Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Известнейший комментатор Торы был не только мудрецом, но и святым человеком. История о дарованной Раши способности видеть будущее.

В городе Вормсе жил ученый, который для заработка торговал вином, а для того, чтобы выполнить своё призвание на земле, писал комментарии к Торе. Звали его Рабби Шломо бен Ицхаки или, сокращённо, Раши.

Он писал комментарии к Талмуду, где говорится о событиях, происходивших около тысячи лет до его рождения. Он писал комментарии к Хумашу, Книге, которая начинается вообще с начала всех времён. А в это время короли окрестных стран собирались в крестовый поход, чтобы отобрать у арабов землю, которая была раньше страной Израиля, и город, где раньше стоял Бейт Га-Микдаш. Они думали, что хозяином этой земли может стать, тот у кого длиннее копьё или тяжелей меч. Мнения евреев никто не спрашивал.

Впрочем, герцог земли, где жил Раши, был, может быть умнее других. Он решил спросить совета у еврейского мудреца, стоит ли ему отправляться в поход. Но гонцы, которых он отправил к Раши, возвращались ни с чем и говорили, что евреи отказываются ехать к герцогу. Герцог, очень сердитый, поехал к Раши сам. Он ворвался в кабинет учёного, где стоял стол, заваленный книгами, но никого видно не было.

— Соломон, Соломон, где ты? — закричал герцог.

— Здесь. Что вы хотите, ваша светлость? — раздался спокойный голос.

— Но я не вижу тебя! Где ты?

— Да здесь же. Какое дело у вас ко мне?

Герцог протер глаза, но по-прежнему никого не увидел. Тогда он сказал:

— Раби Соломон, я клянусь, что не причиню тебе никакого вреда. Дай мне возможность увидеть тебя.

В следующий миг за столом появился человек с лицом таким светлым и мудрым, какие не приходилось раньше видеть герцогу. Герцог изложил свою просьбу:

— Я много слышал о твоих познаниях и уме. Евреи и неевреи говорят, что ты можешь предсказывать будущее. Мне нужен совет. Я собрал сильную армию, пехоту и кавалерию, и хочу завоевать Иерусалим. Ждет ли меня успех? Скажи честно, я не стану гневаться, даже если ответ будет плохим для меня…

— Господин герцог, мне нечем вас обрадовать. Но, если вы настаиваете, придется сказать. Начало похода будет удачным. Вы захватите город и будете править там три дня. Но на четвертый день вам придется оттуда бежать. Ваши солдаты будут убиты или умрут на обратном пути. Вы вернетесь в свой город с тремя людьми на трех лошадях.

Услышав эти слова, герцог побелел. Так что же, вообще не выходить в поход. Но что скажут другие короли и герцоги? Что скажут обственные солдаты и прочие подданные? Поверил еврею, испугался… Герцог произнес сквозь стиснутые зубы:

— Если твои слова подтвердятся, я сдержу слово и не причиню тебе вреда. Но если я вернусь хотя бы с четырьмя, то брошу твое мясо со бакам и прикажу убить всех евреев в моей стране!..

Ну вот, давай после этого советы герцогам…

Ну а, собственно, кто он такой, этот герцог? Да, у него блестящие латы и грозный голос. Но у индийского слона длинные бивни, а трубит он так, что никакому герцогу не снилось. И этот слон ест, спит, живет и умирает по приказу Того, Кто его создал. То же относится и к герцогу Если Тора говорит «три всадника», то что бу ни случилось, четвертому не бывать…

Предсказание еврейского ученого постепеннь исполнялось. Герцог с армией захватил Ерушалаим, потом бежал. Его армия таяла по дороге. Кто дезертировал, кто умер от болезней и ран. С четырьмя всадниками герцог подъезжал к воротам Вормса. Конь цокал копытами, а в ушах отстукивало: «Не смог, не сумел, не смог, не сумел…» Что скажут другие короли? Что скажут дети погубленных солдат? Единственная мысль грела его сердце: всадников-то было все-таки четыре… И значит, согласно уговору, у него есть законное право отомстить за свои неудачи тому, кто о них предупреждал — этому Раши.

И вот они у ворот. Тут балка с железными шипами внезапно упала со стены и убила лошадь. Солдат замешкался рядом с ней, и герцог въехал в город только с тремя всадниками. По Торе, а не так, как желало его мохнатое сердце.

Тут Герцог испугался. Он понял, что Раши действительно дано видеть будущее. Он решил заехать к нему, чтобы отдать должное его мудрости. Но, завернув на его улицу, он увидел толпу людей с печальными лицами. Ему сказали, что Раби Соломон скончался. Он выполнил задачу, ради которой Гашем послал его душу в этот мир. Закончены комментарии, которые евреи в возрасте от пяти до ста двенадцати лет будут читать из поколения в поколение. И, наверное, только из-за его комментариев сохранилась в памяти история с герцогом…


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.