Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики

Почему водка не грела

08 декабря 2011, 06:33

Отложить Отложено

Рав Берел Зальцман

— Однажды зимой реб Шмуэль Мункес отправился к Алтер Ребе, рабби Шнеуру Залману из Любавичей, — так начал свой рассказ рабби Берел Зальцман, обращаясь к собравшимся в Лос-Анджелесе русским евреям.

Вот уже 11-й год подряд многие из них приезжают в День благодарения из разных городов Калифорнии на трехдневный семинар, посвященный изучению Торы. На этом семинаре мне и посчастливилось услышать слова Торы и исходящие из сердца мелодии русскоязычного раввина Fairlawn (Нью-Джерси) рава Берела Зальцмана.
— Реб Шмуэль вышел на дорогу, надеясь дойти до Ребе пешком, — продолжил рав Зальцман. — Однако погода ухудшилась, пошел снег, холод начал крепчать. От слабости реб Шмуэль уже с трудом передвигал ноги, как вдруг увидел нагоняющую его телегу. «Подвези меня, я замерз», — взмолился реб Шмуэль к хозяину телеги. «Телега загружена бочками, но попробуй найти себе место», — ответил тот.
Реб Шмуэль залез на телегу и продолжил путь, обняв ледяную бочку. Вскоре он почувствовал, что совсем замерзает, и, открыв бочку, обнаружил в ней водку. «Позвольте мне выпить немного водки, чтобы согреться», — попросил реб Шмуэль хозяина телеги. Тот согласился. Выпив немного водки, реб Шмуэль согрелся, почувствовал, как тепло разливается по телу.
Приехав на постоялый двор, он увидел сидящих за столом евреев. Рассказав им свою историю, реб Шмуэль спросил, какой они извлекут из нее урок. «Когда я ехал на телеге и дрожал от холода, думая, что замерзаю, то не знал, что я обложен бочками водки, которой хватило бы спасти от холода целую армию, — предложил реб Шмуэль свое объяснение. — Меня не грела водка, которая была вокруг меня, однако стоило мне взять немного водки внутрь себя, как я согрелся! То же верно и относительно изучения Торы. Недостаточно прочитать Тору, нужно взять внутрь ее смысл! Если мы впустим Тору в сердце, то начнем понимать суть происходящих событий. Тогда Тора согреет наши души, и мы увидим, как Всевышний помогает нам идти по ведущей к Нему дороге».
Итак, вопрос не в том, сколько Торы ты прочитал, а в том, чему ты от нее научился! — подытожил сказанное рав Зальцман, напомнив известные слова Рамбана.
«Всегда старательно изучай Тору, — этими словами заканчивает Рамбан письмо своему старшему сыну. — Когда поднимешься от изучения, то размышляй о том, что изу­чил, чтобы знать, что сможешь исполнить».
«Познай сегодня и донеси это знание до своего сердца!» — призывает нас Тора. «Самая большая дистанция во Вселенной — это расстояние от разума до сердца!» — утверждал рабби Менахем Мендель из Коцка. «Важно не только понимать Тору разумом, но и доносить ее уроки до самого сердца!» — учил рабби Исраэль Салантер.
Закон обязывает нас оказывать особое почтение мудрецу Торы, который является наполненным Б-жественной мудростью сосудом. Но что, если мудрец, например по старости, забывает все свои знания Торы? — спрашивал раби Ицхак Гутнер, глава иешивы «Хаим Берлин» в Бруклине. — Мы все равно должны оказывать ему уважение как мудрецу Торы! Даже если Тора стерлась из его памяти, она все равно оставила впечатление в его душе!
Изучение Торы влияет на характер человека, освещая, грея и возвышая его душу, пишет рав Гутнер, приводя следующие слова Торы: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан» (Берешит, 27:10). Мы и так знали, что Яаков жил в Беэр-Шеве, достаточно было написать: «Яаков пошел в Харан». Однако Тора использует, казалось бы, лишние слова о том, что Яаков вышел из Беэр-Шевы для того, чтобы научить нас, что «уход праведника оставляет впечатление», пишет Раши. Праведник является светом города и даже когда он уходит, то оставляет о себе впечатление, которое, подобно свету, продолжает влиять на души людей.

Теги: Тора, Мусар, хасидут