость, когда она осознает, что все мате­риальные блага, богатства и радости, на самом деле — мираж и что в них нет смысла.

Предназначение народа

Вот почему Г-сподь подверг народ Израиля различ­ным испытаниям, включая и унизительное рабство. Каждое человеческое существо инстинктивно стремится избежать опасности, Г-сподь же подвергал наш народ самым страшным опасностям, от которых, казалось, не было спасения. Невозможно было спастись от египтян, не было спасения и от других врагов, которых у на­рода Израиля всегда было много на протяжении всей его истории. Мы должны понять: Г-сподь хочет, чтобы мы нашли путь к Нему — путь к спасению, нашли выход из опасности, путь из тьмы к свету.

И они не сказали: «Где Г-сподь, Который вывел нас из земли Египетской, Который вел нас через зем­ли пустынные, через земли степей и пропастей, по земле безводной, где тень смертная?» (Иеремия, 2:6).

Обвиняя свой народ в том, что он забыл Б-га, Иере-мия просит вспомнить о тех временах, когда враги были не менее сильны и опасны, чем Навухаднецар. «Вспомните Египет и сорок лет блуждания в пустыне», когда народ Израиля узнал, что в любой беде он мо­жет обратиться к Б-гу, что яма, из которой невоз­можно выбраться, может стать горной вершиной его победы. Б-г обещал Яакову, что Он будет с ним и в Египте (Берешит, 46:4). Через Давида Он объявил всем поколениям народа Израиля, что Он с ними в лю­бом испытании (Теилим, 90:15). Все эти пророчества содержат одну и ту же мысль: любое событие происхо­дит не случайно, а согласно Б-жественной воле. То, что представляется нам злой силой, ввергающей нас все глубже в бездну отчаяния, на самом деле лишь рука Г-спода, готовая вознести нас из бедствий и изгнаний к высотам Духа, из египетского рабства к Синайскому Откровению. Каждый шаг долгого пути на­рода Израиля в пустыне был записан в Торе, потому что каждый шаткий шаг, проделанный нашим народом в его скитаниях, может стать гигантским шагом на пути выполнения предназначения народа Израиля и всех ос­тальных народов.

Вот почему в книге Коэлет Шломо перечисляет 28 различных времен жизни. Они представляют собой воз­можные стадии жизненного пути, и народ Израиля мо­жет и должен пройти каждую из них, чтобы достичь своей высокой цели. Иногда евреи находят свой путь к Б-гу через радость, иногда через горе, но каждый еврей обязан знать, что его предназначение состоит в том, чтобы найти свой путь в любых обстоятельст­вах, в которых он находится, и что он может найти этот путь. Шломо нашел свой путь, живя в роскоши, Давид — сражаясь на поле брани, Моше — в стране Мидиан, праотцы наши — в Ханаане и Араме, народ Изра­иля — под бичами египтян.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше