Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Что пользы человеку от всех его трудов, которыми трудится он под сол¬нцем?» (Коэлет)

Рабби Иеуда передал от имени Рава: Авраам сказал перед лицом Всевышне­го: «Я изучил движение светил и зем­ные законы, и сына не может быть у меня». Б-г ответил: «Оставь изучение светил. Судьба Израиля не зависит от звезд». (Шабат)

«Что пользы человеку от всех его трудов, которыми трудится он под сол­нцем?» (Коэлет)

И в ешиве рабби Янная говорили: ес­ли человек стремится овладеть лишь тем, что под солнцем, он не получит выгоды для себя; истинная выгода — лишь в изучении Торы, которая созда­на раньше солнца. (Шабат)

1. ВЕЛИЧАЙШИЙ ДАР

Когда Шломо стал царем Израиля, Б-г явился к нему во сне и сказал: «Проси, что дать тебе?» (1-я книга Млахим, гл.З). Юный царь ответил: «Даруй рабу Твоему мудрое сердце, чтобы судить Твой народ и разли­чать добро и зло, ибо кому под силу судить Твой мно­гочисленный народ?»

Мидраш сравнивает Шломо с советником царя. Царь, желая наградить преданного придворного, велел ему самому выбрать награду. Что выбрать? «Если я попро­шу у царя золота и серебра, он несомненно даст их мне. Если я попрошу богатые одежды, он тоже даст их. Если я попрошу роскошный дворец, царь и его даст. Нет, попрошу-ка я нечто более ценное. Приобретя его, получу я и золото, и серебро, и одежды, и дворец, — все, что может царь дать». И советник попросил руки принцессы.

Так, заключает Мидраш, сделал и Шломо. Вместо того, чтобы просить богатство, власть, он попросил нечто более ценное, то, что включало в себя все на­званные блага. Он попросил мудрости, ибо тот, кто имеет мудрость, — имеет все.

В этом комментарии заключена нетривиальная мысль. Советник мог обмануть своего царя, Шломо обмануть Б-га не мог. Его просьба о мудрости — не уловка, цель которой получить все небесные дары сразу. Мо­жем ли мы допустить, будто Б-г одобрит Шломо за то, что он предпочел мудрость всем земным богатст­вам, в то время как на самом деле он просил мудрос­ти лишь для того, чтобы овладеть всеми остальными благами? Конечно, нет. Просьба Шломо говорит не об изворотливости его ума, а о глубокой мудрости. Уже в 12 лет, взойдя на трон, он понимал, что понятия «возможное» и «невозможное» порождены слепым чело­веческим разумом. Он знал, что во всем, что свершается в мире, — воля Б-га, и что все происходящее лишь раскрывает или, наоборот, скрывает от нас Его волю. Ему было известно, что земные богатства — золото и серебро, богатые одежды и удачу в делах — можно получить, только если на то будет воля Б-га, нужно только уметь видеть.

Пример того, что человек может увидеть, когда он смотрит глазами своей души, мы находим в Торе. Агарь, дочь египетского царя, стала второй женой Авраама, когда брак его с Саррой оказался бесплодным. Агарь родила Ишмаэля, но после того, как появился Ицхак, Ишмаэль стал представлять собой угрозу для молодого наследника. Агарь и Ишмаэль должны были покинуть дом Авраама. В пустыне Ишмаэль заболел и был близок к смерти. Обезумевшая от горя мать оставила сына на земле и отошла в сторону, чтобы не видеть его гибе­ли. И тогда произошло чудо: «Б-г открыл ее глаза, и она увидела колодезь с водою» (Берешит, 21:19). Прочтите еще раз эти строки. В них не говорится о том, что колодец был сотворен чудесным образом, ведь глаза ее не были закрыты! Она в отчаянии иска­ла источник, чтобы напоить своего сына. Почему же она не увидела колодец раньше? Он был там, но она не видела его, поскольку искала глазами, а не ду­шой. Разум Агари, который знал лишь простую связь причин и следствий, мог сосредоточиться только на самой простой мысли: в этой раскаленной, растрес­кавшейся пустынной почве «не может» быть воды. Ког­да Б-г открыл ее глаза, она увидела не просто коло­дец, она увидела источник всех колодцев. Она загля­нула за завесу материального мира. Нет, более того — она увидела, что материальный мир — лишь завеса, скрывающая всемогущую власть Б-га. Ничего невозмож­ного нет. Б-г, Который заставляет гореть нефть, мо­жет заставить гореть и уксус. Б-г, сотворивший пус­тыню, может превратить ее в райский сад.

Нельзя забывать, что, сравнивая Шломо с советни­ком царя, ищущего руки принцессы, Мидраш пытается пролить свет на поступок величайшего из царей. В наше время нет правителей, которые бы обладали без­граничной властью в том смысле, как понимали цар­скую власть древние. Существующие ныне властители и правители — лишь объект критических выступлений и насмешек. Царь в аллегории, приведенной в Мидраше, представляет собой не известный почти никому из нас тип наместника Б-га на Земле. Жизнь и смерть подчи­ненных — в его руках, и он не ответственен ни перед кем, потому что все живут его милостью. Только ска­зочный царь способен выслушать просьбу, высказанную тем царедворцем. Скажите, что ожидает смельчака, ко­торый осмелился испытать терпение царя и попросил руки его дочери — отставка? тюрьма? казнь?

Мудрая просьба

И все же советник царя, который отнюдь не был глупцом, решился на такой поступок. Конечно, он сде­лал это не потому, что власть и богатство так много значили для него: он мог бы получить и то, и дру­гое, не предпринимая столь опасного шага. Он попро­сил руки принцессы, потому что его любовь к ней бы­ла столь велика, что все остальное по сравнению с этой любовью не имело значения. Его любовь была так велика, что в случае неудачи он готов был потерять все.

Именно так и поступил Шломо. Он знал, что муд­рость, о которой просит, недоступна для человека. Ведь он хотел постичь всю глубину Торы! Как можно просить об этом? Было бы разумным ограничиться самым простым, тем, чего желает каждый царь: просить о славе, мирной жизни, богатстве. Но он не сделал этого. Потому что для него все это не имело значе­ния. Все эти блага были пустыми в его глазах. То, что не освящено мудростью, для него не обладало цен­ностью. И вот, став обладателем драгоценного Б-жественного дара, царь понял, что не ошибся. Ибо, став мудрейшим из людей и подведя итог знанию и опыту всей жизни, он сказал: «Суета сует!» (Коэлет). Уже в самом начале он знал, что истинной ценностью яв­ляется лишь мудрость Торы. К концу своих дней он еще больше убедился в этом. Итак, Шломо отказался от всех даров, имеющих ценность для смертных. Вмес­то них он попросил то, чего не мог получить сам, своими силами. Молодой царь, выросший в доме Дави­да, знал о том, что произошло с Агарью: Б-г откры­вает глаза, чтобы они увидели колодец, и открывает сердце, чтобы в него вошла мудрость. Получив муд­рость, он получит в достатке и золото, и славу. Ведь богатство, не освященное мудростью, подобно золоту в руках глупца. А желание славы, не освящен­ное мудростью, — всего лишь пустое честолюбие.

Слова, в которые облек Шломо свою просьбу, проли­вают еще больший свет на ее суть. Он попросил дать ему чуткое, внимающее, мудрое сердце. Когда человек желает лишь одного — прислушиваться к голосу Б-га и понимать Его, он таким образом посвящает себя Тому, Кто находится вне его. Он посвящает всего себя служению Б-гу. В этом и заключалось желание Шломо, и именно в этом состояла его мудрость. Сказать о че­ловеке, что он властвует над чем-либо, что он вла­деет им, можно лишь тогда, когда он не зависит от того, чем владеет. Государственный деятель, вынуж­денный соизмерять каждый свой политический шаг с об­щественным мнением или с мнением членов его собст­венной партии, — в значительной степени всего лишь подчиненный, но не абсолютный вождь. Делец, забыв­ший о себе самом и своей семье ради бизнеса — лишь слуга, но не владелец. Человек, вся жизнь которого подчинена низменным желаниям и измышлениям, — раб своих желаний и своего ума, но не хозяин их.

Шломо хотел получить чуткое сердце, всегда го­товое внимать Создателю. Он стал обладателем дара мудрости только потому, что мудрость, к которой он стремился, была для него средством служения Б-гу, его компасом на пути служения Г-споду, но не само­целью.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.