Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Дер-Вильнер Гаон, Элияу бен Шломо Залман (1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства. Его необычные способности проявились уже в раннем детстве, когда ему не могли подыскать подходящего учителя. Отличался фантастическим трудолюбием и поразительной памятью, что на фоне мощного интеллекта быстро превратило его в выдающегося еврейского мудреца не только своей эпохи, но и последующих поколений. Гаоном (гением) его звали при жизни: Агаон раби Элия, сокращенно Агра.

Несмотря на крайнюю бедность, не соглашался занять раввинский пост, чтобы не отвлекаться от занятий Торы. С юности стяжал славу святого человека, за что уже в 20-летнем возрасте получил приставку к имени — Хасид, Благочестивый. Пользовался легендарной любовью среди всех сословий.

Никогда не публиковал своих произведений, но, поскольку состоял в переписке со всеми авторитетами в области Закона, считался среди них первым по уровню эрудиции и способности предельно ясно обосновать решение. Прекрасно владея светскими науками своего времени, оставил после себя до семи десятков рукописей с комментариями на Тору и оба Талмуда, в которых использовал свои феноменальные знания во всех областях. Но главной его чертой была безграничная преданность Торе. Он говорил: «Праведники стремятся не к приятному или полезному, а к тому, что только одно и является добром, — к исполнению заповедей Торы». Умер он в Суккот, сжимая в одной руке этрог с лулавом, в другой нити цицит.

Известно, что спал он час днем и час ночью. Как-то проезжая через один город, он остановился в доме местного раввина. Ученики ешивы приставили к окну его комнаты на втором этаже лестницу, по которой всю ночь по очереди поднимались посмотреть «как учится Агра». Наутро раввин объявил, что Гаон, утомившись с дороги, проспал на пять минут больше обычного и уехал расстроенный. Все решили, что причиной его усталости был шум за окном. Поэтому, когда Гаон на обратном пути вновь остановился на ночлег в том же месте, его никто не беспокоил. Назавтра счастливые горожане передавали, что на этот раз великий гость спал на пять минут меньше. Так была спасена честь города.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»