Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал царь Шломо: «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу».»(Мишлей, 21:21)
Биография раввина

Дер-Вильнер Гаон, Элияу бен Шломо Залман (1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства. Его необычные способности проявились уже в раннем детстве, когда ему не могли подыскать подходящего учителя. Отличался фантастическим трудолюбием и поразительной памятью, что на фоне мощного интеллекта быстро превратило его в выдающегося еврейского мудреца не только своей эпохи, но и последующих поколений. Гаоном (гением) его звали при жизни: Агаон раби Элия, сокращенно Агра.

Несмотря на крайнюю бедность, не соглашался занять раввинский пост, чтобы не отвлекаться от занятий Торы. С юности стяжал славу святого человека, за что уже в 20-летнем возрасте получил приставку к имени — Хасид, Благочестивый. Пользовался легендарной любовью среди всех сословий.

Никогда не публиковал своих произведений, но, поскольку состоял в переписке со всеми авторитетами в области Закона, считался среди них первым по уровню эрудиции и способности предельно ясно обосновать решение. Прекрасно владея светскими науками своего времени, оставил после себя до семи десятков рукописей с комментариями на Тору и оба Талмуда, в которых использовал свои феноменальные знания во всех областях. Но главной его чертой была безграничная преданность Торе. Он говорил: «Праведники стремятся не к приятному или полезному, а к тому, что только одно и является добром, — к исполнению заповедей Торы». Умер он в Суккот, сжимая в одной руке этрог с лулавом, в другой нити цицит.

Известно, что спал он час днем и час ночью. Как-то проезжая через один город, он остановился в доме местного раввина. Ученики ешивы приставили к окну его комнаты на втором этаже лестницу, по которой всю ночь по очереди поднимались посмотреть «как учится Агра». Наутро раввин объявил, что Гаон, утомившись с дороги, проспал на пять минут больше обычного и уехал расстроенный. Все решили, что причиной его усталости был шум за окном. Поэтому, когда Гаон на обратном пути вновь остановился на ночлег в том же месте, его никто не беспокоил. Назавтра счастливые горожане передавали, что на этот раз великий гость спал на пять минут меньше. Так была спасена честь города.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.