Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Иудаизм и природа

Оглавление

Природа и ее законы в иудаизме [↑]

Само понятие Природы и отношения к ней можно разделить на 2 вопроса. Первый — это определение самого понятия: что такое природа в понимании иудаизма? Каково место законов природы в иерархии «Творец-Мироздание»: определяют ли они ход истории, или, все-таки, все отдано в руки Творца?

Второй же вопрос касается природы как окружающей среды и больше связан с нашим отношением к ней.

Итак, попробуем ответить на первый вопрос: мы видим, что во Вселенной есть определенные законы и правила, которые не могут быть нарушены (в рамках нашего, материального мира, по крайней мере). Наука раскрыла нам определенные причинно-следственные связи, которые влияют на то, как выглядят живые существа, и даже на то, как они себя ведут.

Как же, все-таки, соотносятся эти законы с понятием Чудес и Б-жественной воли, которая управляет миром?

Безусловно, поскольку эта тема является важной в еврейском мировоззрении, она разбиралась нашими мудрецами задолго до нас.

Рамбам (Законы основ Торы 1:1) определяет Б-га как: «Существующий (имеется в виду, что Его существование не зависит ни от чего другого), Первичный (по отношению ко всему Творению), Создатель всего творения, Который постоянно созидает всё творение (имеется в виду, что всё творение не имеет независимого существования, оно продолжает существовать только благодаря воле Творца, постоянно осуществляющего его), нет ничего во всём мире, что существовало бы независимо от Него».

Далее Рамбам сообщает, что мы ещё должны знать о Творце: Он един и не «подразделяется» ни на какие части, с Ним не происходит того, что происходит с нами, например, Ему неведомы сон и голод, любовь и ненависть и т.п.

Как упоминалось выше, всё, что происходит в мире каждое мгновение — происходит по воле Б-га. Однако для того, чтобы оставить нам свободу выбора, Б-г обычно поступает в соответствии с определёнными законами, то, что мы называем «законы природы».

Человек, который задумается над этим, поймёт, что эти законы — постоянное проявление воли Б-га, однако, есть свобода выбора думать, что все эти законы существуют независимо от воли Б-га.

Поскольку все законы природы не существуют независимо, в случае необходимости, Б-г «нарушает законы природы». Это то, что происходило, например, с раби Ханиной бен-Доса (см. Таанит 25а).

Более того, чтобы доказать всему человечеству, что всё, что происходит в мире — по воле Б-га, Б-г иногда совершает вещи, «отклоняющиеся» от законов природы. Эти вещи мы называем «Чудеса». На иврите «чудеса» — это «отот», буквально переводится как «знаки». Т.е., все чудеса — это знак того, что нет законов природы, которые существовали бы независимо от постоянного проявления воли Б-га. Такие чудеса происходили при выходе евреев из Египта.

Все эти истины мы знаем от наших праотцев, от пророков, их постигли все евреи при получении Торы, и с тех пор они передаются из поколения в поколение во всём еврейском народе. И так об этом пишет Рамхаль (раби Моше-Хаим Луцатто) в известной книге «Дерех Ашем» — «Путь Б-га» (1 часть, глава 1).

Тора о бережном отношении к природе [↑]

Теперь перейдем ко второму вопросу: природа как окружающий человека животный и растительный мир. Здесь, в первую очередь, хочется поговорить об отношении человека к природе согласно иудаизму.

В Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру — как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам.

Приведем некоторые высказывания мудрецов о важности бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Мудрецы говорят (трактат Бава Мециа 32 а), что мучить животных, если в этом нет необходимости, запрещено Торой.

Также запрещено уничтожать любой предмет, даже неодушевлённый, от которого есть польза людям (этот запрет выводится из стиха Дварим 20, 19).

В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено выражать пренебрежение к еде. Раши в другом месте (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, вытекающие из этого закона. В том числе — запрет оставлять пищу на земле, если существует опасение, что прохожие её раздавят (Подробнее об обязанности бережного отношения к пище читайте «Если видишь хлеб на земле, надо поднять?»)

В трактате Брахот (62 б) сказано: тот, кто небрежно обращается с одеждой, в конце концов, не сможет получать от неё радость.

В недельной главе Итро (Шмот 20, 23) сказано: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем». Раши в комментарии на этот стих пишет: «У камней нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку они нужны, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением. (А) твой ближний, (сотворенный) по подобию твоего Творца, оскорбляется из-за пренебрежительного к нему отношения. Тем более (ты не вправе относиться к нему с пренебрежением)!»

Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они — проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари — мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они — весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним — неуважение к Творцу».

Как-то рав Арье Левин рассказал: когда он был молод, однажды вышел с равом Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать жизнь?». И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.

Выводить материалы