Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы просим Всевышнего об исполнении желаний. Но ведь Он Сам вложил эти желания! Зачем же просить?

2 сентября 2015 года, темы: Молитва, Желание, Яков Гельфман, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Меня очень волнует один вопрос. Насколько я знаю, после зажигания субботних свечей принято, что женщина просит Всевышнего об исполнении ее желаний (здоровье близких, парнаса — пропитание и т.д.). Но ведь Всевышнему лучше моего известно, какой мне предстоит путь и каким моим желаниям дано осуществиться. В сущности, мои желания определены Его волей. Так зачем же просить о чем-то?

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

Ваш вопрос — один из фундаментальных вопросов о молитве. Об этом написаны целые книги. Попробую представить Вам основные линии ответа на основе того, что я изучал. Для начала можно просто сказать: есть вещи, которые человеку не дано понять до конца. Ведь мы видим, что и чувства наши ограничены. Мы не видим инфракрасного излучения, не слышим ультразвук и т.п. Так же и возможности нашего постижения недостаточны, чтобы понять этот парадокс. Нужно просто чистосердечно молиться, тогда мы убедимся, что есть Тот, Кто слышит молитву. А когда чувствуешь живую связь с Б-гом, не так уж важно, понимаешь или нет, главное — что Он понимает. И об одном из великих кабалистов сказано, что несмотря на свои обширные познания в этой сфере тайного (где и можно найти подробные ответы на такого рода вопросы) он молился с детской простотой, как просят у папы с мамой.

Продолжим. Когда речь идет о вопросах, связанных с Торой, самое важное — чтобы человек прочувствовал ответ, чтобы он улегся в его сердце и сознании. Поэтому я обратился с Вашим вопросом к подросткам разного возраста, выросшим в религиозных семьях, т.е. к людям с «неиспорченным взглядом». И вот ответы, которые я получил.

А.: Творец хочет, чтобы у человека была связь с ним, поэтому нужно, чтобы человек молился, а не просто получал с Неба все, что ему необходимо.

Б.: Для того, чтобы человек не воспринимал все, что ему дается, как само собой разумеющееся, он должен молиться и получать то, что Творец ему предназначил, как ответ на его молитву, и это усилит его осознание, что ему дает Творец мира, а не кто-либо другой. Об этом есть красивая хасидская история. Один из лидеров хасидизма, раби Зуся из Аниполя, если не ошибаюсь, каждый день после утренней молитвы горячо вслух просил Б-га о пропитании, как предписано в книге Зоар, и после этого шамес приносил ему завтрак. Так продолжалось долгое время. Однажды служка решил: что это за спектакль такой, он молится Б-гу, но завтрак-то я ему приношу?! Завтра не принесу ему!» Сказал и сделал. На следующий день раби Зуся, как обычно, попросил у Всевышнего пропитание, но служка не несет. Тут, откуда ни возьмись, входит еврей с большим подносом, уставленным блюдами, и несет прямо раби Зусе. А тот, нисколько не удивляясь, садится завтракать. Когда этот еврей выходил, его остановил служка, чтобы спросить, что произошло. А тот ему объясняет, что он обидел рава и решил таким образом его умиротворить. Вот тогда-то и понял служка раби Зуси, Кто на самом деле посылает раву еду.

В.: Папа хочет дать сыну конфетку, но ему приятнее чтобы сын попросил ее, а не получил просто так. Почему? Видимо, чтобы сын ценил подарок и испытывал чувство благодарности к отцу. Так и Творец хочет, чтобы мы ценили то, чем он нас наделяет. Об этом есть мидраш. Спросил раби Шимон Бар-Йохай: почему ман выпадал каждый день, а не раз в год? И ответил притчей про царского сына, которому отец назначил давать деньги на пропитание раз в год. Так сын и посещал его раз в год, приходил за чеком. Сказал себе царь: «Это не дело» и назначил давать сыну деньги на пропитание каждый день. Вот тогда-то и стал сын приходить к папе каждый день.

А теперь мой ответ. Сказано, что, пока Всевышний не сотворил человека, растения не росли. Объясняют наши мудрецы: Всевышний ждал, чтобы человек помолился о дожде, и только после этого Он взрастил все. То есть потребность в молитве заложена в природу мира. Рав Пинкус, благословенна память праведника, объясняет: на самом деле есть как бы два взгляда. Со «стороны» Творца: Его совершенство и всемогущество полностью исключают возможность связи с Ним, и не имеют смысла ни молитва, ни заповеди. Но Творец создал мир и, соответственно, создал возможность связи с Ним. С этой точки зрения (с нашей стороны, со стороны творения) Творец открывается нам как Царь, и есть правила по которым управляют царством. Как сказали наши мудрецы: Царство Небес — как царство земное. И здесь, действительно, если человек не помолится, то Творец как будто и не слышит. Почему? Потому что этого требует устройство мира, это нужно для человека, созданного в этом мире. Поэтому и Творец ведет себя в соответствии с этими как бы земными правилами, «ограничивая» Свое безграничное знание и видение ради блага человека. О том, до какой степени эти правила действенны, есть история в Талмуде. Один человек шел по пустыне, и ему было тяжело идти. Он стал молиться, чтобы послали ему осла. Проходил мимо араб, у которого умер осел, погрузил тушу на спину этого человека и заставил его нести ее. Вот и получил осла! То есть, он не просил осла, чтобы на нем ехать, и просьба была выполнена не так, как он ожидал. Видимо, не было у него заслуг, поэтому получил по «букве», а не по духу молитвы, потому что, когда наши действия желанны Творцу, молитва исполняется еще до того, как мы попросим. И сказано (Тэилим 145, 18): «Близок Всевышний ко всем зовущим его, ко всем, кто обращается к нему по-настоящему» (то есть с полным осознанием того, что только Он может помочь). Чего и желаю всем нам.

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме