Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем дождь-гешем отличается от дождя-матара?

Темы: Молитва Амида, Дождь, Сотворение мира, Достаток, Природа, Значение слов в Торе, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Спасибо за Ваш ответ про дождь в качестве метафоры. Меня интересует само слово дождь. Оно встречается в Торе как «матар» (Берешит 2:5), и как «гешем» (там 7:12), в чем разница между этими понятиями. И еще, почему в молитве Шмоне-Эсре во втором благословении упоминается «гешем», а в девятом «матар». Большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

Давайте обратимся к этимологии этих слов. Комментаторы поясняют, что «гешем» происходит от понятия «гашмиют» материальность, телесность, как сказано в книге Даниэля (7:11) «гишма» — её тело, в то время как «гишме» (там же 4:30 5:21) в значении дождь. А слово «матар» связано с понятием «матара» (Йов 16:12, Эйха 3:12 и др.) — мишень, цель. Отсюда ещё одно название дождя — «йоре» (Дварим 11:14, Ирмияу 5:24) буквально «стреляющий» как стрела (Рабейну Бхае на Дварим 11:17, Рамбан на Шмот 16:4 и др.).

Исходя из этого, можно сказать, что «гешем» подчеркивает важность дождя (воды), как основу и живительную жилу для существования всего живого — телесного (известно, что наше тело состоит на более чем 70% из воды), а также весь материальный достаток, как то плодородие, урожай и т.п. зависит от дождей. Еще можно объяснить и по-другому — дождь это не что иное, как процесс превращения воды из состояния паров — бестелесного, в состояние жидкости — осязаемого вещества.

А название «матар» в свою очередь отражает тот факт, что дожди снисходят с неба целенаправленно, как стрелы, пущенные в мишень. Другими словами, «матар» подчёркивает провидение Всевышнего, проявляющееся посредством дождей (р. Бхае там, Мальбим на Ваикра 26:3). Об этом сказано в Талмуде (Таанит 2-а): «Ключи дождей не переданы посреднику». В отличие от других природных явлений, которые опосредованы определёнными духовными силами и воспринимаются нами как постоянные физические законы (как бы автономные от Создателя), дожди не поддаются чёткому прогнозу и заранее просчитанной схеме, а идут по непосредственному «указу» Высшего Управления.

По этой же причине «леамтир», дословно «проливать» дождь, встречается не только по отношению к дождю, но и к другим видам «осадков». «И излил (имтир) Б-г на Сдом серу и огонь с небес» (Берейшит 19:24, см. ещё Теилим 11 6), «и излил Б-г град на Египет» (Шмот 9:23), «и излил на них манну… и излил как песок пропитание и птиц крылатых» (Теилим 78), и многие др. Их общий знаменатель — целенаправленные «посылки» Свыше, точно к адресату, для воздаяния награды или наказания. В то время как понятие «гешем» не производит глагола, встречающегося по отношению к другим вещам.

Еще добавляет р.Бхае, что зачастую «гешем» и «матар» относятся к двум разным видам дождей. О них говорится в мидраше Пиркей де-Раби Элиэзер (гл. 5, см. так же Таанит 9а). Во второй день творения Всевышний создал небесный свод (атмосферу), который разделил воды на верхние и нижние. Нижние воды — наполняющие моря и океаны, являются источником большинства осадков (с детства известный нам круговорот воды в природе). Об этом явлении сказано в Торе (Берешит 2:6) «пары возносятся от земли и орошают поверхность почвы». Источник этих дождей материальная вода, поэтому они называются «гешем» от «гашми» — материя. Но помимо этого есть и дожди от верхних вод, как сказано «от дождя небес (ли-мтар а-шамаим) будешь пить воду» (Дварим 11:11). Мидраш подчёркивает, что эти дожди плодотворны гораздо больше, чем дожди нижние, но чтобы удостоится их, необходимы особые заслуги.

Рав Замир Коэн приводит исследования ученых, приоткрывающие смысл слов мудрецов о дождях от верхних вод (см. его книгу «Маапах» — Переворот). Оказывается, колоссальное количество питьевой воды проникает в атмосферу из космоса, посредством ледяных метеоров. Они плавятся от сопротивления с воздухом и превращаются в дождевые облака. Постоянный метеоритный дождь «орошает» Землю десятками тысяч метеоров в день, общей массой в сотни тысяч тон (около 30.000 в день, т.е. примерно по метеору каждые 3 секунды)! Но далеко не всегда эти дожди проливаются на сельскохозяйственные участки. Как было сказано, это обусловлено нашими добрыми деяниями.

Исходя их этого, проясниться также формула молитвы Шмоне-Эсре. Во втором благословении, суть которого - прославление Всевышнего за проявления Его могущества (одним из которых являются дожди), мы говорим о дожде в аспекте «гешем». Во-первых, потому что это более частое явление чем «матар», а во-вторых, чтобы подчеркнуть (а главное внедрить в свои сердца), насколько существование всего живого и нас самих зависит от Небесной милости, ведь всё материальное - «гашми» - питается от дождя - «гешем». А девятое благословение посвящено просьбе о дождях, и в нем мы молим о дожде именно в аспекте «матар». О дожде, посылаемом Всевышним специально и индивидуально для каждого из нас. А также о дожде от верхних вод, сила которого оплодотворить землю намного больше дождя обычного.

С уважением Натан Агрес.

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре