Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый человек на земле имеет особое предназначе¬ние, и испытания, посылаемые ему, обуславливаются этим предназначением

Раби Шимон бен Элазар сказал: «За всю свою жизнь никогда я не видел, чтобы олень пахал землю, лев носил тяжести, а лисица торговала в лавке. Они соз­даны только для того, чтобы служить мне, в то время как я создан для того, чтобы служить моему Создате­лю. Если те, кто был создан лишь для того, чтобы служить мне, получают пропитание свое, не трудясь, то и я должен получать его так же, ибо я создан для того, чтобы служить Создателю. Но я поступал непра­ведно. Поэтому в трудах должен я добывать свой хлеб» (Киддушин).

Человек был создан для более высокой цели, нежели добывание средств к существованию, — в этом смысл слов рабби Шимона. Если бы быстрота, сила и прони­цательный ум были нужны лишь для того, чтобы добы­вать средства к существованию, то быстрый олень, могучий лев и хитрая лисица должны были бы исполь­зовать эти качества для непрестанного тяжелого тру­да. Почему же только человек вынужден непрестанно трудиться, чтобы добывать себе пропитание? Согласно рабби Шимону, лишь из-за того, что некогда дела на­ши были неправедны, мы должны теперь трудиться во имя столь недостойной цели. Если человек считает, что цель жизни состоит в том, чтобы завладеть как можно большим количеством вещей или других благ, а не в стремлении к мудрости и добрым делам, то тем самым он приносит мрачную дань могущественному влас­тителю, заложенному в нем, — Злому Началу.

Но это еще не все. Рабби Шимон объясняет нам, что борьба за существование, которую ведет человек, — не необходимость, а наказание. Это наказание являет­ся примером Б-жественного принципа, согласно кото­рому наказание должно соответствовать проступку и представлять собой как бы оборотную сторону этого проступка. Человек, согрешивший гордыней, должен быть наказан унижением. Согрешивший жадностью, дол­жен быть наказан нуждой. Если человек изменяет сво­ему назначению, отдавая свои способности погоне за земными благами, жертвует своим умом для того, что­бы превзойти окружающих и ухватить лучший кусок, то в наказание он будет еще глубже погружен в водово­рот борьбы за существование.

И все же, если Создатель заботится о пропитании оленя, льва и лисицы, то почему Он не заботится о человеке — венце Творения?

Конечно, в Торе говорится: «И соберешь ты свой хлеб» (Дварим, 11:14). Писание заповедует нам тру­диться, чтобы добывать себе средства к существова­нию, но это не значит, что еврей должен всего себя посвятить исключительно добыванию этих средств. Это скорее призыв — возделывая землю, сажая растения и собирая урожай, планируя и строя дома, добывая уголь, занимаясь торговлей, — стремиться к бесконечно бо­лее высокой цели: использовать земные богатства и свои таланты для служения Б-гу. Если человек жаждет материального благополучия по той же причине, по которой Шломо жаждал получить мудрое сердце, то и золото, и серебро, и слава, которыми он обладает, угодны Б-гу. Своей мудростью человек освящает землю — источник всех его благ, подобно тому как служба в Храме освящает одежды и сосуды, употребляемые во время этой службы: они становятся лишь средствами служения Б-гу.

Следовать своему назначению

В Талмуде есть хорошо известное высказывание, со­гласно которому человек был создан последним для того, чтобы сказать ему (если он, конечно, поступал праведно): «Все было создано для тебя». Но если его жизнь была полна греха, тогда ему говорится: «Даже насекомое было создано раньше, чем ты».

Рав Шрага Фейвель Менделович, легендарный основа­тель изучения Торы в Америке, объяснял это высказы­вание так. В мироздании существует четыре катего­рии: неодушевленная природа (Земля и минералы), рас­тения, животные (птицы и рыбы) и человек, имеющий дар речи и мышления. В дни Творения они были созда­ны как раз в такой последовательности: все неживое, растения, мир животных и человек. Создав неодушев­ленный мир, Б-г приступил к созданию более высокой формы существования — растений и т.д. Человек дол­жен был стать вершиной Творения, качественно новой ступенью, превзойти все созданное до него, подобно тому, как плодоносящее дерево превосходит по своей ценности в мироздании даже огромнейшую из скал. Но если человек использует свой разум лишь для того, чтобы искать удовольствия, добывать пропитание и за­ботиться о продолжении рода, — он лишь повторяет поведение животного. Он не больше, чем двуногое жи­вотное, хотя и более сообразителен, чем, скажем, насекомое. Все остальное в них одинаково — плоть без души. Вопреки желанию Б-га сделать каждую ступень Творения качественно отличной от предыдущей, человек подчиняется желаниям и инстинктам, которые также свойственны и животному. Если это происходит, Б-г говорит человеку: «Насекомое уже создано до те­бя. Что ты принес в Мой мир такого, что не могут сделать другие твари?»

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Читать дальше