Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все злодеи, грешники, отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своём, принимаются, как сказано: “Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернётесь” (Ирмиягу 3, 22)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14

Мы просим Всевышнего об исполнении желаний. Но ведь Он Сам вложил эти желания! Зачем же просить?

Темы: Молитва, Желание, Яков Гельфман, Любовь к Б-гу, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Меня очень волнует один вопрос. Насколько я знаю, после зажигания субботних свечей принято, что женщина просит Всевышнего об исполнении ее желаний (здоровье близких, парнаса — пропитание и т.д.). Но ведь Всевышнему лучше моего известно, какой мне предстоит путь и каким моим желаниям дано осуществиться. В сущности, мои желания определены Его волей. Так зачем же просить о чем-то?

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

Ваш вопрос — один из фундаментальных вопросов о молитве. Об этом написаны целые книги. Попробую представить Вам основные линии ответа на основе того, что я изучал. Для начала можно просто сказать: есть вещи, которые человеку не дано понять до конца. Ведь мы видим, что и чувства наши ограничены. Мы не видим инфракрасного излучения, не слышим ультразвук и т.п. Так же и возможности нашего постижения недостаточны, чтобы понять этот парадокс. Нужно просто чистосердечно молиться, тогда мы убедимся, что есть Тот, Кто слышит молитву. А когда чувствуешь живую связь с Б-гом, не так уж важно, понимаешь или нет, главное — что Он понимает. И об одном из великих кабалистов сказано, что несмотря на свои обширные познания в этой сфере тайного (где и можно найти подробные ответы на такого рода вопросы) он молился с детской простотой, как просят у папы с мамой.

Продолжим. Когда речь идет о вопросах, связанных с Торой, самое важное — чтобы человек прочувствовал ответ, чтобы он улегся в его сердце и сознании. Поэтому я обратился с Вашим вопросом к подросткам разного возраста, выросшим в религиозных семьях, т.е. к людям с «неиспорченным взглядом». И вот ответы, которые я получил.

А.: Творец хочет, чтобы у человека была связь с ним, поэтому нужно, чтобы человек молился, а не просто получал с Неба все, что ему необходимо.

Б.: Для того, чтобы человек не воспринимал все, что ему дается, как само собой разумеющееся, он должен молиться и получать то, что Творец ему предназначил, как ответ на его молитву, и это усилит его осознание, что ему дает Творец мира, а не кто-либо другой. Об этом есть красивая хасидская история. Один из лидеров хасидизма, раби Зуся из Аниполя, если не ошибаюсь, каждый день после утренней молитвы горячо вслух просил Б-га о пропитании, как предписано в книге Зоар, и после этого шамес приносил ему завтрак. Так продолжалось долгое время. Однажды служка решил: что это за спектакль такой, он молится Б-гу, но завтрак-то я ему приношу?! Завтра не принесу ему!» Сказал и сделал. На следующий день раби Зуся, как обычно, попросил у Всевышнего пропитание, но служка не несет. Тут, откуда ни возьмись, входит еврей с большим подносом, уставленным блюдами, и несет прямо раби Зусе. А тот, нисколько не удивляясь, садится завтракать. Когда этот еврей выходил, его остановил служка, чтобы спросить, что произошло. А тот ему объясняет, что он обидел рава и решил таким образом его умиротворить. Вот тогда-то и понял служка раби Зуси, Кто на самом деле посылает раву еду.

В.: Папа хочет дать сыну конфетку, но ему приятнее чтобы сын попросил ее, а не получил просто так. Почему? Видимо, чтобы сын ценил подарок и испытывал чувство благодарности к отцу. Так и Творец хочет, чтобы мы ценили то, чем он нас наделяет. Об этом есть мидраш. Спросил раби Шимон Бар-Йохай: почему ман выпадал каждый день, а не раз в год? И ответил притчей про царского сына, которому отец назначил давать деньги на пропитание раз в год. Так сын и посещал его раз в год, приходил за чеком. Сказал себе царь: «Это не дело» и назначил давать сыну деньги на пропитание каждый день. Вот тогда-то и стал сын приходить к папе каждый день.

А теперь мой ответ. Сказано, что, пока Всевышний не сотворил человека, растения не росли. Объясняют наши мудрецы: Всевышний ждал, чтобы человек помолился о дожде, и только после этого Он взрастил все. То есть потребность в молитве заложена в природу мира. Рав Пинкус, благословенна память праведника, объясняет: на самом деле есть как бы два взгляда. Со «стороны» Творца: Его совершенство и всемогущество полностью исключают возможность связи с Ним, и не имеют смысла ни молитва, ни заповеди. Но Творец создал мир и, соответственно, создал возможность связи с Ним. С этой точки зрения (с нашей стороны, со стороны творения) Творец открывается нам как Царь, и есть правила по которым управляют царством. Как сказали наши мудрецы: Царство Небес — как царство земное. И здесь, действительно, если человек не помолится, то Творец как будто и не слышит. Почему? Потому что этого требует устройство мира, это нужно для человека, созданного в этом мире. Поэтому и Творец ведет себя в соответствии с этими как бы земными правилами, «ограничивая» Свое безграничное знание и видение ради блага человека. О том, до какой степени эти правила действенны, есть история в Талмуде. Один человек шел по пустыне, и ему было тяжело идти. Он стал молиться, чтобы послали ему осла. Проходил мимо араб, у которого умер осел, погрузил тушу на спину этого человека и заставил его нести ее. Вот и получил осла! То есть, он не просил осла, чтобы на нем ехать, и просьба была выполнена не так, как он ожидал. Видимо, не было у него заслуг, поэтому получил по «букве», а не по духу молитвы, потому что, когда наши действия желанны Творцу, молитва исполняется еще до того, как мы попросим. И сказано (Тэилим 145, 18): «Близок Всевышний ко всем зовущим его, ко всем, кто обращается к нему по-настоящему» (то есть с полным осознанием того, что только Он может помочь). Чего и желаю всем нам.

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.