Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ненавидящий справедливые слова — ненавидит даже сказанное на горе Синай»Мехильта, гл. Мишпатим

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот

ПРАЗДНИК КУЩЕЙ

Веселый период вносится праздником Суккот и компенсирует нас за торжественный период Ямим Нораим. Суккот — это «сезон наших увеселений» На Суккот — мы имеем действительно единственную в своем роде мицву, потому что Суккот является единственной мицвой, которая окружает нас заботой, как только мы в ней оказываемся.

Суккот напоминает нам об Облаках Славы, которые охраняли наш народ во время его странствований по пустыне на пути в  Землю Обетованную. Тогда каждый видел в этих Облаках особую Б-жественную защиту, дарованную нам Г-сподом в те тяжелые годы. Но хотя эти Облака Славы исчезли в сороковом году, накануне прихода нашего народа в Землю Израильскую, мы никогда не переставали верить, что Г-сподь дает нам Свою защиту и что поэтому мы пережили всех наших страшнейших врагов во всех поколениях. Мы знаем, конечно, что нам обеспечена божественная защита, пока мы остаемся лояльными евреями, верными нашему Г-споду и нашей Торе. Это является объяснением, почему у нас есть Симхат Тора (веселье с нашей Торой) в конце праздника Суккот. Но об этом дне поговорим позднее.

ЧЕТЫРЕ ВИДА РАСТЕНИЙ

Одной из особых заповедей праздника Суккот является заповедь «Четырех видов растений» — лулав (пальмовая ветвь), этрог (цитрусовый плод), адас (мирт) и арава (верба). Эта заповедь подобна всякой другой заповеди Торы, но она очень важна и символизирует единение и гармонию. Когда над ними говорятся благословения, принято размахивать ими во все стороны и также вверх и вниз, что означает вездесущие Б-га.

Традиционная молитва «Ошана» (О спаси!), которая произносится в каждый день праздника (за исключением субботы), сопровождается процессией с четырьмя видами растений вокруг бимы в синагоге. Это представляет собой красивое и внушительное зрелище. В этот момент можно себе представить, что это было за зрелище в древние времена, когда несметное количестсво еврейских паломников направлялись в Святой Храм с лулавами в руках, качавшимися от ветра. Рассказывают также, что однажды, когда царь, исполнявший также роль Первосвященника, намеревался провести реформу и изменил традиционный ритуал службы в Храме, недовольные молящиеся засыпали его тысячами этрогов!

ОШАНА РАБА

Седьмой день Суккот называется Ошана Раба (Великая Ошана).

В ночь на Ошана Раба принято не ложиться спать и читать Тикун и Псалмы.

Во время утренней службы на Ошана Раба, после молитв "Ошана" и хождения семь раз с лулавами вокруг бимы, четыре вида растений убираются и вместо них берутся «Ошанот» (ветки ивы) и ими ударяют по полу, произнося специальную молитву.

Празднование Черпания Воды

(Из Мишны, Сукка 5)

Как производилось поливание водою? Имели обыкновение наполнять золотую фляжку, вмещавшую три лога[1] воды из Силоама. Когда доходили до Водяных Ворот, трубили в шофар — текиа-теруа-текиа. На правом краю алтаря стояли две серебряные чаши. Каждая из них имела по отверстию: одна — широкое, другая — узкое, так что обе чаши опорожнялись одновременно (широкая предназначалась для вина, так как вино вытекает медленнее). Чаша на западе была для воды, а другая — на востоке — для вина.

Тот, кто никогда не видел Симхат Бейт Ашоэва (Радость черпания воды), никогда в своей жизни не видел радости.

К концу первого праздничного дня все отправлялись во Эзрат нашим[2] и делали там большие приготовления.

Там находились золотые подсвечники с четырьмя золотыми чашами наверху. Подсвечники были пятьдесят локтей в высоту. К каждому подсвечнику вели четыре лестницы, и по этим лестницам взбирались четыре юноши из духовенства, державшие в руках сосуды с маслом, вместимость которых составляла двадцать четыре лога. Масло это они вливали в чаши.

Они делали фитили из поношенных одежд священников и ими зажигали подсвечники, и во всем Иерусалиме не было ни одного двора, где бы не отражался свет Бейт-Ашоэва.

Набожные мужчины и те, кто совершили хорошие поступки, имели обыкновение танцевать перед ними, держа в руках горящие факелы и распевая песни и славословия. И бесчисленное множество левитов играли на арфах, лирах, цимбалах, трубах и других музыкальных инструментах, находясь на пятнадцати ступеньках, которые вели со двора Исраэлитов в Эзрат нашим. Два священника стояли у Верхних Ворот[3], которые вели вниз из Двора Исраэлитов в Эзрат нашим, с двумя трубами в руках. При пении петуха они трубили "текиа-теруа-текиа". Когда они всходили на 10 ступеньку, они снова трубили "текиа-теруа-текиа". Когда они входили во Двор, они снова трубили "текиа-теруа-текиа". Они шли дальше, пока они не доходили до ворот, которые вели на восток. Когда они доходили до этих ворот, они поворачивали свои лица к западу (в направлении Святилища)… Раби Йеуда сказал: «Они имели обыкновение повторять слова: "Мы принадлежим Г-споду, и наши глаза повернуты в сторону Г-спода"».

О Гиллеле говорили, что когда он радовался при Веселье Черпания Воды, он имел обыкновение говорить: «…Где я люблю быть, туда несут мои ноги». И Всемогущий, да будет он благословен, говорит: «Если вы придете в Мой дом, Я приду в ваш дом, и если вы не придете в Мой дом, и Я не приду в ваш».

О раббане Шимоне бен Гамлиеле говорили, что когда он радовался при Веселье Черпания Воды, он брал в одну руку восемь зажженных факелов и бросал их в воздух; он бросал один и ловил его, и никогда один факел не дотрагивался до другого… (Вавилонский Талмуд, Сукка 53).

Праздник Жатвы

Суккот — это праздник жатвы; празднуется он тогда, когда собирают плоды с поля, огорода, виноградника. Амбары и плодохранилища переполнены,  прессы для винограда и для оливкового масла работают полным ходом. Наконец-то обильно вознаграждены недели и месяцы тяжелого труда в поте лица, потраченного на землю. Крестьянин чувствует себя счастливым и довольным. Это не мудрено — ведь Суккот является «сезоном увеселений».

В это время всегда существует опасность, что человек «жиреет, брыкается и забывает о Г-споде, своем Создателе». Найдя свою работу столь успешно вознагражденной, он может подумать, что «мое уменье и сила моих рук доставили мне все это богатство». При этом есть еще опасность, что размышляя так о работе и богатстве, он решит, что это является главной целью его жизни, и забудет о существовании более великих и важных ценностей в жизни - духовных ценностей.

Чтобы еврей не забывал  о главной своей цели в жизни, Г-сподь, в Своей бесконечной мудрости и доброте, приказывает нам на это время покидать наши комфортабельные дома и селиться в неустойчивых сукках на семь дней. Сукка напоминает нам, что мы можем положиться на защиту Г-спода, так как сукка не крепость и не обеспечивает нам даже солидной крыши над головами. Она напоминает нам также о том, что жизнь на этой земле является только временным пребыванием. Каждый из семи дней Суккот представляет одно из десятилетий жизни, в общей сложности семьдесят лет, период человеческой жизни на земле. Этот короткий период следует рассматривать только в качестве подготовительного периода к вечной жизни, которая наступит после жизни на этой земле, жизни, в которой не будет считаться материальное богатство, а только духовные ценности. Запасы зерна, вина и оливкового масла останутся позади, и с собою будут забраны только «запасы» Торы, заповедей и добрых дел, и они явятся преимуществом в этой вечной жизни.

Это является также одной из причин чтения Книги Екклезиаста (Коэлет) во время праздника Суккот в некоторых общинах. В других общинах книга эта читается в синагоге на Шаббат Холь Амоэд Суккот. Потому что Книга Коэлет, пророчески написанная самым мудрым из всех людей - царем Соломоном, содержит очень много серьезных мыслей и размышлений о «суете сует» этого мира. И заканчивается эта книга следующими словами: "Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека".

Таким образом, Суккот является для нас «Праздником Жатвы» в более глубоком смысле: он учит нас собирать,

удерживать и сохранять религиозные испытания и духовные подъемы, которые мы приобрели во время многих и различных праздников, молитв и заповедей месяца Тишрей, и затем пользоваться им в течение всего наступающего года.

Выдержки из мидрашей на Коэлет

УМНЫЙ ВЫБОР

Раби Шимон рассказывал от имени Раби Шимона бен Халафта следующую притчу. Великий царь имел друга и советника, который был очень умным человеком. Однажды царь сказал своему другу: «Я хочу сделать тебе подарок; проси все, что тебе угодно».

Умный человек подумал: "Что мне просить у царя? Должен ли я просить золото, серебро и драгоценные камни? Он наверное даст их мне. Должен ли я просить о красивых нарядах и одеждах? Он наверное даст их мне. Я лучше попрошу руки его дочери; тогда наверное я все буду иметь".

Так было и с царем Соломоном. В городе Гибеоне Б-г появился перед ним во сне и сказал ему: «Проси у Меня чего хочешь и Я дам тебе». Умный царь Соломон подумал: «Должен ли я просить серебро, золото и драгоценные камни? Б-г наверное даст их мне. Я скорее буду просить о мудрости, тогда я буду всем располагать». И Соломон ответил Б-гу: «Дай Твоему слуге понимающее и мудрое сердце». И сказал Б-г Соломону: «Поскольку ты попросил мудрость, а не богатство, или почет или победу над твоими врагами — Я дам тебе мудрость и знание, а также богатство и почет».

Когда Соломон проснулся, он знал, что это был сон, но он скоро понял, что сон превратился в действительность, потому что он услышал чириканье птицы и понял ее язык, и затем он услышал крик осла и понял,

чего хочет осел. Царь Соломон превратился в мудрейшего человека. Он пошел в Иерусалим, помолился Б-гу и принес жертвоприношения, и устроил великий пир благодарности. На нем покоился дух пророчества, и он составил три священных книги Св. Писания: Мишлей (Притчи), Шир-аШирим (Песнь Песней) и Коэлет (Екклезиаст).

ПОД СОЛНЦЕМ И НАД СОЛНЦЕМ

«Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем» (Коэлет 1:3).

«От всех трудов его» — всего, что человек делает для своей собственной пользы, для своих мирских удовольствий — человек не имеет выгоды. Но от труда над своей душой, своих усилий для Торы, заповедей и хороших поступков за себя и за других — от этого он получит продолжительную выгоду.

Раби Хуна и Раби Аха учили от имени Раби Халафты:

«Под солнцем» — труд человека касается всего, что находится под солнцем, все земные заработки и выгоды — не представляют интереса; но труд над солнцем — усилия для Торы и мицвот, которые находятся превыше всего — приносит долгую пользу.

ЗАХОД И ВОСХОД СОЛНЦА

«Восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5).

Раби Берахия сказал: «Не знаем ли мы, что солнце восходит и заходит? Но Коэлет учит нас, что до захода солнца одного духовного вождя, уже восходит солнце его преемника. В день смерти Раби Акивы родился Раби Йеуда Ганаси. До захода солнца нашей праматери Сары, взошло солнце нашей праматери Ривки. До захода солнца Моисея, взошло солнце Йеошуа. И так происходит в каждом поколении: до кончины духовного вождя, Божественное Провидение заботится о том, чтобы на его месте появился новый.

ОКЕАН НИКОГДА НЕ НАПОЛНИТСЯ

«Все реки текут в море, но море не переполняется» (Коэлет 1:7). Тора подобна воде, без которой человек не может существовать. Все, чему учит Тора, идет в сердце, но сердце не может быть заполнено, потому что Божественная Душа никогда не насыщается Торой; она всегда жаждет все больше и больше. Никогда не бойся потерять Тору, обучая ей других. Потому что подобно океану, который никогда не теряет воду, возвращающуюся к нему, также и Тора, которой ты обучаешь других, не сделает тебя беднее; скорее напротив, она вернется к тебе, как сладкая вода рек.

ИСПЫТАНИЕ И ОТВЕТ

«Это тяжелое занятие дал Б-г сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Коэлет 1:13).

«Это» — относится к деньгам и богатству, которые иногда являются благословением, а иногда, Б-же упаси, проклятием.

Раби Йеуда сказал от имени Раби Леви: Когда человек заслуживает их, и пользуется своими деньгами для того, чтобы делать мицвот и хорошие дела, его молитвы будут услышаны. Но если он не пользуется своими деньгами для хороших целей, обстоятельство это будет свидетельством против него.

(Это игра слов с древнееврейским глаголом "лаанот", который употребляется в тексте. Глагол этот имеет три значения: отвечать, огорчать, свидетельствовать).

КРИВОЕ НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬСЯ ПРЯМЫМ

«Кривое не может сделаться прямым» (Коэлет 1:15).

В этой жизни тот человек, пути которого стали кривыми и отклонились от прямых путей Торы, может выпрямить свой путь через тшуву, раскаяние. Но в мире, который придет на смену этому, кривое не может быть выправлено и неудачи не могут быть исправлены; это будет слишком поздно.

Умерли два коварных человека, которые были большими друзьями и соучастниками преступления. Один из них попал в число праведников; другой — в число грешников. Последний безуспешно искал своего приятеля и затем увидел его с расстояния, наслаждающимся Божественным Сиянием среди праведников. «Алло, братец, каким образом ты попал туда?» спросил грешник. Затем он стал протестовать: «Неужели и в этом Мире Правды существует взяточничество? Мы оба приняли участие в преступлении, когда жили на земле; теперь я вижу его среди праведников в то время, как я должен изнывать здесь среди грешников! И это вы называете правосудием?»

Ответ удивил его: «Ты — дурак! Твой друг имел достаточно здравого смысла, чтобы покаяться перед смертью; он отвернулся от своих плохих путей и конец своей жизни прожил праведником».

«Дайте мне возможность тоже раскаяться!» закричал грешник.

То, что он услышал в ответ, повергло его в горе: «Ты — дурак! Разве ты не знаешь, что этот мир называется «Шаббат», в то время, как мир, из которого ты пришел, называется «Эрев Шаббат»? Если ты ничего не приготовил в Эрев Шаббат, что ты будешь есть в Шаббат? Разве ты не знаешь, что этот мир называется «Море», в то время, как мир, из которого ты пришел, называется «Земля»? Если человек отправляется в морское путешествие без предварительной подготовки на земле, что он будет делать в море? Разве ты не знаешь, что этот мир называется «Пустыня», в то время, как мир, из которого ты пришел, «обитаем»? Если человек не подготовил себя для путешествия в пустыне, находясь еще в обитаемой стране, что он может делать в пустыне? Разве ты не знаешь, что этот мир называется «Зима», в то время, как мир, из которого ты пришел, называется «Лето»? Если ты не пашешь, сеешь и снимаешь урожай в течение лета, что ты будешь есть зимою?»

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

«Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Коэлет 12:13).

«Бойся Б-га» — относится ко всем запрещениям, грехам, которые нельзя совершать; число этих грехов 365.

«Заповеди Его соблюдай» — относится к положительным заповедям, которые каждый должен соблюдать; число этих заповедей 248.

В общей сложности, в Торе имеются Тарьяг мицвот - 613 заповедей. Каждый еврей обязан их исполнять, и это является целью его жизни. Совершая это, он чувствует себя счастливым в этом мире и счастливым также в Вечном Мире.

Лиса и виноградник

Мудрейший из людей царь Соломон предлагает нам быть очень скромными, потому что человек рождается в мире без ничего и уходит из мира без богатств.

Наши Мудрецы рассказывают нам следующую притчу для того, чтобы эти мудрые слова Соломона оставались свежими в нашей памяти.

Хитрая лиса прошла мимо красивого виноградника. Со всех сторон виноградник был окружен высокой и толстой изгородью. Когда лиса осмотрела ограду, она нашла в ограде маленькую дыру, в которую она с трудом могла бы просунуть голову. Лиса видела, какие вкусные гроздья росли в винограднике, и пасть ее стала наполняться слюною. Но дыра была для лисы слишком маленькой.

Что же сделала хитрая лиса? Она постилась в течение трех дней, пока не похудела так, что могла пролезть через дыру в ограде.

Попав в виноградник, лиса принялась пожирать виноград. В результате она потолстела и стала больше, чем когда-либо была раньше. Затем ей захотелось вылезти из виноградника. Но увы! Дыра была опять слишком маленькой. Что же она сделала? Она голодала снова три дня, и только тогда ей удалось пролезть через дыру и уйти из виноградника.

Повернув свою морду в сторону виноградника, бедная лиса сказала: «Виноградник, о виноградник! Как приятно ты выглядишь и как прекрасны твои фрукты и виноград. Но что хорошего они представляют для меня? Какой я пришла к тебе, такой же я тебя и покинула…»

То же самое, говорят наши Мудрецы, происходит и в нашем мире. Этот мир очень красив, но человек приходит в мир с пустыми руками и так же покидает его. Только Тора, которую он изучал, мицвот, совершенные им, и его хорошие поступки являются настоящими плодами, которые он может забрать с собой.

Этрог из Райского Сада

Это был первый день Суккот, и все члены общины в «Шуле» раби Элимелеха из Лиженска были в праздничном настроении. Каждый чувствовал в воздухе дух «Йом-Това».

Когда раби Элимелех стоял у амуда и начал произносить «Алель», все глаза повернулись к нему. На этот Суккот в его манере было что-то необычайное. Почему он так внезапно остановился и понюхал воздух, когда раскачивал в своих руках этрог и лулав? И почему на этот раз он не довел до конца службу в своей обычной замедленной манере? Было совершенно очевидно, что у него было что-то на уме, что-то очень приятное, потому что выглядел он очень довольным.

Как только закончилась молитва, раби Элимелех поспешил туда, где стоял его брат раби Зуша (приехавший провести Йом-Тов с ним), и поспешно сказал ему: «Пойдем и помоги мне найти этрог, который наполнит всю синагогу ароматом из Райского Сада!»

И они пошли вместе и подходили к каждому человеку, пока не дошли до дальнего угла синагоги, где стоял мужчина, выглядевший спокойным,  и, казалось, был погружен в собственные мысли.

«Это — он», сказал в восторге Раби Элимелех. «Будьте добры, дорогой друг, скажите кто вы такой и откуда достали такой удивительный этрог?

Человек, удивленный таким неожиданным вопросом, ответил медленно, тщательно подбирая свои слова:

«Я отношусь к вам с большим почтением, Раби, но это целая история. Хотите ли вы сесть и ее выслушать?»

«Само собою разумеется, что я хочу», подчеркнуто ответил раби Элимелех, «я уверен, что эта история заслуживает внимания!»

«Меня зовут Ури, и я уроженец Стрелиска, -. начал этот человек. - Я всегда рассматривал благословение на этрог в качестве моей любимой мицвы и, несмотря на то, что я — бедный человек и не смог бы нормально купить этрог, который мне хочется, моя молодая жена, разделяющая в этом вопросе мои взгляды, помогает мне купить его, работая для этого кухаркой. Таким образом она не зависит от моей материальной помощи, и я могу использовать свои заработки на духовные цели. Я работаю меламедом (учитель) в деревне Янев, которая расположена недалеко от моего родного города. Половину моих заработков я использую на наши нужды, а на другую половину я покупаю этрог во Львове. Для того, чтобы не тратить лишних денег на путешествие, я обычно иду туда пешком.

«В этом году в течение Десяти Дней Раскаяния я, как обычно, находился в пути и шел пешком, имея в кошельке пятьдесят гульденов на покупку этрога. Когда на пути во Львов я проходил через лес и остановился на отдых в постоялом дворе на дороге, наступило как раз время Минхи, и я стал в углу и принялся молиться Минху.

«Когда я находился в середине «Шмоне-Эсре», я услышал ужасные стоны и рыдания, исходившие как будто от человека, переживавшего мучения. Я поспешно закончил молитву, чтобы выяснить, от кого исходили эти звуки, и, если возможно, помочь ему.

«Когда я повернулся в сторону человека, который был в явной беде, моим глазам представилось необычное зрелище: я увидел грубо выглядевшего человека в крестьянской одежде, с кнутом в руке, стоявшего у стойки и рассказывавшего о своих несчастьях хозяину постоялого двора.

«Из запутанной истории, то и дело прерываемой рыданиями, я понял, что человек с кнутом был бедным евреем, зарабатывавшим себе на жизнь извозом. Он имел жену и несколько детей и с трудом зарабатывал столько, чтобы свести концы с концами. А теперь с ним случилась новая неприятность. Его лошадь, без которой он ничего не мог делать, неожиданно упала в лесу, недалеко от постоялого двора, и лежала там, не в состоянии подняться.

«Я не мог вынести отчаяние человека и попытался успокоить его, говоря ему, что он не должен забывать о находящемся над нами Б-ге, Который может помочь ему в его бедах, как бы они серьезны ни были.

«Я продам вам другую лошадь за пятьдесят гульденов, хотя она и стоит, уверяю вас, по меньшей мере восемьдесят, но ведь я хочу выручить вас из беды!» говорил хозяин постоялого двора извозчику.

«У меня в кармане нет даже пятидесяти грошей, а он говорит мне, что я могу купить лошадь за пятьдесят гульденов!» с горечью ответил человек.

«Я почувствовал, что не могу сохранить деньги, сбереженные на покупку этрога, когда здесь находится человек в таком бедственном положении и его жизнь и жизнь его семьи всецело зависит от покупки лошади. И я сказал хозяину постоялого двора:

«Скажите, какая будет самая низкая цена за вашу лошадь?

«Удивленный хозяин постоялого двора повернулся ко мне. «Если вы сейчас заплатите мне наличными, я возьму сорок пять гульденов, но ни на грош меньше. Я и так продаю лошадь с убытком!»

«Я тотчас же вынул кошелек и заплатил ему сорок пять гульденов. Балагола смотрел на меня, и глаза его чуть не выскакивали от удивления из орбит. Он буквально лишился дара речи, и радость его описать совершенно невозможно!

«Теперь ты видишь что Всемогущий может помочь тебе даже тогда, когда положение кажется совершенно безвыходным! - сказал я ему, когда он вместе с хозяином постоялого двора пошел запрягать свою новую лошадь в оставленную в лесу телегу с павшей лошадью.

«Как только они ушли, я поспешно собрал свои пожитки и ушел, потому что не хотел чувствовать себя смущенным от благодарностей балаголы.

«В конце концов я дошел до Львова с пятью оставшимися гульденами в кармане, и, конечно, вынужден был купить самый обыкновенный, но кошерный этрог. Мое первоначальное намерение было истратить пятьдесят гульденов на этрог, как я это делаю каждый год, но, как вы уже слышали, я решил, что нужда балаголы в лошади была больше моей нужды в «исключительном этроге».

«Обычно мой этрог самый лучший в Яневе, и каждый имел обыкновение приходить ко мне и благословлять на него, но в этом году мне было стыдно возвращаться домой с таким бедно выглядевшим этрогом, и жена моя согласилась со мной, что мне лучше пойти в Лиженск, где никто меня не знал».

«Но мой дорогой раби Ури», закричал Раби Элимелех после того, как тот окончил свою историю, «у тебя действительно необыкновенный этрог! Теперь я понимаю, почему твой этрог имеет аромат Райского Сада в своем запахе! Дай мне возможность рассказать теперь продолжение твоей истории!»

«Когда балагола», которого ты спас, подумал о своем неожиданном везении, он решил, что ты должен быть никем другим, как пророком Элияу, которого Всемогущий послал на землю в виде человека, чтобы помочь ему в его отчаянии. Придя к этому заключению, счастливый извозчик стал искать пути, чтобы выразить свою благодарность Всемогущему, но бедный человек не знал ни одного слова по-еврейски и не мог сказать ни одной молитвы. Он долго терзался в поисках того, как выразить свою благодарность.

«Внезапно лицо его просветлело. Он взял свой кнут и ударил им со всей силой по воздуху, крича что было сил:

«О, дорогой Отец на Небесах, я тебя очень люблю! Что я должен сделать, чтобы убедить тебя в своей любви? Дай мне возможность щелкать кнутом, как знак моей любви к Тебе!» Сказав это, балагола трижды щелкнул в воздухе своим кнутом.

«Накануне Йом Кипура Всемогущий сидел на Своем «Судном Троне», внимая первым молитвам Дня Покаяния.

«Раби Леви Ицхак из Бердичева, исполнявший роль защитника своих единоверцев-евреев, толкал вагон, наполненный еврейскими заповедями, к Воротам Рая, когда появился сатана и закрыл его путь грудою еврейских грехов, и раби Леви Ицхак застрял в них. Мой брат раби Зуша и я напрягли наши силы, чтобы помочь ему столкнуть вагон с места, но всё было напрасно; даже наши соединенные усилия остались бесплодными.

«Внезапно мы услышали щелчок кнута, пронесшегося в воздухе, и появился ослепительный луч света, осветивший всю вселенную до самых небес! Затем мы увидели ангелов и всех праведников, сидевших кругом и восхвалявших своим пением Г-спода. Услышав слова извозчика, когда он щелкал в экстазе своим кнутом, они ответили:

«Счастлив тот Царь, Которого так превозносят!» «Затем внезапно появился Ангел Михаил, ведя лошадь, за которой следовал балагола с кнутом в руке.

«Ангел Михаил впряг эту лошадь в вагон с мицвот, и возница щелкнул кнутом. Внезапно вагон подался вперед, уничтожил еврейские грехи, стоявшие на пути, и вагон легко и свободно подкатился к «Трону Славы». Там его очень милостиво принял Царь Царей и, встав с Судного Трона пересел на Трон Милосердия. Счастливый Новый Год был обеспечен.

«А теперь, дорогой раби Ури», закончил раби Элимелех, «ты видишь, что всё это произошло из за твоего благородного поступка! Ступай домой и будь вождем в Израиле! Потому что ты доказал свою ценность! И ты будешь носить с собою одобрение Небесного Суда. Но перед тем, как ты уйдешь, разреши мне подержать этот чудесный этрог и восхвалить с ним Г-спода.

Награда

(Из Мидраша)

Когда-то жил очень щедрый человек. Однажды, это случилось на Ошана Раба — жена его дала ему десять шекелей и попросила пойти и купить что-то для детей. Как раз в этот момент на рынке производился сбор в пользу девушки-сироты, собиравшейся выйти замуж. Когда сборщики увидели этого щедрого человека, они сказали: «Вот идет очень добрый человек». Затем они обратились к нему, говоря: «Не примешь ли ты участия в этом достойном деле, потому что мы хотим купить подарок бедной невесте?»

Хороший человек отдал им все десять шекелей. Но теперь он боялся вернуться домой с пустыми руками и пошел в синагогу. Там он увидел детей, игравших с этрогами, так как это было на Ошана Раба. (седьмой день Суккот) и в этрогах не было больше нужды. Хороший человек собрал полный мешок этрогов и пошел искать счастья. Добравшись до какой-то странной земли, он сел на свой мешок с этрогами и задумался над тем, что будет делать дальше. Внезапно к нему подошли царские офицеры и спросили, что у него в мешке.

«Я — бедный человек и не имею ничего для продажи», - сказал он. Они открыли мешок и увидели, что он был полон этрогами. «Что это за плод?» спросили офицеры. «Это — этроги, особый плод, которым пользуются евреи в течение своего праздника Суккот».

Когда это услышали офицеры, они взяли его вместе с мешком и привели во дворец. Только тогда наш хороший человек понял, что собственно от него хотели: царь был очень болен, и ему сказали, что вылечить его могут только плоды, которыми пользуются евреи на свой праздник Суккот. Тщательные поиски не дали никаких результатов, и всякая надежда на спасение царя была потеряна, когра внезапно появился наш добрый человек с мешком этрогов, и это спасло жизнь царя. Когда царь выздоровел, он приказал наполнить мешок, в котором добрый человек принес этроги, золотыми динарами. В результате наш щедрый человек вернулся домой богато вознагражденным за милосердие, которое он оказывал всю свою жизнь.

Страх перед Б-гом

«Выслушаем сущность всего: БОЙСЯ Б-ГА и заповеди Его соблюдай потому что в этом всё для человека».

(Коэлет 12, 13).

В заключении всего выводится: бойся Б-га и соблюдай его заповеди, ибо в этом всё назначение (долг) человечества.

Не удивительно ли, что вышеприведенный совет был дан величайшим и могущественнейшим царем, когда либо жившим — царем Соломоном? Никогда не существовало более знаменитого и могущественного царя. Он царствовал над огромной империей, Царством Израиля. Б-г наградил его огромной мудростью, когда в возрасте двенадцати лет он унаследовал трон от своего великого и знаменитого отца — Царя Давида. Все секреты Мироздания были открыты ему. Он понимал язык всех созданий, животных, птиц, насекомых и деревьев. Он мог управлять ветром, духи и демоны исполняли его желания. Его слава распространилась по всему миру. Могущественнейшие цари и правители из самых отдаленных уголков земли пришли к нему, чтобы выразить свое уважение, восхищаться его мудростью и воздать ему должное.

Можете ли вы себе представить более могущественное человеческое существо, чем царь Соломон?

Обычно, чем больше силы и знаний мы имеем, тем больше у нас шансов стать гордыми и тщеславными. Много людей потеряли свою голову под влиянием успехов и силы. Подобные люди часто забывают, что наступит день, когда им придется дать отчет перед Создателем и ответить за все свои поступки перед Верховным Царем Царей.

Не таков был царь Соломон. Самый могущественный из всех людей жил в страхе, в страхе перед Б-гом! Он является автором вышеприведенной цитаты, потому что он — автор Коэлет (Екклезиаст).

Дать подобного рода совет не может более квалифицированный человек. Он напоминает нам Моисея, смиреннейшего из людей. Моисей имел все основания быть гордым: Б-г избрал его, чтобы вывести его народ из рабства и получить Тору из уст Господних; Он сделал его вождем народа, а его брата Аарона — Первосвященником. Тем не менее, Моисей был самым скромным и милосердным человеком, который когда либо жил. Скромность Моисея была совершенно исключительной.

Нас не удивит покорность Б-гу со стороны слабого и смиренного человека, призывающего к покорности Г-споду. Но как чудесно слышать заявления такого человека, как царь Соломон, о том, что мощь и богатство для него абсолютно ничего не представляют и что единственной существенной вещью является страх перед Г-сподом и перед Ним одним.

Но как мы можем научиться страху перед Б-гом (Ират Ашем)? Постоянно размышляя о величии Г-спода и об Его неограниченной силе и одновременно о нашем ничтожестве и ограниченных возможностях. Мы считаем себя большими архитекторами: мы можем построить прекрасный мост или небоскреб в виде башни. Но разве это можно сравнить с Архитектором всей вселенной? Мы считаем себя большими инженерами: мы можем построить машину, которая даст свет целому городу! Но разве это можно сравнить с созданным Б-гом солнцем, которое дает свет и тепло и энергию всему миру? Мы считаем себя великими химиками: мы можем сделать много чудесных вещей в наших химических лабораториях. Но, как сказал, однажды, великий ученый, ничего не может превзойти создание простой былинки.

Да, на самом деле, мы очень малы и ничтожны. Все наши возможности ограничены, так же, как и наша физическая жизнь на этой земле. Но Б-г знает всё (Всесведущ), может делать всё (Всемогущ) и находится везде (Вездесущ). Всё, что мы имеем, принадлежит Ему. Он создал Вселенную и Он создал нас с целью. И цель эта — чтобы мы понимали, что Б-г — наш Создатель и Повелитель, и боялись Его. Бояться Его значит — служить Ему; соблюдать Его законы и заповеди, которые Он дал нам в Торе. Бояться Его — значит быть справедливым, честным и прямым, потому что Г-сподь ненавидит несправедливость, и Он знает всё, что мы делаем, говорим и даже думаем.

Страх Б-жий — главная основа нашей жизни; без него мы были бы хуже диких зверей в джунглях. Страх — это первый шаг на нашем пути к честной жизни.

Отпускай хлеб твой по водам

Приводим одно из самых мудрых изречений из Книги Коэлет:

«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Это значит: будь всегда готов к хорошим поступкам, не ожидая даже награды. Потому что наступит день, когда ты найдешь приготовленную для тебя награду.

Последующая история, как вы увидите и согласитесь, является прекрасной иллюстрацией к этим словам.

Бар Капара, один из Танаим, которые жили во времена Раби Йеуды Анаси, прогуливался однажды по морскому берегу Кейсарии и заметил вдали потерпевший крушение корабль. Когда он стоял и смотрел, Бар Капара заметил человека, плывшего от потерпевшего аварию корабля к берегу. Человек быстро подвигался вперед и был очевидно хорошим пловцом. Но как только он достиг берега, он почти лишился чувств от усталости. Бар Капара подошел к нему и оказал ему помощь, о которой просил незнакомец. Бар Капара взял его домой, одел его, накормил и дал ему немного денег. Человек ушел от него освеженным и подбодренным.

Несколько лет спустя, евреи в Кейсарии очутились в затруднительном положении перед местными властями и решили послать прошение на имя губернатора. Своим представителем они избрали Бар Капару.

Бар Каппара помолился Г-споду, прося Его оказать ему помощь в его ответственной миссии.

Когда Бар Капара дошел до дворца губернатора, он попросил разрешение повидать губернатора по очень важному делу. Когда его просьба была удовлетворена, его провели к губернатору. К своему большому изумлению, Бар Капара узнал в нем того самого человека, которого он когда-то спас на берегу Кейсарии.

«Что я могу для тебя сделать, мой друг?» спросил губернатор, горячо его приветствуя и узнав в Бар Капаре своего «друга в нужде».

Бар Капара попросил губернатора использовать свой авторитет для оказания помощи евреям, по поручению которых он пришел.

Губернатор очень внимательно выслушал историю, рассказанную Бар Капарой, и затем сказал:

«Я очень охотно окажу тебе, мой друг, эту услугу, потому что когда я был в беспомощном положении, ты сделал для меня всё, что мог, не требуя и не рассчитывая на награду. Принимая во внимание твое бескорыстие и доброту по отношению ко мне, я выполню теперь твое ходатайство и помогу твоим страдающим братьям».

Бар Капара принес с собою большую сумму денег в качестве подарка губернатору от своих собратьев-евреев. Губернатор, однако отдал деньги назад Бар Капаре и сказал:

Возьми эти деньги в качестве подарка от меня. Хотя сумма денег, которую я в свое время получил от тебя, не была столь большой, в тот момент твой подарок значил для меня всё, в такой я находился нужде. Ты можешь вернуть эти деньги твоим братьям и сказать им, что я им помогаю в благодарность тебе и шлю мои благословения».

Счастливый Бар Капара поспешил назад с хорошей новостью для своих собратьев-евреев, ожидавших с нетерпением его возвращения.

Велика была радость среди евреев после возвращения Бар Капары, и все они признали, насколько правильно было изречение Царя Соломона:

«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его».

Чтение из Торы в первые два дня Суккот

 ВАИКРА 22:26—23:44

АФТАРА: ПЕРВЫЙ ДЕНЬ: ЗАХАРИЯ 14

ВТОРОЙ ДЕНЬ: I ЦАРСТВ 8:1—21

Одна и та же часть Торы читается в первые два дня Суккот. Это хорошо известная часть из Эмор, которая описывает Шаббат и все главные праздники, заканчивающиеся праздником Суккот. Эта часть содержит заповедь о «Четырех Видах Растений»  и заповедь о жизни в куще (сукке). Афтара в первый день Суккот — это последняя глава из Книги Захарии. Она содержит пророчество о том дне, который будет днем расплаты для народов мира. Весь мир примет участие в страшной войне, и народы понесут ужасное наказание за плохое обращение с еврейским народом. В этот день Г-сподь покажет Себя во всем Своем великолепии, потому что «Г-сподь един и имя Его — едино». Все народы мира признают верховную власть Г-спода и предпримут паломничество в Иерусалим для поклонения Ему. Главные места Афтары заключаются в ссылках на праздник Суккот, как напр.: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Г-споду и для празднования праздника кущей». Таким образом Суккот, символизирующий защиту Г-сподом Израиля, будет особенно отмечаться всеми выжившими народами мира и они будут вознаграждены за это.

Афтара на второй день Суккот рассказывает нам о молодых днях царя Соломона, когда в возрасте двенадцати лет он унаследовал трон от своего отца Давида. На четвертый год своего царствования Соломон предпринял постройку Храма, которая была закончена семь лет спустя. Освящение Храма состоялось в месяце Тишрей и сопровождалось невероятными празднествами, которые продолжались четырнадцать дней, включая праздник Суккот. Афтара рассказывает об этом освящении. Священники принесли Ковчег Завета из Города Давида в Храм. Когда они приблизились к Святая Святых, двери закрылись и никто не мог войти. Соломон помолился Г-споду; но двери открылись только тогда, когда он упомянул в молитве о добродетелях своего отца Давида, и Ковчег был внесен во внутреннее Святилище. После этого молодой царь обратился к Б-гу с благодарственной молитвой, первая часть которой включена в Афтару.

НА ХОЛЬ АМОЭД : БЕМИДБАР 29:17—34

В каждый день Холь аМоэд Суккот, включая Ошана Раба, для чтения Торы вызываются четыре человека. (На Шаббат Холь аМоэд Суккот вызываются семь человек, и восьмой для Мафтир. См. ниже). Небольшой отрывок читается о жертвоприношениях, которые совершались в храме в каждый из остальных шести дней Суккот. Среди жертвоприношений каждый день фигурировали быки. На праздники Суккот в общей сложности приносилось в жертву семьдесят быков. Наши Мудрецы утверждают, что эти быки приносились в жертву от семидесяти наций мира.

Если один из дней Хоь аМоэд приходится на Шаббат, тогда в этот день читают Шмот 33:12—34:26. Этот отрывок всегда читается в Шаббат Холь аМоэд, как на Песах, так и на Суккот. Это хорошо известный отрывок, в котором рассказывается о том, как Моисей обратился к Г-споду с призывом раскрыть перед ним понятие Б-жественной Сущности. Он содержит «Тринадцать Атрибутов» Г-спода. Особая связь Суккот (так же, как и с Песахом) содержится в стихах, которые относятся к Трем Праздникам Паломников — Песах, Шавуот и Суккот.

Заключительная часть (Мафтир) читается в Шаббат Холь аМоэд во втором свитке Торы. Эта часть взята из Шмот 29:17—34 (упоминаемая выше), и относится к жертвоприношениям в особый день Суккот.

Афтара на Шаббат Холь аМоэд берется из Йехезкеля[4] 38, которая содержит пророчество об ужасной войне Гога и Магога. Это будет последняя война, которую будут вести, но она захватит весь мир. Затем наступит новая эра мира, когда Б-г будет признан всеми народами мира. Это пророчество, как вы видите, совпадает с пророчеством Захарии 14, которое читается в первый день Суккот.

Суккот в дальних еврейских общинах

У КАВКАЗСКИХ ЕВРЕЕВ

В горных районах Кавказа, который входит теперь в состав Советского Союза, евреи жили с очень древних времен. Среди этих евреев сильно предание, что они являются потомками Десяти Колен и что их предки пришли на Кавказ после того, как Царство Десяти Колен было уничтожено ассирийским царем Шалманезером. За последнее столетие на Кавказ переселилось также незначительное количество европейских евреев. Они говорят на старом грузинском диалекте; занимаются они торговлей и ремеслами, и большинство из них совершенно не отличается от нееврейского населения.

Накануне Суккот, нееврейские фермеры приносят в город охапки свежесрезанных зеленых веток хвойных деревьев (пихта и сосна), которые они везут на ослах для продажи евреям в качестве схаха (крыша для Сукки).

Кавказские евреи делают простые маленькие суккот. Сперва они вставляют в землю четыре кола и стены делают из веток. Некоторые делают свои суккот у себя на дворе; другие — на крыше. Сукка — маленькая, с трудом вмещает двух-трех мужчин, членов одной семьи. Там они едят. Они не украшают сукку. Их раввин проводит целую неделю в сукке и даже спит там, если сильный дождь не заставляет его покинуть сукку и пойти спать домой.

Евреи слишком бедны и не имеют возможности обзавестись для каждой семьи лулавом или этрогом. Поэтому они имеют «коммунальный» лулав для каждой синагоги. Он обычно доставляется из соседней Персии. Этрог доставляется в синагогу с большим почетом и любовью. Его устанавливают на блестящий медный поднос, и каждый по очереди берет лулав и этрог, целует их, затем произносит благословение, машет ими, целует снова и ставит их на место, уступая свою очередь следующему еврею, который делает то же самое. Скоро от прикосновений  и поцелуев этрог становится неузнаваемым.

В ночь на Шмини Ацерет они устраивают большой пир и проводят большую часть ночи в увеселениях до первой утренней службы. Женщины тоже устраивают для себя увеселения и торжественно празднуют по-своему счастливый праздник.

В ДАГЕСТАНЕ

Евреи Дагестана известны под именем «Горских евреев». Они живут в горах Дагестанской республики, которая относится к тому же Кавказскому району. Подобно своим другим братьям — кавказским евреям, они живут в Дагестане с давних времен и тоже считают себя потомками Десяти Колен. Они говорят на еврейском диалекте Персии. Они высоки ростом, сильны и имеют очень красочный вид. Занимаются они сельским хозяйством, скотоводством и обделкой кожи. В древние времена они жили в своих собственных отдельных деревнях. Теперь они смешиваются с нееврейским населением, но строго придерживаются своей еврейской веры и горды, что являются евреями.

Евреи Дагестана любят сооружать красивые суккот, которые они украшают изумительными коврами и ковриками, экспертами в изготовлении которых они являются. Этроги и лулавы доставляются из Персии, или из южной части Советского Союза. После молитвы они радостно приветствуют друг друга и приглашают один другого освежиться в их суккот. Таким образом, каждый день Суккот является счастливым днем, и все хорошо проводят время.

Ночь на Ошана Раба они проводят в синагоге, зажигают свечи, читают и изучают Книгу Дварим и произносят всю Книгу Псалмов. На рассвете они устраивают первую утреннюю службу, говорят Ошанот и ходят семь раз с Акафот, так же, как это делаем мы.

В ночь на Шмини Ацерет они тоже устраивают Акафот (как во многих общинах русских евреев). Женщины наблюдают с балкона, лица их закрыты вуалями и косынками, а мальчики собираются в центре синагоги и целуют свитки Торы. Все мужчины и мальчики радостно танцуют с Торой и произносят молитвы и гимны, сопровождая их особыми мелодиями и молитвами.

У КУРДИСТАНСКИХ ЕВРЕЕВ

Курдистан со своими горами принадлежит частично Персии и Ираку и частично Турции. Там евреи тоже живут с очень древних времен и полагают, что их предки принадлежали к изгнанным Десяти Коленам. В Курдистане насчитывается примерно 15.000 евреев, и занимаются они сельским хозяйством и скотоводством. Некоторое число Курдистанских евреев эмигрировало в Святую Землю, где они имеют свои собственные общины и сохранили свои обычаи, язык и одежду. Курдистанские евреи высоки ростом и сильны. Своим внешним видом они очень напоминают мусульман и одеваются так же, как и те. Они носят тяжелые тюрбаны на головах, широкие брюки, подпоясанные ремнями или пояса вокруг своих рубашек, которые имеют широкие рукава и носят их поверх брюк. Женщины тоже, носят широкие блузы с широкими поясами и шаровары. Головы их покрыты тюрбанами, к которым прикреплены спадающие на плечи ленты. Курдистанские евреи, мужчины и женщины, выглядят очень торжественно в своей праздничной одежде, особенно в Субботу и на праздники.

Они молятся в простых синагогах, сидя на коврах. Перед тем, как войти в синагогу, они снимают свою обувь. В сукке они тоже сидят на коврах, как и дома.

Среди них, так же, как и среди Кавказских евреев, имеются два типа: евреи, которые живут в долинах, и евреи, живущие в горах. «Горские евреи» имеют темную кожу и черные волосы. Они носят бороды, которые никогда не стригут, так что многие из них выглядят очень свирепо в своем наряде и с кинжалом на боку.

Их обряды напоминают обряды Вавилонских и Багдадских евреев. В Субботу и на праздники, особенно на Суккот, евреи эти очень веселятся и радуются от чистого сердца.

В АДЕНЕ

Аден — порт на Красном море и принадлежит Великобритании. Евреи в Адене являются одними из первых поселенцев. Примерно пятьсот лет тому назад великий раввин Овадья из Бартенуры[5] писал, что в Иерусалим пришли «евреи из страны Аден… Эти евреи — темно-коричневые. Они не очень хорошо знакомы с Талмудом, но знают Раби Аль-Фаси[6] и Раби Моше бен Маймон[7]…»

До последней мировой войны в Адене было семь синагог, и еврейское население города насчитывало много тысяч. Местные евреи — каменщики, ювелиры, переплетчики, носильщики, работают с тростником и плетут циновки. Едят они главным образом зелень, фиги и рыбу и пьют вино. Женщины носят чадру (наподобие магометанских женщин), рубаху, штаны и парик (шейтел). Мужчины одеты в рубаху, короткие штаны, жилетку и поверх носят длинный свободно болтающийся халат, перетянутый поясом.

Когда наступает Суккот, еврейский район Адена напоминает зеленный сад. Потому что на крышах возведены сукки, крытые зеленым Схахом. Аденские евреи спят в своих суккот, потому что много евреев спят на крышах, где прохладнее. Множество суккот красино разукрашены. Многоцветные одежды развешаны на стенах, а с крыш суккот свешиваются яблоки, гранаты и Этроги, наполняющие воздух необыкновенным ароматом. Аденские евреи любят сидеть в своих сукках. Обеды продолжаются очень долго и сопровождаются пением на еврейском и арабском языках. А ночью все суккот как будто в огне от красивых ламп, привезенных из Индии и в них переливаются все цвета радуги.

 


[1] Лог равен половине пинты.

[2] Длина Двора Женщин (Эзрат Нашим) равнялась ста локтям, а ширина 135 локтям. В каждом из четырех углов находилось по одной непокрытой крышей комнате, величиною в 40 локтей. 15 ступеней вели из Двора Женщин ко Двору (мужчин) Израелитов, соответственно 15 Песням о Вознесениях (Шир аМаалот) в Псалмах (120-134), и на них имели обыкновение петь Левиты.

[3] Знаменитые Ворота Никанора.

[4] О пророке Йехезкеле смотри Полную Историю Шавуота того же автора, стр. 53 и след.

[5] См. Беседы и Рассказы, Нос. 77—79.

[6] Известен так же как РИФ, один из ранних кодификаторов («Ришоним») живший примерно в 4773—4863 гг.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.