Темы: Йосеф, Воспитание детей, Злословие, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ главе Вайешев сказано: «И приносил Йосеф о них (о братьях) отцу славу дурную». Получается, что Йосеф доносил на своих братьев? Наше поколение выросло с представлениями, что доносы и наушничество аморальны. Значит ли это, что наши представления о морали неверны, или — что я неправильно понимаю значение этих слов? Чему нас должны научить эти строки? Т.
Уважаемая Т.,
Безусловно, доносительство и сплетни — очень тяжелые грехи с точки зрения Торы.
Доносчик (мойсэр) — это самый мерзкий тип в еврейском понимании, и само это слово на идиш вызывает образ отвратительного и презренного человека.
О грехе злословия сказано в трактате Арахин (Вавилонский Талмуд 15), что он сопоставим с тремя смертными грехами: идолопоклонством, убийством и прелюбодеянием.
Великий Хафец Хаим написал целую книгу о законах чистоты речи (и название этой книги стало его «именем»). Более того, нельзя не только злословить, но и принимать на веру слова сплетника. И даже их слушать. Следовательно, вопрос не только о Йосефе, но и о праотце Яакове.
В чем же тут дело? Может ли быть, что один из двенадцати родоначальников еврейского народа был, не дай Б-г, сплетником? Ни в коем случае.
Как мы можем в этом убедиться? Обратимся к объяснению, которое Раши дает греху Мирьям, сестры Моше Рабейну. В конце недельной главы Беаалотха приведены слова Творца (Бемидбар 12, 8): «Как же не боялись вы говорить против раба Моего, Моше?» Раши объясняет: «Вы (Аарон и Мирьям) должны были подумать: ведь неспроста Всевышний его любит (а, значит, он не совершал греха). А вы скажете, что Я не знаю о его (Моше) поступках, то это будет грех (приписывание Всезнающему незнания) хуже первого (обвинения Моше)».
Здесь Тора сообщает нам важный принцип: не судить о вещах по первому впечатлению, а анализировать их в свете общей картины. И только тогда делать выводы.
Давайте применим этот принцип и к рассматриваемому нами случаю. Йосеф — один из двенадцати родоначальников еврейского народа, которых избрал Сам Творец мира. Он избрал их как основателей народа, с которым свяжет Свое Имя на все века. Его Имя было на груди первосвященника, когда тот заходил в Святая святых! О душевных качествах Йосефа мы можем судить по тому, как он повел себя с братьями, обрекшими его на многолетнее рабство. Он не только не отомстил им, но и приписал происшедшее полностью замыслу Творца. Значит, не мог Йосеф так вот просто согрешить!
А что же было?
Когда сплетня это грех? Когда информацию передают недоброжелателю или просто постороннему. Но если ребенок делает что-то недостойное, а родители об этом не знают, разве не грех — от них скрыть? Ведь они смогут повлиять на свое дитя, выпрямить его путь! Это и имел в виду Йосеф, когда рассказывал отцу о поведении своих братьев, — чтобы Яаков воспитывал их и направлял на их пути в жизни. И этим же руководствовался Яаков, посылая Йосефа к братьям в Шхем. Доверяя Йосефу, он хотел проверить их моральное состояние, как они ведут себя вдалеке от отчего дома. Однако в Торе это засчитано ему как прегрешение (видимо, потому, что он не был правильно понят братьями), об этих делах Йосефа сказано так, что складывается впечатление, будто Йосеф, не дай Б-г, был доносчиком.
Это напоминает мне историю с учеником знаменитого Раби Элимелеха из Лиженска. Когда Раби Элимелех традиционно «вытряхивал» свои одежды около водоема на Рош а-Шана (обряд, при котором мы «выбрасываем за борт» прошлогодние грехи), он стал «собирать» руками то, что Реб Элимелех вытряхнул. Когда удивленные молящиеся спросили его о значении этого, он ответил: «То, что для Учителя считается грехом, для нас считается заповедью». Так и мы скажем: дай Б-г, чтобы наши слова были так же чисты, как «доносы» Йосефа.
Несмотря на сказанное, безусловно, Тора показывает нам, с какой осторожностью надо выбирать слова, особенно, когда речь идет о другом человек, даже если наши намерения чисты и мы говорим только ради пользы.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Ашер Кушнир
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ