Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие «патенты», какие заповеди помогают достичь удачи в бизнесе?

Темы: Успех, Деньги, Сгула, Маасер, Тора и бизнес, Йеуда-Лейб Аврех

Отложить Отложено

Еще вопрос: я, кажется, рассказывала вам, что Н. бизнесмен. Фактически он все свое время посвящает разным бизнесам. Так вот, я хотела бы послать ему имейл, где будут перечислены сгулот и мицвот, которые хорошо делать, чтобы был успех. Было бы неплохо также иметь живые примеры из нашей современной реальности, если такие есть. Не могли бы вы сделать такую подборку для него? Да и я бы тоже ими воспользовалась!

Отвечает Йеуда-Лейб Аврех

Действительно, в Торе и Талмуде есть «еврейские патенты» (сгулот), как заработать деньги. Попробуем перечислить некоторые из них:

Молитва

Вавилонский Талмуд (трактат Нида 70) задает тот же вопрос, что и Вы: что должен сделать человек, чтобы стать богатым? И отвечает: «Пусть больше работает, и пусть все его деловые отношения будут честными. — Но многие делали так и не преуспели? — Необходимо еще и просить у Того, Кому принадлежат все деньги этого мира, как сказано (Хагай 2:8): “Мне — серебро, и мне золото, — слово Господа…”».

На нашем сайте приводится одна из таких молитв.

Омовение рук

Во времена Храма все благосостояние мира шло от Стола для хлебов в Храме. Сегодня Храма нет, но есть мицва омовения рук. Мы омываем руки подобно тому, как это делали коаним в Храме.

Перед тем, как есть хлеб, мы должны омыть руки из цельного сосуда.

Рабби Хисда (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат 62) сказал: «Я омывал полные руки (то есть большим количеством воды, больше, чем необходимый минимум), и Всевышний дал мне полные руки добра».

Соблюдение Субботы

Суббота — источник благословения. Как прошла суббота — так «благословится» следующая неделя.

Честно вести дела

Сказано в Мидраше: «Кто ведет дела честно, у того имущество преумножается».

Сандек

Быть сандеком на обрезании. Сандек — тот, кто держит ребенка во время обрезания.

Мир в доме

Мир в доме и уважение мужа к жене приводит большое благословение в дом, в том числе — и финансовое благополучие (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция 59).

Мы перечислили некоторые из советов наших мудрецов, как преумножить материальное благополучие, и есть ещё много других сгулот для бизнеса (например, новый хлебный нож на Рош а-Шана). Но есть еще один совет, даже больше, чем совет — обещание с «гарантией» Всевышнего:

Маасэр

В Талмуде (трактат Таанит 9) сообщается, что отделение маасэра позволяет разбогатеть, как сказано в Торе (Дварим 14:22): «Отдели» — чтобы разбогатеть.

Цдака — это деньги, данные на благотворительность. Маасэр (дословно «десятина») — это цдака, сумма которой определена: десятая или пятая часть заработка. Причем лучше всего давать маасэр на нужды бедных и на распространение Торы и поддержку тех, кто ее изучает.

Интересно, что при исполнении любой мицвы не следует «проверять» Всевышнего («Вот я в эту субботу не поеду на море, посмотрим, поможет ли мне Б-г сдать экзамен в воскресенье»), но когда речь идет о маасэре, можно «испытать», проверить Всевышнего. Так сказано в книге пророка Малахи (3:10).

Конечно при условии, что мицва была соблюдена точно по закону — отделили точно 10 или 20% от чистого заработка, деньги пошли на соответствующие цели и т.д.

Особенность мицвы маасэра, которая отличает ее от всех перечисленных в начале сгулот: принимая на себя (конечно, без обета) обязанность отделять маасэр, мы становимся полноценными партнерами Вс-вышнего.

Конечно, основная награда за выполнение любой мицвы — в мире будущем, но можно привести множество конкретных примеров, когда люди, принявшие на себя отделение маасэра, получили и в этом мире большие дивиденды (и намного раньше, чем ожидали).

Живой пример из нашей современной реальности? Их много.

В прошлом месяце ушел один из великих благотворителей, жертвовавший огромные средства на поддержку Торы и помощь евреям, реб Зеев Вольфсон. Он приехал в Америку из Европы семнадцатилетним сиротой, не зная языка и не имея денег. Как свидетельствуют дети реб Зеева и как говорил он сам, секрет его успеха был в том, что он всегда вел дела честно и отделял маасэр. Мы не знаем, каковы были его доходы, но в последние годы Вольфсоны давали на распространение Торы около 150 миллионов долларов в год.

С уважением, Йеуда-Лейб Аврех

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)