Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Интересные факты из жизни Алтер Ребе, хасидского наставника, цадика, основателя движения Хабад и автора книги Тания

Раби Шнеур-Залман, сын раби Баруха Познера. Его называют также Равом из Ляд (Ляды — местечко, где он долгие годы жил), равом Залманом из Леозны (по месту рождения под Могилевом), Бааль-Танья (по главной книге его жизни). Родился в 1745 году, умер в 1813. Один из самых авторитетных хасидских цадиков, талмудист, праведник, энергичный организатор, высоко эрудированный ученый, человек большого личного обаяния. Основатель хасидского движения Хабад, оно же — движение Любавичских хасидов (дело в том, что после его смерти центр движения переместился из Ляд в Любавичи, что на Днепре).

Был одним из приближенных учеников знаменитого Межеричского Магида, раби Дова-Бера. В 25 лет по поручению учителя приступил к составлению Краткого Шульхан-Аруха, сделав компилятивную выжимку из раздела «Орах Хаим» Йосефа Каро и Рамо. Потратил на это много лет, но большая часть рукописи сгорела, спасти удалось примерно треть труда.

В 1772 году после смерти Магида стал — наряду с раби Менахемом Менделем из Витебска — одним из вождей хасидизма, пользуясь в среде своих приверженцев исключительным влиянием. Оба руководителя предприняли попытку встретиться c Виленским Гаоном для примирения с литовскими раввинами, но попытка не удалась. Раби Шнеур-Залман дважды побывал в заключении по доносам своих врагов — как со стороны евреев, так и со стороны властей (имел стычку с сенатором Державиным, «занимавшимся еврейским вопросом»; русский поэт отличался зоологическим юдофобством).

Во время Войны 1812 года раби Шнеур-Залман призывал евреев оказывать всяческую помощь русским войскам, поскольку, как писал он в своем воззвании, «победа Наполеона над Россией сокрушит устои иудаизма».

Много работал над составлением Сидура, сборника молитв, взяв за основу вариант, предложенный великим Аризалем. Последователи Хабада молятся по этому сидуру до сегодняшнего дня.

Читайте подробную биографию основателя Хабад на сайте


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.