Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как достичь финансового успеха по Торе?

Темы: Успех, Тора и бизнес, Предназначение, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Как достигнуть финансового успеха по Торе? Заранее большое спасибо. С уважением, Саймон

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Саймон!

Если суть Вашего вопроса — каковы законы и принципы Торы в области ведения денежных дел, бизнеса и т. п., то в целом, разумеется, надо делать это по-честному. Не жульничать, не пытаться продавать по слишком высокой цене, а покупать по слишком низкой, не задерживать зарплату работникам и т. д. А в частности — перед нами огромная совокупность законов, представленных в своде «Шульхан Арух», разделе «Хошен Мишпат», их надо просто учить.

Если же Ваш вопрос — как Тора может помочь добиться финансового успеха и не остаться бедным, то тут, боюсь, Тора предназначается для несколько других целей. Ведь очевидно, что существуют как богатые люди, так и бедные, и среди религиозных — и весьма праведных — евреев тоже. Ибо цель Торы — помочь человеку достичь духовного успеха. Реализовать себя, исполнить свое предназначение, достичь цели своей жизни.

Финансовый же успех — это не цель жизни. Это средство. Одно из многих. Б-г дает каждому человеку свою роль и, в соответствии с этим, инструменты, которые ему необходимы для ее выполнения. Кому-то следует стать ученым, ему Б-г дает необходимый для этого тип ума. Кому-то — музыкантом, ему Б-г дает слух и голос или способность играть на определенном инструменте. А кому-то — стать филантропом (это тоже может быть ученый или музыкант, но чаще — бизнесмен), и ему Б-г дает необходимые для этого финансовые средства. Вместе с соответствующим характером — желанием использовать эти средства для помощи людям: строить больницы и школы, дома для бедных и т. д.

Тот же, кому суждено выполнять иную роль, наделяется и другим характером, и другими возможностями. Если человек склонен использовать деньги не на подобные цели, а тратить их исключительно на себя, а то и во зло, то в его руках они не будут эффективным инструментом. Такому человеку нет смысла желать финансового успеха — а только успеха в исполнении своей роли, какой бы она ни была.

Позвольте привести следующий пример из жизни. Чайковский в одном из писем высказал такую мысль: жаль, что Глинка был барином и не нуждался в деньгах. Если бы нуждался, то написал бы больше. Мне, например, продолжает Чайковский, постоянно не хватает денег, вот я и принимаю заказы отовсюду. Хочу писать симфонии, но сейчас заказали маленькие пьески, вот и выпекаю эти «музыкальные блины», а симфонии еще напишу, и так будет больше музыки. Правильная мысль, и, разумеется, не только в отношении музыки.

Все мы хотим быть материально обеспеченными, но часто сами не знаем, как это на нас отразится: больше пользы мы так принесем миру или меньше, станем лучше или нет. Известно, что власть развращает. Но это справедливо в отношении любой силы и любых возможностей, которыми можно злоупотреблять, и денег, конечно, тоже.

Это не значит, что к финансовому успеху не следует стремиться вообще — конечно, можно, и можно молиться об этом Б-гу. Слишком часто вопрос не в том, будем ли мы людьми высокого или среднего достатка, а в том, будет ли у нас работа или ее не будет вообще, хватит ли денег на то, что нам необходимо, или не хватит, — а жить-то надо. Так что надо стараться заработать то, что можно, и молить Б-га об этом.

Но при этом не следует думать, что надо непременно достичь высокого уровня дохода, и что, если соблюдение Торы и молитвы к этому не приводят, то что-то тут не так. Все так, Б-г все продумал. Главным вопросом для нас должен быть: в чем наша роль и как ее исполнить. И деньги стремиться заполучить лишь как средство для выполнения этой роли: оплаты того, что нам необходимо, и, если есть возможности, помощи другим. А если останется немного для обеспечения личного комфорта, путешествий и т. д., то можно, но в меру. Не забывая поблагодарить Б-га за такую милость и выразить восхищение чудесным миром, созданным Им, — тогда и наслаждение этим миром станет средством сближения с Ним.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше