Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки
По материалам журнала «Истоки»

Комментарий на Тору, составленный выдающимся талмудистом, раби Барухом Алеви Эпштейном (1860-1942), сыном и учеником раби Ехиэля-Михаля Эпштейна, составившего знаменитый труд по алахе «Арух Ашульхан» (на четыре части Шульхан-Аруха). Раби Барух учил Тору также у своего дяди, крупнейшего авторитета Торы, главы Воложинской ешивы, Анецива, и у своего тестя, известного ученого, раби Элазара Моше Гурвица, в течение пятидесяти лет руководившего общиной Пинска. После смерти тестя раби Барух Эпштейн стал главным Пинским раввином, но отказался брать положенную ему зарплату, работая банковским служащим.

Убит немцами во время оккупации.

Книга издавалась множество раз еще при жизни автора (Виленские издания), издается она и сейчас. Нет ни одной ешивы, на полках которой не стоят пять маленьких томов «Тора Тмима».

Материал в книге расположен в порядке Хумаша. Под текстом Торы помещен комментарий Раши. Еще ниже приведены отрывки из Талмуда и Мидраша на соответствующие стихи Торы. Комментарий самого раби Баруха на эти отрывки идет в самом низу страницы. Комментируя талмудические цитаты, автор необычайно убедительно и остроумно доказывает правильность толкования, основанного на тех положениях, что разрабатывались усилиями древних законоучителей.

Тот, кто начал читать эту книгу, уже не оставит ее. Она написана простым, красивым языком, практически без использования арамизмов.

Через нее хорошо входить в мир Талмуда. Она захватывает и очаровывает своей неожиданной глубиной, которая, оказывается, вполне доступна каждому. Ее хочется пересказывать.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре