Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Величайший мудрец, талмудист и раввин Средневековья Раби Шломо Ицхаки (Раши)

Раби Шломо Ицхаки (1040-1105), автор классического комментария на Тору и Талмуд. Родился и умер в Труа, Восточная Франция. Выходец из семьи, ведшей родословную из дома Давида. Учился у лучших раввинов своего времени в ешивах Вормса и Майнца, Лотарингия. Уже в двадцатипятилетнем возрасте создал собственную талмудическую школу,

ставшую средоточием еврейской науки.

Большинство своих комментариев создал во время занятий с учениками. Колоссальный труд, объемлющий почти все книги Танаха и большинство трактатов Вавилонского Талмуда, быстро приобрел всеобщее признание и вытеснил все принятые в то время толкования. Язык Раши отличается простотой, емкостью и силой проникновения в материал. Стараясь разъяснить точный смысл каждого слова и выражения, Раши одновременно заботился о том, чтобы дать ответы практически на все возникающие вопросы.

Без комментариев Раши нельзя изучать ни Танах, ни Талмуд. На этом основании его называют «учителем поколений». Кстати, первой печатной еврейской книгой был сборник его комментариев (1475, Италия).

Чтобы добыть средства к существованию, великий ученый занимался виноградарством, одновременно исполняя обязанности раввина городской общины. Ему довелось стать очевидцем первых крестовых походов, когда были разгромлены сотни цветущих еврейских общин в долине Рейна.

Отличаясь необычайной скромностью, кротостью и добротой, он снискал любовь современников. О его гениальности и провидческих способностях рассказывали легенды. Вот одна из них. Находившийся в дружеских отношениях с Раши руководитель первого похода в Палестину Готфрид Бульонский якобы спросил его в час расставания о своей судьбе и услышал в ответ, что войдет с войсками в Иерусалим, будет править три дня, но после разгрома бежит и вернется домой на трех конях. Так и произошло, с одним исключением — домой он вернулся на коне в сопровождении трех всадников. Чтобы показать ученому еврею, что тот ошибся, Готфрид первым делом бросился к Раши, но при въезде в город под одним из слуг пал загнанный конь. Смущенный, вошел герцог в дом мудреца и там узнал, что тот скончался три года назад.


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...