Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?

Темы: Красота, Природа, Наслаждения, Духовность, Рав Яков Гельфман, Коэлет, Материальность

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый Раввин. Очень просим Вас ответить на наш с мужем вопрос: в иудаизме четко выражена доминанта духовного пути развития еврея над материальным. В идеале — изучать Тору нужно ежедневно. Мы мечтаем достичь такого уровня в будущем, с Божьей помощью, или чтобы хотя бы наши дети удостоились. Чем выше уровень изучения Торы, тем менее интересны вопросы материального толка. Но пока, извините, вопрос все-таки назрел: Ашем создал красоты Мироздания, но большинство из них не кошерные? Далекие острова, снежные вершины и березовые океаны, которые мы никогда не увидим. Почему для человека, соблюдающего и изучающего Тору, почти нереально в этом Мире или, может быть, даже не нужно все это видеть и благодарить Ашема за то, что видишь? Любоваться красотой Мироздания, созданного Всевышним, сначала некошерно, а потом и не хочется вовсе, по мере продвижения? А зачем все эти острова, например? Что — все только для прожигателей жизни? На благо туристов? А как же мы?

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

В первую очередь хочу отметить, насколько значим Ваш вопрос. Меня самого в начале пути в Торе привлекло то, что нет в ней «незаконных» вопросов, и порой вопросы, задаваемые мудрецами, даже более революционны, чем те, что возникают у нас. И надо отдать честь этой трибуне, где можно спросить то, что волнует многих, не преодолевая барьер стыда.

Поделюсь некоторыми размышлениями, которые у меня возникли на эту тему.

Сказано в книге Коэлет (1:8): «Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать, — не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат». То есть, действительно, мир создан таким образом, что невозможно одному человеку (как религиозному, так и нерелигиозному) охватить все и всем насладиться. Вы спрашиваете: в чем же смысл этого?

Во-первых, в этом проявляется доброта Творца, который, как заботливый отец, хочет дать ребенку все самое лучшее, даже если тот не может принять все это изобилие. И об этом сказано в Иерусалимском Талмуде: если человеку попался новый плод и он его не попробовал, это грех (неблагодарности), ведь Творцу, если можно так выразиться, «обидно»: Он хотел человека осчастливить, а тот отвернулся. Вместе с тем, не нужно забывать, что эта жизнь с ее радостями — только средство для достижения более высокой цели, и не стоит превращать средство в цель. То есть следует стараться брать от жизни то, что нам необходимо, так, чтобы это помогало мобилизовать ресурсы тела и духа для достижения настоящей цели, а именно приближения к Творцу. Если человек будет себя сильно ограничивать, это его стеснит и приведет в плохое расположение духа, что не будет способствовать духовному росту. Но если гнаться за удовольствиями, не останется времени на главное и можно совершить нарушение.

Как знать, что действительно правильно и полезно, а что лишнее и вредное? Это индивидуально, но важно понимать, что настоящее духовное продвижение происходит постепенно, естественно, когда осознание истины и правильные привычки приводят к душевному удовлетворению и покою. Одновременно с этим формируется более утонченный взгляд на требования плоти (как Вы и сказали в своем вопросе), когда каждое материальное явление все больше используется для углубления понимания мудрости Творца и чувства благодарности и восхищения. Поэтому нужно соблюдать очень важное правило, которое замечательно сформулировал Виленский Гаон. Сказано в книге Мишлей: «Глупость человека извращает путь его, а на Б-га негодует сердце его» (9:3). Виленский Гаон объясняет: человек пытается прыгнуть (в духовном смысле) выше своих возможностей, поэтому не преуспевает и его одолевает разочарование и уныние. И он живет с мыслью: «Почему Творец мне не помогает, ведь я так стараюсь?» вместо того, чтобы двигаться шаг за шагом, по мере внутреннего приближения к идеалам Торы. И сказано (Мишлей 12:10): «Праведный знает (т.е. удовлетворяет) нужду скотины своей (т.е. природы своей)». Это значит, что человек не должен насиловать свою природу, чтобы неудовлетворенные желания не одолели его и не привели к отходу от пути Торы. И об этом сказано, что тот, кто постится, совершает грех, т.к. не дает организму необходимого.

Во-вторых, разнообразие, богатство мира призвано открыть для нас в какой-то мере величие Творца, Который создал такой огромный мир, что, даже если мы сумеем увидеть максимум возможного для нас, это останется только песчинкой по сравнению с необъятной Вселенной. И об этом сказано (Йешаяу 40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: Кто сотворил их?» Человек, впечатленный чудесами природы, может вдруг задуматься: если так велик материальный мир, то насколько же велик духовный, который намного ближе к Творцу, его создавшему. И это побудит его к поискам глубин своей души, как сказано: «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его» (Мишлей 20:5).

На основании сказанного мы можем прийти к выводу: нет чего-то некашерного в островах и горах, в определенных случаях созерцание их может быть даже полезно для хорошего расположения духа и развития глубины восприятия мира. При этом невозможно, да и нет смысла в том, чтобы повидать все на свете, часто достаточно только услышать об этом, а услышанное само уже достигнет цели.

А как же быть с ощущением, что всё — некашерно? Во-первых, такое ощущение — старая уловка йецер а-ра («дурного стремления», «стремления ко злу»). Змей сказал родоначальнице рода человеческого: «Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?» (Берешит 3:1; хотя запрещено было есть плод только от одного дерева). Это цель «змея»: представить исполнение заповедей чем-то невыносимым в глазах человека, скучным и непривлекательным. Но царь Давид говорит: «Вкусите и увидите, что добр Б-г. Счастлив человек, полагающийся на него» (Тэилим 24, 9) Настоящее счастье можно обрести, только следуя наставлениям Торы, работая над собой и наполняя жизнь смыслом. На самом деле все, что нужно человеку, ему разрешено и даже поощряется (см. выше). Если же что-то запрещено, значит, это только во вред нам, и мы доверяем Создателю мира и не стремимся к запрещенному. Заметьте, что и в материальном мире мы наблюдаем это явление: людям хочется того, что им вредит. (Ведь и наркоман может спросить: если так вредны наркотики, зачем же они существуют?) Это объясняется особой задачей, поставленной перед людьми: жить правильно по собственной воле, а не только под влиянием инстинктов. Для этого и даны некашерные удовольствия: дать человеку выбор между добром и злом, вечным и преходящим.

Тот, кто пойдет путем Торы, не только ничего не проиграет в этом мире, но и выиграет, как сказано: «…счастлив ты и благо тебе» (Тэилим 128:2). Объясняют мудрецы: «Счастлив ты — в этом мире, и хорошо тебе — в мире будущем».

Последняя идея замечательно иллюстрируется старой хасидской историей. Хасид, пришедший к Ребе, удивился, увидев роскошь и блеск его дома, и спросил: «Что же останется Ребе для будущего мира, если в этом мире вам так хорошо?» (Мудрецы говорят, что иногда Всевышний «платит» грешникам за добрые дела, которые они совершили, благополучием в этом мире, чтобы не воздавать им добром в мире будущем). Ответил Ребе: «Если даже мир, для устройства в котором я не прилагал особых усилий, Б-г дал мне, то мир, ради которого стараюсь изо всех сил, тем более будет мне дан!»

Закончим словами известной песни: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом» (при этом имею в виду и этот, и будущий).

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Роща Шитим (акаций) в Эйн Геди

Неизвестный автор

Дерево Шитим, в современном переводе Акация. Именно это дерево использовалось при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, стола с хлебами Предложения. Мидраш говорит, что название Шитим не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).

Зачем Б-г создал горы?

Рав Реувен Куклин

Не могу ответить одному человеку на этот вопрос...

Почему было именно 10 египетских казней?

Рав Берл Набутовский


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше