Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний дал Яакову имя Исраэль. Почему же новое имя так редко употребляется?

9 декабря 2016 года, темы: Пятикнижие, Яаков, Еврейские имена, Значение слов в Торе, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Во-первых, огромное спасибо, что есть такой сайт, которому можно абсолютно доверять. Моим самым любимым разделом является именно «Спросить раввина». Очень познавательно. Вы творите великую просветительскую работу. Такой вопрос. Господь, благословен Он, дал Якову другое имя — Исраэль. Почему же впоследствии в Торе практически постоянно употребляется имя Яков и очень редко — Исраэль, а в молитвах вообще постоянно говорится только — Яков? Читая Тору, мы видим, что даже Господь почти всегда говорит: Яков. Почему все время говорится: Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Якова (а не Б-г Исраэля)? Никто мне не дал до сих пор внятного разъяснения. Спасибо. Рувен

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый Рувен,

Спасибо за Ваши слова о деятельности сайта.

В Талмуде, трактат Брахот (12 б) сказано:

Тот, кто называет Авраhама Аврамом (по первому его имени), преступает запрет. И так же преступает запрет тот, кто называет Сару Сарай. Но употреблять имя Яаков можно, так как сама Тора так его называет и после дарования нового имени Исраэль.

Есть два основных объяснения этому (которые в принципе дополняют друг друга).

Первое (по Тора Тмима и Ор а-Хаим): когда человек получает новое имя, ему добавляют новую душу, именно добавляют, а не меняют, поэтому старое имя тоже сохраняется. Но у Авраама новое имя включает в себя старое, только добавлена еще одна буква, поэтому новое заменяет старое. А у Сары, хоть буквы и поменялись, корень имени тот же самый (а буква йуд, «вычтенная» из ее имени, вошла позже в имя Йеошуа, ученика Моше).

Иначе обстоит дело с Яаковом, которому было добавлено совсем другое имя. Поэтому старое также сохраняется, и первое имя — основное, а второе — дополнительное.

Второе объяснение: имя Исраэль станет основным после прихода Машиаха, это имя будущего, а имя Яаков отражает собой состояние еврейского народа на данный момент.

В чем смысл обоих имен? Согласно объяснению Раши (Берешит 35:10), имя Яаков означает «человек, который достигает цели окольным, не прямым путем». И это отразилось в жизни нашего праотца Яакова — и при покупке первородства, и при получении благословения Ицхака. Да и у Лавана Яакову пришлось прибегать к уловкам, чтобы получить законно причитающиеся ему деньги. Это объясняется тем, что душа в этом мире находится в заключении у тела, и поэтому, чтобы достичь каких-то духовных высот, нужно уметь «обмануть» материальные устремления. Рав Деслер говорит, что имя Яаков (в широком понимании) принадлежит праведнику, которому материальное все еще заслоняет духовное, но при этом он не отходит ни на йоту от истины. И это уровень, которого можно достичь в этом мире. Имя же Исраэль принадлежит праведнику, который уже преодолел все барьеры материального (как сказано в Берешит 32:29: «ты боролся… и победил»). У такого праведника тело с его запросами занимает свое почетное, но лишь второе место. А истина для него очевидна и ясна, «как то, что стол — это стол, а стул — это стул». Наш праотец Яаков достиг этого уровня и проложил для нас этот путь. И мы должны стремиться идти по нему, но окончательно осуществить этот идеал сможем только в будущем, как уже было сказано.

Видимо, в этом ответ на вопрос, почему в молитве мы упоминаем именно имя «Яаков». Стоя перед Престолом Творца, мы говорим, что евреи заслуживают Его милосердия и в этом, несовершенном мире, подобно тому, как Яаков был избран Им, еще не став Исраэлем.

Кли Якар проводит параллель между этими именами и событиями в истории еврейского народа. Во время исхода из Египта евреи не говорили прямо о том, что уходят, а просили о трехдневном «отпуске». Такое поведение соответствует имени Яаков. Так же, как душа не может прямо заявить о своих правах, находясь в цепях материального, евреи не должны были покидать Фараона, прямо заявляя о своих намерениях. Но при будущем, окончательном избавлении правда будет объявлена во всеуслышание, без обиняков, что соответствует имени Исраэль (от слова сар — «властитель»), да исполнится это в наши с вами дни!

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Что означает надпись בס"ד?

Рав Моше Сытин

Когда распространился обычай так начинать свои записи?

Какие основные причины египетского рабства?

Яков Гельфман

Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

"Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава". Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше