Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Торы

Раби Эфраим-Шломо бар Аарон Лунчиц (Кли якар; 5310-5379 /1550-1619/ гг.) — выдающийся комментатор Торы.

Родился в польском городке Лунчице. В юности учился в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.).

Прославился как выдающийся оратор, толкователь Торы и проповедник. Он выступал во многих крупнейших общинах, в том числе и в Люблине, Лемберге (Львове) и Праге. Его многочисленные драшот (толкования) по самым разным вопросам собраны в книгах Ир гиборим (Город богатырей), Олелот Эфраим (Арабески Эфраима), Орах лехаим (Путь жизни), Амудей шаиш (Мраморные колонны) и др.

Возглавлял ешиву в г. Лемберге. Поддерживал дружеские отношения с Мааралем из Праги (см.), который был гораздо старше его по возрасту, а также с более молодыми учеными — выдающимся комментатором Талмуда р. Шмуэлем Эйдельсом (Мааршой; см.) и великим кабалистом р. Йешаей Гурвицем (Шла Акадош; см.).

В 5364 /1604/ году р. Эфраим Лунчиц сменил во главе пражской общины престарелого Маараля, став его духовным наследником. Он возглавил также ешиву в Праге; наиболее выдающимся из его учеников был р. Йом-Тов Геллер (см.), написавший впоследствии знаменитый комментарий на Мишну — Тосафот Йом-Тов.

Самым значительным произведением р. Эфраима-Шломо Лунчица стал его комментарий на Пятикнижие, названный Кли якар (Драгоценный сосуд). Этот комментарий построен на многочисленных мидрашах и талмудических преданиях, в то же время в нем ощущается влияние идей кабалы.

Комментарий Кли якар стал одним из самых популярных и изучаемых — во многих классических изданиях он печатается рядом с основным текстом Торы.

Р. Эфраим Лунчиц умер седьмого ияра 5379 /1619/ года. Похоронен в Праге.

с разрешения издательства Швут Ами


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.