Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Йосеф был доносчиком?!

Темы: Йосеф, Воспитание детей, Злословие, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

В главе Вайешев сказано: «И приносил Йосеф о них (о братьях) отцу славу дурную». Получается, что Йосеф доносил на своих братьев? Наше поколение выросло с представлениями, что доносы и наушничество аморальны. Значит ли это, что наши представления о морали неверны, или — что я неправильно понимаю значение этих слов? Чему нас должны научить эти строки? Т.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемая Т.,

Безусловно, доносительство и сплетни — очень тяжелые грехи с точки зрения Торы.

Доносчик (мойсэр) — это самый мерзкий тип в еврейском понимании, и само это слово на идиш вызывает образ отвратительного и презренного человека.

О грехе злословия сказано в трактате Арахин (Вавилонский Талмуд 15), что он сопоставим с тремя смертными грехами: идолопоклонством, убийством и прелюбодеянием.

Великий Хафец Хаим написал целую книгу о законах чистоты речи (и название этой книги стало его «именем»). Более того, нельзя не только злословить, но и принимать на веру слова сплетника. И даже их слушать. Следовательно, вопрос не только о Йосефе, но и о праотце Яакове.

В чем же тут дело? Может ли быть, что один из двенадцати родоначальников еврейского народа был, не дай Б-г, сплетником? Ни в коем случае.

Как мы можем в этом убедиться? Обратимся к объяснению, которое Раши дает греху Мирьям, сестры Моше Рабейну. В конце недельной главы Беаалотха приведены слова Творца (Бемидбар 12, 8): «Как же не боялись вы говорить против раба Моего, Моше?» Раши объясняет: «Вы (Аарон и Мирьям) должны были подумать: ведь неспроста Всевышний его любит (а, значит, он не совершал греха). А вы скажете, что Я не знаю о его (Моше) поступках, то это будет грех (приписывание Всезнающему незнания) хуже первого (обвинения Моше)».

Здесь Тора сообщает нам важный принцип: не судить о вещах по первому впечатлению, а анализировать их в свете общей картины. И только тогда делать выводы.

Давайте применим этот принцип и к рассматриваемому нами случаю. Йосеф — один из двенадцати родоначальников еврейского народа, которых избрал Сам Творец мира. Он избрал их как основателей народа, с которым свяжет Свое Имя на все века. Его Имя было на груди первосвященника, когда тот заходил в Святая святых! О душевных качествах Йосефа мы можем судить по тому, как он повел себя с братьями, обрекшими его на многолетнее рабство. Он не только не отомстил им, но и приписал происшедшее полностью замыслу Творца. Значит, не мог Йосеф так вот просто согрешить!

А что же было?

Когда сплетня это грех? Когда информацию передают недоброжелателю или просто постороннему. Но если ребенок делает что-то недостойное, а родители об этом не знают, разве не грех — от них скрыть? Ведь они смогут повлиять на свое дитя, выпрямить его путь! Это и имел в виду Йосеф, когда рассказывал отцу о поведении своих братьев, — чтобы Яаков воспитывал их и направлял на их пути в жизни. И этим же руководствовался Яаков, посылая Йосефа к братьям в Шхем. Доверяя Йосефу, он хотел проверить их моральное состояние, как они ведут себя вдалеке от отчего дома. Однако в Торе это засчитано ему как прегрешение (видимо, потому, что он не был правильно понят братьями), об этих делах Йосефа сказано так, что складывается впечатление, будто Йосеф, не дай Б-г, был доносчиком.

Это напоминает мне историю с учеником знаменитого Раби Элимелеха из Лиженска. Когда Раби Элимелех традиционно «вытряхивал» свои одежды около водоема на Рош а-Шана (обряд, при котором мы «выбрасываем за борт» прошлогодние грехи), он стал «собирать» руками то, что Реб Элимелех вытряхнул. Когда удивленные молящиеся спросили его о значении этого, он ответил: «То, что для Учителя считается грехом, для нас считается заповедью». Так и мы скажем: дай Б-г, чтобы наши слова были так же чисты, как «доносы» Йосефа.

Несмотря на сказанное, безусловно, Тора показывает нам, с какой осторожностью надо выбирать слова, особенно, когда речь идет о другом человек, даже если наши намерения чисты и мы говорим только ради пользы.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ