Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Путешествия

Путешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Отправляясь в путь ради заработка, в поисках невесты, по работе, для отдыха или чтобы совершить восхождение в Иерусалим, еврей должен заранее подготовиться к предстоящему путешествию и сделать все возможное, чтобы эта дорога приближала его к Вс-вышнему.

Оглавление

Путешествия и испытания [↑]

Еврейский народ за свою историю так часто менял «страну проживания», что «чувство дороги» вошло в плоть и кровь его национального характера. Но можно ли это назвать тягой к путешествиям? Евреи, соблюдающие заповеди Торы, наверное, больше других любят спокойно сидеть на месте, учить Тору, воспитывать детей и заниматься прочими делами, входящими в список традиционных еврейских занятий. Не дай нам Б-г оказаться в ситуации, когда надо искать за морями тихого убежища или отправляться на поиск средств к существованию.

Путешествия, странствия, скитания, испытания — неразлучные спутники всего нашего народа в целом и каждого еврея в отдельности. Порой — общие для всех, порой — индивидуальные.

Отправляя Авраама в путь, Вс-вышний дает ему напутствие: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И станешь благословением» (Берешит12:2). Дальняя дорога способна нанести существенный вред здоровью человека. Тяготы дальних странствий могут, например, нарушить нормальное функционирование детородных органов. Кроме того, путешествия, как очевидно, сопряжены с материальными расходами. При том, что возможности заработать в пути — ограничены. Понятно также, что в случаях, когда человек покидает родные места, — страдает его доброе имя: ведь в чужих краях его никто не знает. Но Вс-вышний обещал Аврааму, что он преодолеет все эти тяготы и что от него произойдет великий народ.

И потом, когда уже весь народ пустился в путь из Египта в Землю Израиля, — Тора предваряет перечисление многочисленных переходов такими словами: «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, 33:1).

Объясняет Раши, что все эти переходы перечислены для того, чтобы возвестить о Милосердии Творца мира: сорок два перехода, и каждый был предписан Свыше и имел свою уникальную цель. И каждый переход Вс-вышний совершал вместе с нами.

Мысль о том, что в самых тяжелых испытаниях Творец не покидает нас, и все испытания ниспосланы Им, и все, что ниспослано Им — нам на благо, помогала простым евреям выжить и сохранить присутствие духа, помогла в часы бедствий и суровых испытаний — выстоять с честью и победить.

А зачем указано в этом пасуке, что евреи совершали все эти переходы под руководством Моше и Аарона? Разве мы и без того не знаем, кто в то время стоял во главе еврейского народа? Странствия, поездки, путешествия имеют восхитительное значение — если ими руководят надежные и ответственные люди. Если Моше и Аарон сопровождают их, если все проходит под их контролем. И в наше время — когда путешествие возглавляет ответственный человек, обладающий соответствующими знаниями — есть надежда, что поход будет проходить «по слову Вс-вышнего» (Бамидбар, 33:2).

Еврейские путешественники [↑]

Изначально развитие регулярных путешествий во всем мире было связано с торговлей. Морские путешествия израильтян начались, когда царь Шломо, при содействии царя Тира Хирама, построил торговый флот в Эцион-Гевере на Красном море.

В Талмуде имеется немало сведений о евреях-путешественниках. Законоучители нередко получали от них сведения о заморских странах, особенно в области естествознания (Шабат 20б, 90а).

Евреи Вавилонии и Эрец-Исраэль активно участвовали в торговых экспедициях на Великом шелковом пути, соединявшем Запад с Китаем и Индией.

Но были и путешествия, предпринимающиеся с иными целями. Например, в IX веке еврейский путешественник Яаков Ибн Тарик ездил, как сообщается, из Багдада на Цейлон для приобретения рукописей по астрономии. С той же целью в X веке (по поручению арабского или тюркского правителя) ездил в Индию Яаков Авен (Ибн) Шеара.

Ибрахим ибн Якуб из Тортосы (Испания) в X веке ездил по Франции, немецким и западнославянским землям и оставил ценные записи, в том числе о еврейских общинах, о славянах, древней Руси и хазарах. Непосредственно с хазарами познакомилась делегация, посланная раби Хасдаем Ибн Шапрутом.

Во 2-й половине XII века действовали два знаменитых еврейских путешественника — Биньямин из Туделы и раби Птахия из Регенсбурга.

Путевые записи, сделанные Биньямином во время его многолетнего путешествия легли в основу его Сефер а-масаот — «Книги путешествий». Эта книга является одним из важнейших источников как по истории евреев Средиземноморья и Ближнего Востока первых веков второго тысячелетия н. э., так и по общей истории и исторической географии всего этого района.

Другой путешественник — раби Птахия из Регенсбурга — посетил Польшу, Киевскую Русь, страну половцев, Крым, Хазарию, Грузию, Армению, Курдистан, Вавилонию, Сирию и Эрец-Исраэль. Во время своих странствований раби Птахия записывал свои впечатления, однако книга о его путешествии была написана не им самим, а теми, кто слышал от него его рассказы.

Первым серьезным исследователем Израиля был прославленный разносторонний ученый, выходец из семьи уважаемых французских раввинов, рав Ицхак бен Моше а-Пархи Эстори. После изгнания евреев из Франции в 1306 году, он переехал в Эрец Исраэль и в стремлении написать книгу о заповедях, связанных со Страной Израиля, начал объезжать всю страну, определяя точное положение еврейских святынь, городов и их границ, как и общие пределы Святой земли. Он суммировал результаты своих трудов в книге «Сефер Кафтор ва-Ферах». Эта книга доступна для чтения и сейчас, и, помимо алахи, содержит ценную информацию не только по топографии, но и по истории, нумизматике, ботанике, этнографии и быту евреев и окружавших их народов в Средние века.

Паломничество [↑]

Начиная с завоевания Земли Израиля и до наших дней паломничество остается тем путешествием, которое предписано совершать всем евреям три раза в год, с тем чтобы проводить праздники Песах, Шавуот и Суккот в Иерусалиме. Сначала паломники совершали восхождение к временному Храму — Скинии Завета. Так, Элкана (отец пророка Шмуэля) восходил в Шило, по-видимому, раз в год ми-ямим ямима, «чтобы поклониться и принести жертву Господу» (IШмуэль 1:3).

Во времена Первого и особенно — Второго Храма, когда вся духовная жизнь народа была сосредоточена в Иерусалиме, паломничество стало считаться не только личным, но и общественным делом, и поэтому общество и власти города помогали паломникам, которые обычно собирались в Эрец-Исраэль и в диаспоре большими группами — караванами. Паломничество совершали целыми семьями, включая женщин и детей.

Как правило, паломничество совершалось по одним и тем же дорогам, и Санхедрин заботился о том, чтобы они содержались в порядке, о безопасности, об источниках воды; у обочины были деревья для защиты паломников от солнца. Санхедрину сообщали о выходе караванов, а также было известно, за какое время паломники пройдут традиционный маршрут. Например, путь из Галилеи в Иерусалим через Самарию занимал три дня.

При приближении караванов жители Иерусалима выходили их встречать. Встреча была торжественной, в ней участвовали руководители городской общины и служители Храма. Прежде всего прибывшие направлялись к Храму и только потом заботились о ночлеге, в этом им помогал Санхедрин.

Жителям Иерусалима не разрешалось брать с паломников плату за ночлег, поскольку считалось, что дома в Иерусалиме не были абсолютной собственностью жителей города.

Паломничества в Иерусалим продолжались и после разрушения Второго храма, однако прежняя радость сменилась скорбью и надеждой на его восстановление.

Завоевание Эрец-Исраэль арабами в середине VII века и особенно отвоевание ее у крестоносцев Салах ад-Дином (в 1187-м году), когда евреям было разрешено посещать Иерусалим и другие святые для них места страны, привели к новому расцвету еврейского паломничества.

Паломники шли из Сирии, Ирака (Вавилонии), Ирана, Египта, Южной Италии, Испании и других стран.

К могилам праведников [↑]

Испокон веков у евреев было принято посещать могилы праведников и молиться Творцу, чтобы Он отвел беды и исполнил желания в заслугу похороненных там. Сначала это были Пещера Праотцов и могила Рахели. Начиная с XV века получило широкое распространение паломничество к гробнице пророка Шмуэля рядом с Иерусалимом. Также стало принято приезжать к могиле Ари в Цфат, к могиле раби Шимона бар Йохая — на гору Мерон, к могиле Шимона-Ацадика — в Иерусалим, к могиле раби Меира — в Тверию.

Обычай молиться на могилах праведников неоднократно упоминается в Талмуде, мидрашах, а также в каббалистических источниках.

Известно также, что особую силу имеет молитва на могиле праведника в устах человека, который усердно изучает труды покойного, «его Тору». Благодаря этому между ними возникает особая духовная связь, потому молитва принимается легче. Именно поэтому есть обычай вспоминать слова Торы, сказанные праведником, когда мы приходим на его могилу.

Посещение могил праведников — это не просто экскурсия, а своего рода духовная работа. Поэтому если мы чувствуем необходимость посетить могилы праведников и излить там душу перед Вс-вышним, стоит заранее продумать, как правильно организовать свою поездку, чтобы она помогла дальнейшему духовному росту.

Куда можно поехать попутешествовать? [↑]

В новейшее время путешествия стали доступны всем, и совершаются они не только для научных, практических или духовных целей. Они изменили свой характер и приобрели форму туризма или спорта.

Когда-то дальние путешествия были связаны для религиозного еврея с большими лишениями и не доставляли ему никакого удовольствия. Плохие дороги, трудности, связанные с соблюдением шабата и кашрута, трудности ухода за детьми, — все это отбивало у многих евреев охоту к перемене мест. В наше время технические достижения и удобства помогли избавиться от большинства этих проблем.

Изобилие материальных благ и свободного времени, а также развитая система авиасообщений превратили путешествия в большой бизнес, внушив человеку мысль, кто «каждый, кто хоть чего-нибудь стоит, должен объездить весь мир». Экзотика далеких стран притягивает к себе евреев, и они забывают о своей исконной связи с Эрец Исраэль. Святая Земля становится для них всего лишь туристическим объектом, одним из сотен живописных мест, которые стоит посетить, чтобы сделать несколько фотографий на память. Но для тех, кто видит глубже, ни одна страна в мире не может сравниться со Святой Землей.

Говорит Вавилонский Талмуд: «Каждому, кто прошел четыре локтя по Земле Израиля, обещан Грядущий мир» (Ктубот 111а). Путешествуя по Земле Израиля, мы не только узнаем историю своего народа, напитываемся святостью и получаем духовный заряд, но и выполняем завет мудрецов.

Религиозные евреи, живущие в Земле Израиля, стараются по возможности не покидать пределов Святой Земли, если только поездка не необходима для заработка, поддержки и распространения Торы или для создания еврейской семьи.

Готовимся к путешествию [↑]

Конечно, готовясь к любому путешествию, каждый думает о том, что взять с собой, какие места посетить, как распланировать свое время. Евреям необходимо подготовиться к поездке, приняв во внимание дополнительные факторы: кашрут, шабат, миньян, йихуд и так далее.

Планируя экскурсии, необходимо помнить, что евреям запрещено заходить в церкви и другие места чужих культов — независимо от того, идет там в тот момент служба или нет.
Нет запрета на посещение полуразрушенных капищ (например, древних язычников) исчезнувших религий. Но покупать сувениры с изображением атрибутики древних религий все равно не следует. А сувениры с атрибутикой существующих религий покупать запрещено.

Выбирая даты переездов, необходимо учесть, что отправляясь в путь в пятницу, надо устроить так, чтобы оказаться в гостинице задолго до темноты — и не допустить осквернения субботы. В Кицур Шульхан Арухе написано буквально так: «И поэтому пусть будет человек настороже, и пусть не слушает злого побуждения, соблазняющего: “Еще рано, и дорога хорошая — успеем!”».

По поводу субботы, проводимой на корабле — можно почитать ответ рава на сайте. Что касается более распространенной ситуации — суббота в гостинице, — необходимо выбрать такую, где существует альтернатива электронному ключу и автоматическому включению света и кондиционера. Как поступать еврею в субботу в квартире или комнате, оборудованной системой «умный дом», можно почитать у нас на сайте (ответ рава Якова Шуба на вопрос «Можно ли находиться в такой гостинице в субботу?»)

Мужчинам желательно позаботиться о том, чтобы недалеко от места проживания была синагога, где можно помолиться в миньяне. Если речь идет о субботе — то также следует выяснить, есть ли возможность принять участие в совместных общинных трапезах (и если нужно, оплатить участие в них заранее). Если религиозных евреев поблизости не окажется, придется проводить трапезы самостоятельно, с привезенными с собой халами (или мацой), кошерным виноградным соком или вином для кидуша и авдалы, свечами для субботы и для авдалы. Если забыли привезти для авдалы благовония, можно поискать в окрестностях розмарин, лаванду или другие хорошо пахнущие растения, от которых можно сорвать веточку, не заплатив за это штраф.

Если человек собирается ехать за границу на непродолжительное время и не знает, какая там ситуация с кашрутом, он должен что-нибудь из еды взять с собой. Запрещено путешествовать, не выяснив обстановку досконально и полагаясь на то, что всегда можно что-нибудь купить на месте. Ведь таким образом человек ставит себя в ситуацию испытания, когда он будет вынужден «облегчать» закон или, не дай Б-г, нарушать его. В ответе рава «Как есть кашерно за границей?» даются практические советы по соблюдению кашрута в путешествиях, а в другом ответе разъясняется, можно ли есть кошерную пищу, которую подают в самолете.

Перед дорогой и после возвращения [↑]

Отправляясь в путь, мы читаем дорожную молитву:

«Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г и Б-г наших отцов, вести нас мирным путем, направить наши шаги мирной стезей, проложить нам благополучную дорогу и привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и мира (и, если собираемся в тот же день вернуться назад, добавляем: и возвратить нас с миром), и избавить нас от рук всех недругов и от подстерегающих нас в засаде, от диких зверей и от рук разбойников, которые могут нам встретиться на пути, и от всех напастей, происходящих в мире. Пошли благословение на все дела наших рук и дай нам обрести милость, благоволение и милосердие в Твоих глазах и в глазах каждого, кто нас видит. И услышь голос нашей мольбы, ибо Ты — Б-г, внемлющий молитвам и мольбам. Благословен Ты, Ашем, слушающий молитву.»

По мере необходимости, читая ее, можно произнести внутри текста и личную просьбу, например «вэ-тацилейну ми-тэунот драхим» (и убереги нас от дорожных аварий) или «вэ-тацилейну ми-мэхаблим» (и убереги нас от террористов) (Алихот Шломо 21:1, Ишей Исраэль 7, прим. 4).

Если известно, что по какой-то причине будет сложно произнести «Дорожную молитву» в пути, разрешено прочесть ее внутри городской черты или даже дома, еще перед поездкой.

Если путь занимает несколько дней, то «Дорожную молитву» следует произносить каждый день заново.

Можно послушать, как «Дорожную молитву» читает другой человек, и ответить «Амен», это «засчитывается», как будто мы произносим молитву сами. Однако это «не работает», если другой человек читает молитву в микрофон.

Кроме молитв, есть также различные сгулот или духовные средства для безопасности и удачи в пути. Наиболее распространённое из них — дать цдаку перед выездом (Кицур Шульхан Арух 68:7) или же попросить благословения праведника (Мишна Брура 110:28).

Есть еще и такая сгула: попросить кого-нибудь из знакомых или родственников передать небольшую сумму денег с поручением отдать их на цдаку в месте назначения. Также можно быть посредником в передаче какого-то закона, алахи: от знакомого в точке отправления — кому-то в точке прибытия. Тогда путешествующий будет считаться шалиах мицва — «посланным для выполнения заповеди», а о таких людях сказано в Талмуде, что с ними в пути не случится ничего дурного.

Мудрецы установили, что человек, который был в опасности и спасся, должен произнести особое благословение (Биркат а-Гомель):

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром». Т.е., человек должен ощущать: Вс-вышний помиловал его — спас от опасности, хотя он и не был достоин спасения (мы подчёркиваем это, говоря: «Творящий добро даже грешным»).

В Талмуде (Брахот 54 б) сказано: в четырёх случаях обязан человек произнести это благословение, и один из них — это когда кто-то ехал или шёл по пустыне и невредимым пришёл в населённый пункт. В наше время многие произносят Биркат а-Гомель, также совершив благополучный перелет на самолете.

Это благословение следует произносить в присутствии десяти евреев мужского пола (тот, кто благословляет, может входить в их число). Желательно, чтобы двое из этих евреев были талмидэй хахамим (знатоками Торы). Сказано в Мишне Бруре (219, 8): если нет возможности произнести Биркат а-Гомель в присутствии десяти евреев, человек может произнести это благословение в одиночестве.

Биркат а-Гомель можно произнести всегда, но предпочтительно — в течение тридцати дней после спасения.

О чем помнить в дороге [↑]

Шулхан Арух предписывает: «В дороге пусть человек занимается Торой, как сказано: “…и находясь в дороге”. И пусть каждый день произносит какие-нибудь главы из Теиллим, со вниманием и со смирением. И пусть постарается взять с собой хлеб, даже если он идет недалеко. И также следует ему взять с собой цицит, чтобы не случилось так, что какая-нибудь из кистей его цицит станет некошерной, а он не сможет найти другую и не выполнит заповедь».

Также в Кицур Шульхан Арух, в главе, посвященной дороге, подробно указываются законы о том, чем и как питаться в дороге, как и когда молиться, где и как ночевать.

Также во время путешествия могут возникать проблемы йихуда: в купе поезда, в машине и так далее. Мужчине и женщине разрешено ехать на машине там, где бывают прохожие, если окна машины прозрачны, не закрыты занавесками и через них можно видеть происходящее внутри.

Это разрешение действует только в месте, где наблюдается движение машин или пешеходов. Оно зависит от расположения дороги (главная или второстепенная дорога, внутригородская или междугородняя) и времени поездки (как правило, днем на дороге больше прохожих, чем ночью).

Если мужчине и женщине запрещено ехать на машине одним, они должны взять с собой «охранника», избавляющего от нарушения запрета йихуда. Ночью или в далеком путешествии вне города необходимы два охранника.

Очень важно помнить еще об одной заповеди, особенно актуальной в путешествиях: на человека возложено оберегать себя и не заходить в места, где его подстерегает опасность. Одним из примеров, на который следует обратить внимание, является осторожность на дорогах.

Тот, кто оставляет в своем городе отца, мать или других родных, которые беспокоятся за него, должен немедленно по прибытии на место назначения оповестить их об этом, чтобы избавить от напрасной тревоги.

Возвращаясь с дороги, не следует входить в дом внезапно; нужно оповестить о своем возвращении заранее.

Сказано в Шульхан арухе: когда трое идут по дороге, то рав (или самый важный из них) должен идти посередине, следующий за ним (по важности) — справа от него и чуть сзади, а третий — слева.

Тот, кто идет по дороге со своим равом, должен идти слева от него (трактат Дерех эрец гл. 4). Идущий позади своего рава не имеет права покинуть его, не получив на то разрешения (там же).

Идущий вдвоем с другим человеком не может оставить его и продолжить путь в одиночку; он должен стараться быть полезным своему попутчику. Шульхан арух излагает эту мысль таким образом (Хошен мишпат 272, Сма п. 20): Если несколько человек пустились в путь вместе, каждый в своей повозке, и одному из них потребовалось починить что-то в его повозке или задержаться по другой причине, связанной с путешествием, то остальные обязаны ждать и не оставлять его одного. Отсюда можно видеть, что запрещается именно оставлять человека одного. Хошен мишпат приводит еще несколько правил для тех, кто находится в дороге. И хотя сегодня мы не путешествуем на лошадях и ослах, тем не менее мы можем уяснить себе из этих правил общий подход к возникающим в пути проблемам:

1. Два погонщика ослов движутся по дороге рядом. Когда они достигают узкого места, то первым проходит тот, кто едет на осле верхом, а за ним следует тот, кто гонит осла перед собой. Если один осел был с грузом, а второй — без, то первым проходит нагруженный осел. Если же все параметры одинаковы, то погонщики должны договориться и пропускать друг друга по очереди.

2. Если погонщики едут навстречу друг другу и встречаются в узком месте, правила те же: первым проезжает едущий верхом или груженый.

Эти правила выводятся из законов Торы, обязывающих помогать при разгрузке и загрузке упавшего животного: разгрузка имеет преимущество перед загрузкой. Из этого следует, что, находясь в пути, очень важно придерживаться закона Торы: «Возлюби ближнего, как самого себя», не проявлять агрессивности и не пытаться решать конфликты силой.

Выводить материалы