Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?

Темы: Красота, Природа, Наслаждения, Духовность, Рав Яков Гельфман, Коэлет, Материальность

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый Раввин. Очень просим Вас ответить на наш с мужем вопрос: в иудаизме четко выражена доминанта духовного пути развития еврея над материальным. В идеале — изучать Тору нужно ежедневно. Мы мечтаем достичь такого уровня в будущем, с Божьей помощью, или чтобы хотя бы наши дети удостоились. Чем выше уровень изучения Торы, тем менее интересны вопросы материального толка. Но пока, извините, вопрос все-таки назрел: Ашем создал красоты Мироздания, но большинство из них не кошерные? Далекие острова, снежные вершины и березовые океаны, которые мы никогда не увидим. Почему для человека, соблюдающего и изучающего Тору, почти нереально в этом Мире или, может быть, даже не нужно все это видеть и благодарить Ашема за то, что видишь? Любоваться красотой Мироздания, созданного Всевышним, сначала некошерно, а потом и не хочется вовсе, по мере продвижения? А зачем все эти острова, например? Что — все только для прожигателей жизни? На благо туристов? А как же мы?

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

В первую очередь хочу отметить, насколько значим Ваш вопрос. Меня самого в начале пути в Торе привлекло то, что нет в ней «незаконных» вопросов, и порой вопросы, задаваемые мудрецами, даже более революционны, чем те, что возникают у нас. И надо отдать честь этой трибуне, где можно спросить то, что волнует многих, не преодолевая барьер стыда.

Поделюсь некоторыми размышлениями, которые у меня возникли на эту тему.

Сказано в книге Коэлет (1:8): «Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать, — не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат». То есть, действительно, мир создан таким образом, что невозможно одному человеку (как религиозному, так и нерелигиозному) охватить все и всем насладиться. Вы спрашиваете: в чем же смысл этого?

Во-первых, в этом проявляется доброта Творца, который, как заботливый отец, хочет дать ребенку все самое лучшее, даже если тот не может принять все это изобилие. И об этом сказано в Иерусалимском Талмуде: если человеку попался новый плод и он его не попробовал, это грех (неблагодарности), ведь Творцу, если можно так выразиться, «обидно»: Он хотел человека осчастливить, а тот отвернулся. Вместе с тем, не нужно забывать, что эта жизнь с ее радостями — только средство для достижения более высокой цели, и не стоит превращать средство в цель. То есть следует стараться брать от жизни то, что нам необходимо, так, чтобы это помогало мобилизовать ресурсы тела и духа для достижения настоящей цели, а именно приближения к Творцу. Если человек будет себя сильно ограничивать, это его стеснит и приведет в плохое расположение духа, что не будет способствовать духовному росту. Но если гнаться за удовольствиями, не останется времени на главное и можно совершить нарушение.

Как знать, что действительно правильно и полезно, а что лишнее и вредное? Это индивидуально, но важно понимать, что настоящее духовное продвижение происходит постепенно, естественно, когда осознание истины и правильные привычки приводят к душевному удовлетворению и покою. Одновременно с этим формируется более утонченный взгляд на требования плоти (как Вы и сказали в своем вопросе), когда каждое материальное явление все больше используется для углубления понимания мудрости Творца и чувства благодарности и восхищения. Поэтому нужно соблюдать очень важное правило, которое замечательно сформулировал Виленский Гаон. Сказано в книге Мишлей: «Глупость человека извращает путь его, а на Б-га негодует сердце его» (9:3). Виленский Гаон объясняет: человек пытается прыгнуть (в духовном смысле) выше своих возможностей, поэтому не преуспевает и его одолевает разочарование и уныние. И он живет с мыслью: «Почему Творец мне не помогает, ведь я так стараюсь?» вместо того, чтобы двигаться шаг за шагом, по мере внутреннего приближения к идеалам Торы. И сказано (Мишлей 12:10): «Праведный знает (т.е. удовлетворяет) нужду скотины своей (т.е. природы своей)». Это значит, что человек не должен насиловать свою природу, чтобы неудовлетворенные желания не одолели его и не привели к отходу от пути Торы. И об этом сказано, что тот, кто постится, совершает грех, т.к. не дает организму необходимого.

Во-вторых, разнообразие, богатство мира призвано открыть для нас в какой-то мере величие Творца, Который создал такой огромный мир, что, даже если мы сумеем увидеть максимум возможного для нас, это останется только песчинкой по сравнению с необъятной Вселенной. И об этом сказано (Йешаяу 40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: Кто сотворил их?» Человек, впечатленный чудесами природы, может вдруг задуматься: если так велик материальный мир, то насколько же велик духовный, который намного ближе к Творцу, его создавшему. И это побудит его к поискам глубин своей души, как сказано: «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его» (Мишлей 20:5).

На основании сказанного мы можем прийти к выводу: нет чего-то некашерного в островах и горах, в определенных случаях созерцание их может быть даже полезно для хорошего расположения духа и развития глубины восприятия мира. При этом невозможно, да и нет смысла в том, чтобы повидать все на свете, часто достаточно только услышать об этом, а услышанное само уже достигнет цели.

А как же быть с ощущением, что всё — некашерно? Во-первых, такое ощущение — старая уловка йецер а-ра («дурного стремления», «стремления ко злу»). Змей сказал родоначальнице рода человеческого: «Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?» (Берешит 3:1; хотя запрещено было есть плод только от одного дерева). Это цель «змея»: представить исполнение заповедей чем-то невыносимым в глазах человека, скучным и непривлекательным. Но царь Давид говорит: «Вкусите и увидите, что добр Б-г. Счастлив человек, полагающийся на него» (Тэилим 24, 9) Настоящее счастье можно обрести, только следуя наставлениям Торы, работая над собой и наполняя жизнь смыслом. На самом деле все, что нужно человеку, ему разрешено и даже поощряется (см. выше). Если же что-то запрещено, значит, это только во вред нам, и мы доверяем Создателю мира и не стремимся к запрещенному. Заметьте, что и в материальном мире мы наблюдаем это явление: людям хочется того, что им вредит. (Ведь и наркоман может спросить: если так вредны наркотики, зачем же они существуют?) Это объясняется особой задачей, поставленной перед людьми: жить правильно по собственной воле, а не только под влиянием инстинктов. Для этого и даны некашерные удовольствия: дать человеку выбор между добром и злом, вечным и преходящим.

Тот, кто пойдет путем Торы, не только ничего не проиграет в этом мире, но и выиграет, как сказано: «…счастлив ты и благо тебе» (Тэилим 128:2). Объясняют мудрецы: «Счастлив ты — в этом мире, и хорошо тебе — в мире будущем».

Последняя идея замечательно иллюстрируется старой хасидской историей. Хасид, пришедший к Ребе, удивился, увидев роскошь и блеск его дома, и спросил: «Что же останется Ребе для будущего мира, если в этом мире вам так хорошо?» (Мудрецы говорят, что иногда Всевышний «платит» грешникам за добрые дела, которые они совершили, благополучием в этом мире, чтобы не воздавать им добром в мире будущем). Ответил Ребе: «Если даже мир, для устройства в котором я не прилагал особых усилий, Б-г дал мне, то мир, ради которого стараюсь изо всех сил, тем более будет мне дан!»

Закончим словами известной песни: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом» (при этом имею в виду и этот, и будущий).

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Роща Шитим (акаций) в Эйн Геди

Неизвестный автор

Дерево Шитим, в современном переводе Акация. Именно это дерево использовалось при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, стола с хлебами Предложения. Мидраш говорит, что название Шитим не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).

Зачем Б-г создал горы?

Рав Реувен Куклин

Не могу ответить одному человеку на этот вопрос...

Почему было именно 10 египетских казней?

Рав Берл Набутовский


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше